Подводник века
Сорок пять лет назад скончался выдающийся советский подводник - командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско. Пожалуй, ни об одном моряке ВМФ СССР не было столько написано, сказано, снято, не было сломано столько копий в спорах о его судьбе и подвиге. Фото автора и из личного собрания.
Сегодня мы не будем ввязываться ни в какие полемики. Для нас однозначно – Александр Маринеско совершил выдающийся морской подвиг: 30 января 1945 года С-13 под командованием Маринеско вышла в торпедную атаку, которую потом все историки назовут «атакой века». На дно был отправлен самый большой транспорт фашистской Германии «Вильгельм Густлов», на борту которого находились около двухсот экипажей для новых подводных лодок.
…Сообщение о победной атаке передал в базу радиотелеграфист старшина 1 статьи Михаил Коробейник. Он - один из четырех ныне живущих членов легендарного экипажа. Автору этих строк довелось побывать у него в гостях в городе Будённовске (Ставропольский край).
Вот и его дом, его подъезд, у которого прикреплена мемориальная доска: «В этом доме проживает почетный гражданин города Будённовска Михаил Иванович Коробейник, участник Великой Отечественной войны. В годы войны служил радистом на легендарной подводной лодке С-13 под командованием Александра Маринеско». Порадовался за ветерана, которому еще при жизни возданы положенные ему почести.
Дверь открывает невысокий седоватый человек, весьма энергичный для своих немалых лет. У него только что побывала в гостях телевизионная группа из Москвы. Но Михаил Иванович нашел в себе и силы, и желание еще раз вернуться в свое нелегкое, но геройское прошлое.
- Родился я в Луганской области в селе Никольском. Уехал из родных мест в Николаев, где стал работать на судостроительном заводе. Конечно же, мечтал стать моряком. Но именно война и осуществила мою мечту. Призвали на флот и отправили на курсы радиотелеграфистов в Махачкалу. После обучения зимой 1942-го мы были отправлены на Балтийский флот. Пробирались в осажденный Ленинград по Дороге жизни. Разместили нас в Кронштадте на плавбазе подводных лодок «Смольный». А уж оттуда меня назначили радиотелеграфистом на подводную лодку С-13. Командовал ею капитан 3 ранга Александр Маринеско, очень живой, энергичный, веселый человек. Экипаж его очень любил – за человечность, за храбрость, за боевой опыт. Некоторые политработники пытаются выставить его злостным пьяницей, но я-то знаю, я видел, таким он никогда не был и в море никогда к спиртному не прикладывался. На берегу – мог. Так на то он и берег, тыл…
Ходил я с Александр Ивановичем в три боевых похода, в том числе и в тот январский, самый знаменитый…
Когда потопили «Густлова», никто, конечно, и подумать не мог, что мы пустили на дно такую махину. Даже сам Маринеско написал в радиограмме, что торпедировали транспорт, занизив водоизмещение в два раза.
Зашифровывал этот текст наш лодочный шифровальщик Федя Егоров, а отправлял историческое – теперь об этом так говорят – донесение я. Радиорубка моя находилась в четвертом отсеке. Передатчик у нас стоял не шибко мощный – «Дозор», но связь с базой обеспечивал.
- А какой у вас был позывной?
- Позывные у нас менялись каждые сутки… Какой был позывной на тот момент, честно говоря, не помню. А вот ребят наших всех помню, и командира своего – штурмана (связисты ему подчинялись) старшего лейтенанта Редкобородова.
На правой руке моего собеседника синеет наколотый якорек – символ мальчишеской мечты о море. Рядом с ним - белые пятна ожогов, полученных при тушении пожара на подводной лодке.
- А как сложилась ваша судьба после войны?
- Хорошо сложилась, не жалуюсь. Пошел работать на железную дорогу, сначала телеграфистом, а потом начальником станции Чертково. Это в Ростовской области. Сейчас – пограничная с Украиной станция. Прослужил я железнодорожником 32 года.
Был женат, прожил со своей суженой душа в душу 55 лет, золотую свадьбу сыграли. Не думал, не гадал, что переживу ее. Вот только что схоронил ее…
Мы помолчали. На кухне послышался слабый шум, будто кто-то царапался.
- А это, Борька! – усмехнулся, перехватив мой взгляд, Михаил Иванович. – Внучка мне хомячка подарила, чтоб было с кем словом перемолвиться… Кроме внучки есть у меня и старший внук Андрей, но в моряки не пошел, работает юристом.
Вот так и живет Михаил Иванович Коробейник, радист легендарного командира С-13, того самого, что величали Первым после Бога.
Кстати, именно так назывался и художественный фильм, посвященный Маринеско – «Первый после Бога». К сожалению, кинематографистом не удалось создать ленту, достойную подвига легендарного командира. А это было бы весьма кстати, поскольку в Германии сняли свою версию гибели «Вильгельма Густлова». Европейская пресса назвала его немецким «Титаником».
Разумеется, взгляд на потопление лайнера не совпадает с нашей трактовкой этого события. Разумеется, авторы этого блокбастера, делая особый акцент на то, что в пучине Балтики погибли сотни гражданских людей, а также много раненых солдат, умалчивают о том, что в Черном море в 1941 году фашистская авиация потопила санитарный транспорт «Армения».
Из пяти тысяч раненых и беженцев, находившихся на борту злосчастного теплохода спаслись лишь восемь человек… Но об этом западные историки предпочитают не вспоминать.
Не так давно международная команда дайверов совершила погружение к лежащему на дне Балтийского моря «Вильгельму Густлову». Они сделали уникальные фотокадры, которые мы предлагаем вниманию наших читателей вместе с другими снимками из жизни Александра Маринеско.
День смерти командира С-13 был определен в приказе Главкома ВМФ России, как День командира подводной лодки. Праздник, хоть и с привкусом горечи,,,
Сегодня могила Маринеско на Богословском кладбище Санкт-Петербурга завалена цветами. Принесли моряки букеты и к памятнику, поставленному в Кронштадте в честь подвига командира С-13 и его экипажа. В питерском музее подводного флота прошел вечер памяти Александра Маринеско. Флот помнит, мы помним...
?>