Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Легендарный «Руссо-Балт»

Легендарный «Руссо-Балт»

Когда-то Россия занимала передовые позиции в мировом автомобилестроении
Михаил Диунов
09.06.2010
Легендарный «Руссо-Балт»

8 июня 1909 г. Российская империя в очередной раз подтвердила свой статус великой промышленной державы. В этот день на Русско-Балтийском заводе в Риге начался серийный выпуск автомобилей.

Напомним, что первый русский автомобиль появился в 1896 г., когда на XVI Нижегородской всероссийской промышленной выставке была продемонстрирована машина конструкции Яковлева и Фрезе. Этот автомобиль производился малыми сериями до 1898 г. Когда после смерти Е.А. Яковлева союз двух предпринимателей распался, производство было прекращено.

Впрочем, русская автомобильная промышленность продолжала развиваться. На заводе П.А. Фрезе собирали автомобили, созданные на основе французской марки «Де Дион-Бутон», они неплохо продавались, но не были полностью русской автомобильной маркой. В 1901 г. на фабрике Фрезе был сконструирован и выпущен первый русский грузовой автомобиль. В следующем году грузовики Фрезе пошли в серию, также был выпущен омнибус, а в 1904 г. построена первая в России пожарная машина. Фрезе выпускал автомобили скорой помощи, автомобили для перевозки денег, был разработан и выпущен первый в мире автопоезд. В 1910 г. Фрезе продал завод стремительно развивавшемуся Русско-Балтийскому заводу.

Настоящий подъем русской автомобильной промышленности связан именно с этим заводом и его знаменитым брендом «Руссо-Балт», который фигурировал даже в известном альтернативно-историческом романе В. Аксенова «Остров Крым» как один из ведущих мировых автопроизводителей той части России, которая избежала власти большевиков. Русско-Балтийский завод был одним из крупнейших промышленных предприятий России, по капитализации он стоял на одном уровне с такими гигантами, как Путиловский и Сормовский заводы. У предприятия была мощная производственная и инженерная база, завод производил железнодорожные вагоны, самолеты и сельскохозяйственную технику. Наибольший подъем производства Русско-Балтийского завода пришелся на период 1905-1907 гг. когда во время русско-японской войны объем заказов на железнодорожные вагоны вырос в несколько раз.

Но с наступлением мира завод нуждался в перепрофилировании производства, так как заказы на вагоны сократились. И вот в 1908 г. главный владелец завода М.В. Шидловский предложил совету правления предприятия организовать производство автомобилей. Предложение вскоре было принято. Причин тому было две – в России рос спрос на автомобили со стороны как частных лиц, так и компаний. Автомобилями также серьезно заинтересовалось военное ведомство, которое увидело в новой технике хорошее средство повышения мобильности армии. Конструкторам автомобиля были инженеры Ж. Поттера, И. Фрязиновский и Д. Бондарев. Вскоре завод выпускал уже три модели автомобилей К-12, С-24 и Е-15. Наиболее массовой была С-24, большая шестиместная модель с мощным двигателем позволявшим развивать скорость до 70 км в час. Объем двигателя составлял 4,5 л а мощность 40 л.с. Кузов в соответствии с требованиями того времени состоял из открытого водительского места и закрытого салона. Более дешевая модель К-12 имела четырехместный кузов и двухлитровый двигатель мощность 20 л.с.

Вот что писал о первом «Руссо-Балте» журнал «Автомобиль», № 17 за 1909 г.: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка».

Сразу после начала продаж «Руссо-Балтов» они зарекомендовали себя наилучшим образом. «Руссо-Балты» успешно участвовали в престижных международных ралли, например Санкт-Петербург – Монте-Карло в 1912 и 1913 гг., «Руссо-Балт» оказался первым автомобилем, поднявшимся на вершину Везувия. Безусловно, представители завода знали толк в рекламе и использовали возможности своего автомобиля полностью. Известность получил случай, когда в ходе одного из ралли, проходившего по России, «Руссо-Балт» врезался в избу, после чего та развалилась, а автомобиль остался целым и смог продолжить пробег.

Популярность модели в России и за рубежом была столь высока, а репутация надежной марки столь устойчива, что два С-24 оказались в императорском гараже, среди роскошных иностранных марок «Делоне-Бельвилль», «Роллс-Ройс» и «Мерседес». Автомобилем также пользовались промышленник Путилов и редактор первого русского автомобильного журнала А. Нагель, который принял участие и в создании «Руссо-Балта» проведя в своем журнале первое в России маркетинговое исследование спроса на автомобиль отечественного производства. Полученные в ходе опроса данные были тщательно учтены конструкторами Русско-Балтийского завода, что тоже стало одной из слагаемых успеха новой автомобильной марки.

Всего за период 1909-1918 гг. было выпущено более 600 «Руссо-Балтов», что превышало производство таких автогигантов, как «Мерседес» или «Опель».

