Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2024
«Они умерли мучениками за человечество»

«Они умерли мучениками за человечество»

О трагедии царственных страстотерпцев рассказывает книга «Царский выбор»
Станислав Минаков
17.07.2017
«Они умерли мучениками за человечество»

В нынешнем году столетия двух русских революций исполняется 99 лет со дня мученической кончины семьи царственных страстотерпцев, а также лиц, сопровождавших их в Екатеринбургской ссылке.

Если вам привелось побывать в Ливадийском дворце, столь любимом царской семьей, воистину райском месте (в древней мифологии Ливадия – это вход в рай, от греческого «ливадион» – «луг, лужайка»), то вы не могли не запечатлеть в своей памяти фотопортреты членов семьи императора Николая Романова, которому еще преподобным Серафимом Саровским была предсказана страшная, мученическая судьба. (Старец почил в 1833-м, а пророческую записку Николаю II вручили в 1903-м, в Дивееве, при прославлении преподобного). В классе, где учились грамоте царевы дети – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – под стеклом выставлены их рукодельные работы, рисунки, в том числе и цесаревича Алексея, родившегося у царской четы после дивеевской поездки, но с рождения неизлечимо хворавшего несвертываемостью крови...

Русское сердце не может не отзываться на страшную трагедию вероотступничества и цареубийства, свершившуюся столетие назад.

Эта боль и этот грех еще не преодолены и не искуплены, не отмолены нашим народом. Потому и не иссякают новые пространные публикации на эту горючую тему...

Не могу не рассказать об удивительной книге, подаренной белгородским протоиереем Александром Деревянко в селе Сурково, на праздновании 200-летия митрополита Московского Макария (Булгакова). (О празднике привелось рассказать в статье «Стремитесь к небу, где вам жить вечно». Батюшка теперь служит в новом красивом деревянном храме с. Сурково, освященном в честь павшего от рук крымских татар священномученика Макария, митрополита Киевского, небесного покровителя митрополита Макария (Булгакова).

А книга, выпущенная в 2016 г. тиражом 1300 экз. издательством «Буквица» в рамках исторического проекта «Летопись», организованного по благословению Патриарха Алексия II и продолжающего работу по благословению Патриарха Кирилла, называется «Царский выбор».

Весомый и очень красивый том, с глубоко продуманной эстетикой (что присуще всем изданиям этого автора), включая цветовую символику – белое, красное, золотое, черное. Главным посвящением в книге значится: «К 100-летию великомученического подвига царственных страстотерпцев». Автор издания – историк Константин Капков. Деликатно, но настойчиво автор указывает на титульном листе место выхода книги: Белянка–Москва–Ташкент–Вятка–Ливадия.

Важно сказать несколько слов о некоторых биографических фактах и предшествующих трудах этого историка. Они проясняют для нас духовный генезис автора, вектор его предпочтений. Писатель Наталья Дроздова в белгородском журнале о делах милосердия «Добродетель» рассказывает, что в свое время прадед Капкова – ветеран Русско-японской войны, кавалер Георгиевского креста Иван Ильич Меняев, занимавшийся производством деревянной тары, – на заработанные деньги построил церковь в звенигородской деревне Андреевское (в советское время церковь была уничтожена). Издавал книги. Вот и правнук, к тому времени уже руководитель церковно-исторического проекта «Летопись», научный руководитель духовно-просветительского центра имени митрополита Макария (к слову, Капков за свои труды дважды был удостоен премии митрополита Макария) в селе Белянка на Белгородчине, решил потратить заработанные средства на издание трудов по церковной истории. Первой была написана и выпущена в свет «Памятная книга военного и морского духовенства» (2008). В 2009 г. – «Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи: итоги к 1917 году». Как это бывает в жизни, к хорошему делу многое прикладывается: стали появляться в кругу общения единомышленники и спонсоры. Всего Капков выпустил с тех пор девять книг, а с учетом репринтов с собственными комментариями – пятнадцать.

