Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Правда о «Русской весне»

Правда о «Русской весне»

Книга Сергея Бережного «Тихая работа вежливых людей» полна недосказанностей...
Алексей Полубота
16.02.2022
Правда о «Русской весне»

Недосказанности в книге понятны или отчасти понятны читателям в «теме», тем, кто прошёл через войну в Донбассе или хотя бы много общался с участниками тех событий. И это объяснимо – о многом, происходящем на донецкой земле с 2014 года, говорить ещё рано. И всё-таки, даже при всех недомолвках и неизбежной субъективности авторского взгляда, книга эта останется, как важное свидетельство исторических событий, масштаб которых многими ещё недооценён.

Все мы сегодня судим о происходящем вне нашей личной жизни в основном из СМИ или соцсетей. Однако известно как официальные средства массовой информации, так и разного рода «независимые блогеры» зачастую искажают правду в угоду кукловодам или текущей конъюнктуре. А любимые интернет-зависимой публикой стримы и короткие видео с места событий и вовсе могут извратить суть происходящего, стоит им лишь наложить соответствующий закадровый тест. Подобный приём, как мы теперь уже хорошо знаем, вовсю используют украинские и западные журналисты. А вот книги, подобные той, что написал Бережной, не исправишь, не перепишешь. Правду, сквозящую между строк его публицистически-художественного повествования, не сотрёшь.

В основном в книге отражены события 2014-2015 годов, когда в том, что происходило на многострадальной земле Донбасса, чувствовался объединяющий людей самых разных убеждений подъём русского духа.

838455.750x0.jpgВот как сам автор объясняет, почему описывает лишь события начала этой войны:

«…тогда ещё всё воспринималось остро и обнажённо, и души наши сочились от увиденного, сжимались кулаки, каменели скулы и ожесточались сердца жаждой мести. Может быть, потому что был какой-то пассионарный взрыв сознания и осознания, что мы можем ещё сопротивляться. Можем отстаивать свою самоидентичность. Что убили в себе рабов. Что баранами нас на заклание не потащишь.

Мы верили, что агонизирует эпоха предательства и через рождение Новороссии возрождается Россия, как воплощение идеи социальной справедливости. Верили, что началось возрождение державы».

Мне, как человеку, не раз приезжавшему в Донбасс в то время, остаётся лишь подписаться под каждым словом.

Бережной скупыми, но уверенными штрихами описывает близких ему по духу людей. Тех, кого в 2014 году и сейчас ещё иногда называют ополченцами – людьми, презревшими материальное благополучие и самую смерть ради своих идеалов. Впрочем, у Сергея Александровича мало патетики. По отношению к героям повествования часто проскальзывает добрая ирония, да и самоирония. Это относится и к бывшему главному редактору новостного информационного агентства АННА-НЬЮС профессору МГУ Марату Мусину, светлой памяти которого Бережной посвятил книгу.

В ней встречаются страшные подробности описываемых событий: вот отряд ополченцев на «нейтральной территории» находит в оставленном хозяевами доме убитую украинскими нацистами женщину-беженку, а её маленький сын прячется в груде старой одежды; вот лежат погибшие мирные жители на улицах городов, вот передают при обмене пленных искалеченных ополченцев. Хотя автор не ставит своей задачей перечислить как можно больше преступлений, совершённых украинскими карателями.

Через повествование тревожной нотой звучит мысль-сомнение: есть ли смысл в том, чтобы участвовать в братоубийственной войне, развязанной людьми, далёкими от каких-либо идеалов? Не напрасны ли жертвы? И сам же себе не раз и не два отвечает автор: есть смысл, большой великий смысл!

И даже, казалось бы, пытающиеся отсидеться, скрыться за словами «нам – что та власть, что эта» обыватели на территории, контролируемой украинскими войсками, говорят попавшим в засаду ополченцам: «Выберетесь вы! Вы другие, сила в вас чувствуется и уверенность в правоте своей. Значит, за вами правда и сам Бог».