В советское время был создан миф о промышленной отсталости Российской империи, и одним из составляющих этого мифа стало заявление Сталина в 1934 г.: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». В соответствии с указаниями партии необходимо было преуменьшить роль Русско-Балтийского завода, поэтому в советской литературе по истории автомобиля было принято писать о вторичности «Руссо-Балта» по отношению к конструкторским разработкам заграничных фирм, о сборке автомобиля из иностранных деталей.

Но это совершенно не соответствует фактам. И двигатель, и подвеска, и кузов были русской разработки и выпускались силами Русско-Балтийского завода и его партнеров. Когда военное ведомство в конце 1910 г. проводило специальную проверку Русско-Балтийского завода, который должен был получить большой заказ на поставку автомобилей в армию, то выяснилось, что только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Так в Российской империи заботились о развитии отечественного производства и стремились к тому, чтобы производители техники для армии максимально обеспечивали себя компонентами, производимыми в России.

Очень высоко оценивали специалисты технический уровень «Руссо-Балтов». С-24 был первым в мире автомобилем, который использовал алюминиевые поршни в двигателе. Также из алюминия делались картеры двигателей и коробки передач, ступицы колес, коробка передач, задний мост. Такое использование легкого металла было русским новшеством, опередившим время на десятилетия. Другие достижения завода – использование единого блока цилиндров двигателя, широкое использование шарикоподшипников, трехрессорная подвеска - были самыми передовыми инженерными решениями того времени.

Русская армия стала одним из покупателей «Руссо-Балтов», убедившись в надежности этой марки. В 1912 г. в проводимом Военным министерством пробеге участвовали 40 иностранных машин и 4 «Руссо-Балта». По отчетам после пробега оказалось, что надежность русского автомобиля превзошла иностранных конкурентов. У «Руссо-Балта» была наилучшая проходимость, ведь клиренс в 320 мм позволял передвигаться по бездорожью.

А. Нагель, один из энтузиастов русского автопрома, за четыре года с 1910 по 1914-й проехал на своем «Руссо-Балте» 80 тысяч километров без поломок и капитального ремонта. Многие ли современные автомобили могут похвастаться таким достижением?

В 1913 г. на IV международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге всеобщее внимание вызвал стенд Русско-Балтийского завода, на котором демонстрировалось шесть машин, часть из которых была в специальных кузовах и особой комплектации. Была представлена спортивная двухместная версия модели К-12. Модель С-24, сделанная специально для русской армии, была покрашена в защитный цвет, имела зеркало заднего вида, что было новинкой для того времени, выдвижной столик для топографических карт, фонарик, компас, угломер. Показана были пожарная машина и полугусеничный вариант «Руссо-Балта», а на улице экспонировался тяжелый грузовик с 56-сильным мотором грузоподъемностью целых 4 тонны (напомним, что советская автомобильная промышленность смогла выпускать машины такой грузоподъемности только в 1947 г.).

Наследниками Русско-Балтийского завода стали такие предприятия, как государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, который был основан в 1916 г. как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» после эвакуации из Риги (к городу приблизились немецкие войска), части оборудования основного завода. В 1918 г. завод был перепрофилирован в «Первый Государственный бронетанковый завод» выпустивший по имеющимся чертежам и из сохранившихся комплектующих пять автомобилей «Руссо-Балт» в 1922 г. Первую машину торжественно вручили Калинину, вторую подарили Ленину, третью Троцкому, а четвертая и пятая остались на заводе. Это были последние машины знаменитой марки. В 1923 г. завод был передан в концессию фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и двигателей. Русско-Балтийский завод в Риге перестал существовать, на его территории размещались молочный комбинат, текстильная фабрика и завод по ремонту артиллерийских тягачей.

Конец истории «Руссо-Балта» был печален. Весной 1918 г. последний автомобиль С-24 был передан армии. С началом революции, гражданской войны и разрухи производство в Риге было утрачено, перенесенный в подмосковные Фили завод после революции прекратил выпуск автомобилей и был перепрофилирован на военное производство. Генеральный конструктор Русско-Балтийского завода немец Э. Валентин, сменивший в 1912 г. Ж. Поттера, после начала Первой мировой войны уехал на родину.

Директор завода М. Шидловский был в 1917 г. расстрелян красногвардейцами.

Еще один конструктор Д. Бондарев в 1917 г. пострадал от произвола рабочих, которые выволокли его из кабинета и увезли с завода на тачке, сбросив в грязную лужу. Затем он работал директором завода в Ростове-на-Дону, в 1937 г. был расстрелян.

До нашего времени дошли всего два «Руссо-Балта». Один находится в коллекции Политехнического музея в Москве. Этот экземпляр модели К-12 нашли в 1966 г. и отреставрировали силами НАМИ. Машина сейчас в прекрасном состоянии и доведена до оригинальной комплектации. Вторая - экспонат Автомобильного музея в Риге. Это пожарный автомобиль, который тоже отлично восстановлен, но его комплектация неполная и не все детали являются оригинальными.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..