Назовем некоторые. Например, красивую книгу «История сел Зимовенька и Белянка Белгородской области, XVII–XXI века. Церковь. События. Люди», над которой он изрядно потрудился, вместе с о. Александром Деревянко. Это тоже – деяние в рамках «Церковно-исторического проекта “Летопись”». Фото книги можно увидеть в нашей публикации «Всё только начинается…»

Значительным литературным памятником стал выпуск К. Капковым в свет с Макариевским духовным центром юбилейного трехтомного издания «Материалы к жизнеописанию митрополита Макария (Булгакова)», в основу которого положен историко-биографический очерк уроженца Курской губернии, выпускника и профессора Киевской духовной академии, протоиерея киевского Андреевского собора Федора Титова «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский»; за этот труд в 1897 г. о. Федор получил полную Макариевскую премию.

В беседе с Н. Дроздовой К. Капков рассказывает, что книга «Царский выбор» его жизнь «если не совсем перевернула, то много изменила, пришлось пережить тревожные моменты, неординарные события, составившие важный этап, который еще не закончился и непонятно чем закончится…».

«Я реально писал о святом человеке, о святом семействе и они вторглись в мое существование, заставили учиться у них, – говорит создатель книги. – Смирению. С успехом не самым лучшим, наверное. Ну, еще – любви… терпению… покорности воле Божьей… вере, в конце концов».

И далее продолжает: «Царская семья – это идеал, которому, конечно, мы соответствовать не в силах, но учиться у них необходимо. Их любви между собой, мне кажется, не хватает нам. А любовь там была та, что созидалась каждый день. Изо дня в день каким-то трудом в пользу Бога, имея в виду верность Богу, строить. В конце концов, строение окрепнет, кирпичики сцементируются…».

Приведем один из первых читательских откликов на книгу «Царский выбор»: «…Как узор мозаики, автор из документов, фактов, цитат, мыслей и чувств составляет живые картинки. И они как бы вживляются в твое существование – в прошлое, будущее, настоящее. Читаю. И, кажется, от восхищения автором, такую глыбу одолевшим, перелопатившим, оформившим и преподнесшим читателю, перехожу к сочувствию: как он со всем этим справился. Ведь даже мне, едва прикасающейся – уже чувствительно…».

Проработав гигантское количество документов эпохи в крупнейших архивах многих городов России, а также информационного центра МВД Узбекистана, Капков в предисловии к книге констатирует, что вопросов остается больше, чем ответов.

Его труд посвящен, прежде всего, религиозной жизни императорской семьи, и именно в этом аспекте автор подробнейшим образом рассматривает взаимоотношения Государя с Г. Распутиным, его отречение от престола, Февральскую революцию.

Автор посвящает отречению отдельную подробную главу, приводя фотоварианты «документа об отречении» и его увеличенных фрагментов, со всеми пометками на нем – стертыми и явными, указывая на известные «странности» и высказывая известные сомнения в законности этого документа.

С особой болью К. Капков пишет о всенародном духовном помешательстве тех лет.

«Жизнь без постоянного представления о Царе – прямо немыслима для русского человека», – цитирует автор высказывание архимандрита Андрея (Ухтомского) 1903 года, давая расширенную монархическую апологию этого духовного лица, и тут же сокрушенно приводит цитату из его же проповеди, но уже в сане епископа, от 12 марта 1917 г.: «Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. <…> Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. <…> Самодержец погиб и погиб безвозвратно». Архиерей писал Михаилу Родзянко еще до отречения Государя, в феврале 1917-го: «Не могу удержаться, чтобы не выразить вам пожелания полной победы над лукавыми властолюбцами». Благословил владыка и «необыкновенного человека» Александра Керенского. Владыке будет суждено многие годы скитаться по большевистским лагерям…

Автор книги полагает, что духовная слепота поразила русский народ, как чума; что очень многие перестали понимать Государя, даже члены императорской фамилии.

Один из очевидцев переворота будущий архимандрит Константин (Зайцев) отмечал, что «Россия восприняла это отталкивающее бесчинство в ликовании праздничном, как весну, как освобождение от злой неволи, как зарю новой светлой жизни! И это вся Россия в целом, весь русский народ во всех общественных группах!».