IMG_1576 - копия.JPGИ не случайно, хотя и как бы вскользь приводит автор слова Марата Мусина о том, что главная цель задумавших оторвать Украину от России – надломить православие, насадить на малороссийской земле униатство. Сказано это было за несколько лет ещё до порошенковско-варфоломеевской аферы. Однако многие незашоренные умы в России и на Украине чувствовали и чувствуют, что ставка делается как раз на ментальный разрыв между великороссами и малороссами, подобный тому, что уже веками существует между родственными по крови сербами и хорватами. И не случайно главным символом русского сопротивления в самые трагичные дни лета 2014 года над зданием луганского ОГА был поднят флаг с ликом Иисуса Христа.

Бережной далёк от идеализации персонажей своей книги и главных героев «Русской весны». Они у него живые люди, порой с грузом ошибок в прошлом. Но главная их черта – неуспокоенность души, нежелание мириться с несправедливостью, опутавшей мир.

Пожалуй, самая сильная часть книги – рассказ о том, как группа фронтовых корреспондентов, включая автора, и сопровождающих их ополченцев в результате предательства оказывается в тылу украинских войск и чудом избегает гибели или плена. И помогает им в этом большой боевой опыт, который учит человека в нужный момент действовать решительно, даже беспощадно, и вместе с тем с огромной выдержкой. И есть ещё один фактор, который всегда помогал и помогает побеждать русским воинам – неутраченная человечность. Ведь вопреки непререкаемому правилу разведчиков-диверсантов – уничтожать всех, кто теоретически может предать, выдать место их нахождение, – ополченцы не проливают ни одной капли крови за два дня нахождения на подконтрольной ВСУ территории, хотя на их пути попадаются не внушающие доверия персонажи. К слову сказать, эта часть книги вполне могла бы стать основой психологически мощного и правдивого фильма о донбасской войне.

Одно из самых трогательных мест в книге – рассказ о раненном на передовой лисёнке, которого вылечили ополченцы и дали позывной Рыжий. Это своего рода лирическая новелла, встроенная в повествование. Речь в ней идёт о времени, когда закончились активные боевые действия и наступил период изнуряющего затяжного донбасского сидения в окопах. За той любовью, которую проявляют в отношении прирученного благодарного зверька ополченцы, чувствуется их тоска по дому, тихой мирной жизни. И вместе с ними остро переживаешь гибель Рыжего, который заметил украинских диверсантов и своим лаем спас от гибели жизни ополченцев.

Читая книгу, постоянно чувствуешь, где явную, а где сквозящую между строк горечь Сергея Бережного из-за того, что огромное воодушевление, вызванное «Русской весной», сошло на нет.

Что все жертвы привели «лишь» к созданию маленьких, истекающих кровью ДНР и ЛНР, а не большой и справедливой Новороссии, которая могла бы стать примером для всего Русского мира.

Это разочарование во многом справедливо и, в значительной мере, разделяет его и автор этих строк. Но отчасти и сам Сергей Бережной своими размышлениями в книге отвечает на вопрос, почему так произошло. Обычно указывают на непоследовательную позицию российского руководства. И с этим тоже можно согласиться. Но более глубокая причина в том, что русский народ, дезорганизованный в конце XX века, пока так и не обрёл подлинного единства внутри себя. Бережной упоминает о том, что даже охваченные благородной идеей русского возрождения командиры ополченцев не смогли найти общего языка и нередко действовали против единого врага порознь. Если в своё время существовала феодальная раздробленность Руси, то сегодня можно говорить об идеологической. Но как раз, смею надеяться, то, что произошло в 2014 году в Новороссии, стало одним из признаков начала обратной сборки. И совершённые тогда подвиги, принесённые жертвы не были и не могли быть напрасными.

У нашего времени появились свои герои, которые шли погибать за Родину по зову сердца, без принуждения, не имея никаких корыстных побуждений. А это уже дорогого стоит.

Конечно, они станут примером для будущих поколений. По крайней мере, для тех представителей этих поколений, кому небезразлична будет судьба своего народа. И одна из задач писателей сегодня – не дать забыть об этих героях и подвигах. Сергей Бережной осознаёт это, результатом чего и стала книга «Тихая работа вежливых людей».



Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

И.Якут
26.02.2022 12:03
1. Автору спасибо. Проникновенно написано. Книгу куплю, она вовремя написана.
2. С исторической точки зрения мы пожинаем результат того, что в конце ВОВ и после нее не добили бандеровскую сволочь. В этом смысле сейчас есть возможность ВОВ закончить.
3. Важнейшим в настоящий момент является то, насколько правильно будет обустроена Новороссия и Украина. Нельзя делать ошибок.
Феона-Александру
16.02.2022 17:37
В РИ в начале 20 века среди крестьян не было атеистов, потому что атеизм распространялся тогда вследствие развития науки и стремлению к свободе. Знания, полученный мною в школе тоже привели меня (из верующей православной семьи) к атеизму.
Примеров единения православного народа с православным дворянством вы не найдете ни в одном литературном произведении 19 или начала 20 века. Потому что господствующий класс уже и говорил между собой на французском языке католиков........ Наша современная "элита", верующая на словах, тоже учит своих детей в Англии, и там же хранит заработанное непосильным трудом. Есть даже очень известные "патриоты", имеющих многомиллионную недвижимость а далеких теплых краях. По поводу демографии-в атеистическом СССР не было проблем с демографией потому что жилье было бесплатным, мой муж устроился в строительную организацию в столичном городе -Алма-Ате и через год нам дали комнату в малосемейном общежитии а еще через 6 лет получили новую благоустроенную квартиру. К этому времени дочь пошла в первый класс. При этом жилье распределялось по количеству детей в семье, чем больше детей, тем больше квартира. В городах -новостройках, выросших в чистом поле, молодожены могли квартиру получить сразу после ЗАГСа.
Вы правы в том что вера сближает между собой единоверцев, я считаю что СССР развалился в том числе и потому что этнические окраины Советский империи захотели жить по своим этническим традициям и религией. Но это не предотвратило в Казахстане бунт простых людей против несправедливости и социального неравенства......
Александр
16.02.2022 11:45
"русский народ, дезорганизованный в конце XX века, пока так и не обрёл подлинного единства внутри себя". ..........
Думается, что причина этого лежит в несколько иной плоскости. Единство русского народа, осмысляющего себя как нечто целостное, было в значительной степени разрушено атеизмом. А это значит, что оно разрушалось с конца 19-го и практически весь 20-й век. И на самом деле, самое страшное, что произошло в советское время, это не репрессии (они забудутся), самое страшное это атеизация. Ибо, атеизация разрушает самосознание и сознание человека. Атеизация разрушает единое смысловое поле, в котором множество становится единым. И это огромнейшая проблема современной России, ибо атеизм никуда не делся. ............ И это же причина почему происходят атаки на Православие, это и причина того почему всячески хулят Церковь. ........ А то, что касается Украины. На момент распада, там были униаты, Православные и большая часть были атеистами. Дальше их начали дробить различного рода сектами. Кого туда только не присылали, и адвентистов, и баптистов, и сайентологов. В итоге, там получилась жуткая болтанка в мозгах, которая сама по себе начала образовывать множество смысловых полей. Сейчас там добавился еще раскол в самой православной церкви, а в этом расколе появился еще раскол. Естественно эта "солянка" формирует иное мировоззрение и иной менталитет, насколько он устойчив, это другой вопрос, но этим сейчас там не задаются. ........... А что касается самой России, у нас злыдни действуют примерно по такой же схеме. Поэтому процесс единения народа и развития национального самосознания происходит ни шатко, ни валко.Или говоря словами классика марксизма-ленинизма "шаг вперед, два шага назад". Заикнулись о традиционных ценностях и остановились, видите ли кому-то чего-то там не понравилось.Стесняют кого-то традиционные ценности.А пока их будут уговаривать народ будет полународом, полутолпой.А толпа, не размножается, она пардон совокупляется. Так, что это влияет и на демографию
Василь
16.02.2022 10:50
Спасибо, стоит почитать. По теме мне нравятся книги Александра Жучковского "85 дней Славянска" и "Мозговой". Дают понимание того что там происходило, погружают в самые сложные эпизоды этой войны.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.