Это был воистину русский ад, страшное помрачение православного народа, который должен был в 1918 году отмечать 930-летие Крещения Руси, а вместо этого совершил цареубийство и впал в страшную братоубийственную войну. А вскоре перешел и к уничтожению святынь и священства. Книга рассказывает и о последних представителях духовенства, служивших царю. Заключительная часть исследования рассматривает убийство царской семьи как результат противостояния разных религиозных сил.

Под одной обложкой автором собраны фактически три разных книги, разнесенных в три раздела: Духовный мир императора Николая II и его семьи; Последние священники при царе; Вольная жертва. «Как три плиты под единым стержнем», этот стержень – рассказ о величии духовного мира русского царя.

Автор своим объемным трудом обоснованно настаивает на том, что император Николай II и его семья – это национальное богатство, гордость страны, пример для подражания, одни из величайших святых на Земле.

Всей книгой К. Капков попытался ответить на вопрос: в чем же состоял царский выбор? Он отвечает так – царская семья приняла загадочное и трагедийное поучение в качестве руководства к действию: «потерять душу» – жизнь – ради Христа. На практике это выразилось в желании послужить семье, стране, Богу, и, наконец, в венце служения, «отдать свою душу».

Пример святого царя Николая II и всей его семьи – пример самоотверженного понимания долга.

Исследователь констатирует цельность мировоззрения семьи венценосцев, уверенность в избранном жизненном пути – и до ареста, и в заключении.

Историк настаивает на позитивном влиянии крестьянина Григория Распутина на императорскую семью, называет его оригинальным религиозным мыслителем. «Более скорби нет, когда своя своих не познаша», – эти слова Распутина – один из лейтмотивов его многолетних бесед с царем. Сибирский самородок оказался прав и в далекой исторической перспективе: царскую семью многие не познали и поныне.

Еще цитата из книги «Царский выбор»: «Такой союз царя и крестьянина был лебединой песней русской православной идеи самодержавия как единой семьи с единым главой, где каждый заботится прежде всего о спасении своей души. Это прозрел русский мужик и русский царь в изоляции непонимания окружающих и полном одиночестве. Царская семья была неимоверно одинока еще задолго до марта 1917 года. И в такой ситуации Распутин стал ей верным другом. Ведь он в отличие от многих генералов, либералов и предпринимателей, царя не предавал…».

К. Капков приходит к выводу, что весной 1917 г. царь отстаивал монархию, увы, один. Что царская семья была очень одинока и находилась в духовной изоляции задолго до революции, которая эту изоляцию сделала очевидной.

Священство, утверждает историк, поддержало Февральскую революцию. Царь, к сожалению, не нашел опоры в духовенстве.

Особые слова находит автор для всей семьи в целом, для отношений внутри ее, между членами семейства. «…Они не нуждались в других и были довольны быть вместе… они умерли в один день и час»; «такая любовь не может возникнуть “просто так” и держаться десятилетиями. Она происходит из веры, когда семья трудится, чтобы стать по православному учению “малой церковью”, являя внутри себя христианскую любовь, имея желание послужить ради того, что Бог так заповедал».

«Мое сердце всегда наполняется радостью, когда мы вместе с тобой идем ко святому причастию, – это ведь еще больше сближает и помогает вместе с близким человеком разделять жизненные радости и скорби», – писала императрица Александра своему супругу.

Начальник охраны императорской семьи под арестом свидетельствовал: «Жизнь в своей семье всех их так духовно удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

Завершает Константин Капков книгу известными словами Пьера Жиляра, воспитателя цесаревича Алексея: «Император и императрица хотели умереть мучениками за свою страну – они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие <…> в удивительной нравственной высоте, до которой они постепенно поднялись. <…> Даже в своих лишениях они обнаружили трогательные доказательства удивительного душевного спокойствия, против которого бессильны всякое насилие и всякая злоба и которые торжествую даже в самой смерти». Это и есть царский выбор.

Фото автора


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Материалы по теме:

Эксклюзив
22.02.2024
Валерий Панов
Российские войска одержали в битве за Донбасс знаковую победу
Фоторепортаж
21.02.2024
Подготовила Мария Максимова
Наш зоопарк – один из старейших в Европе


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..