Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

До сих пор не раскрыта кровавая трагедия в парламенте Армении, произошедшая 10 лет тому назад
Алексей Балиев
28.10.2009
Кто «заказал» Карэна Демирчяна?

27 октября 1999 года на сессии парламента Армении в Ереване были «показательно» убиты инициатор компромиссного решения армяно-азербайджанского конфликта – председатель парламента (с июня 1999 года) Карэн Демирчян и его ближайшие коллеги. По странному совпадению это убийство совпало по времени с окончанием визита в Ереван тогдашнего госсекретаря США Строуба Тэлботта...

И ведь до сих пор нет официальной версии - кто и по каким причинам организовал публичное убийство политического деятеля Армении. Между тем, в 1999 году, судя по многим документам и свидетельствам, благодаря инициативам и дипломатическим способностям К. Демирчяна была реальная возможность начать урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном на компромиссных условиях и, главное, восстанавливать сотрудничество армянского и азербайджанского народов. Однако всего этого не случилось...

Итак, когда на трибуне был именно К. Демирчян, в зал беспрепятственно вошла группа из десяти человек (как же их пропустили?) и автоматными очередями расстреляла руководителя парламента, премьер-министра Вазгена Саркисяна и некоторых участников парламентского президиума (пули были надежные – со смещенным центром тяжести). Охрана открыла ответный огонь – семеро террористов были уничтожены, троих арестовали. Как оказалось, почти все убийцы – выходцы из Нагорного Карабаха, причем шесть из них – члены армянской националистической партии «Дашнакцутюн», требующей воссоздания «Великой Армении от Каспия до Черного моря». Эта партия легализована в Армении с 1993 года, а в советский период была в подполье.

По сей день неизвестно – живы ли те трое арестованных. Некоторые источники в Закавказье сообщают, что эти террористы давно ликвидированы для надежного сокрытия следов столь показательного расстрела.

Джон Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, египетский президент Анвар Садат, шведский премьер-министр Улоф Пальме... В каждом случае покушение имело очень серьезные политические мотивы. Присутствие же Карэна Демирчяна в этом списке "обречённых" показывает, что и здесь ставки были очень высоки.

Именно К. Демирчян наметил компромиссные варианты урегулирования, и, подчеркнём, они – впервые с начала армяно-азербайджанской конфронтации в 1988 году – не были полностью отвергнуты официальным Азербайджаном. Причем эти варианты не были согласованы с западными посредниками: по мнению К. Демирчяна и премьер-министра В. Саркисяна, такое посредничество нацелено не столько на развязывание этого конфликтного узла, сколько на его затягивание и, соответственно, на большее влияние западных структур на политику и Армении, и Азербайджана - ввиду геополитической, транзитной и общеэкономической значимости этого региона.

Поэтому, как полагали Демирчян и Саркисян, если допустимо здесь посредничество, то только российское или коллективное - с участием других стран СНГ.

Но еще за четыре года до избрания Демирчяна спикером парламента Армении - с 1993 года - Баку и Ереван согласились вести переговоры при посредничестве ОБСЕ, НАТО, США, Франции и России. Естественно, что эти организации и державы преследуют свои интересы в регионе, тем более - после вступления в действие (в конце 1990-х) нефтепровода Баку – Тбилиси – Эрзурум – Джейхан, предназначенного для переориентации транзита каспийской, особенно азербайджанской нефти с России на Турцию. Прослеживаются в Закавказье и давние цели НАТО: наконец-то втянуть в свою орбиту и в антироссийские комбинации Армению и Азербайджан. Поэтому не только "неурегулированный" Карабах, но блокированный Арменией Нахичеванский регион Азербайджана и сегодня остаются сильной "двуединой" картой в столь масштабном политическом покере.

Так что же конкретно предлагал К. Демирчян? Он выступал за прямые переговоры Армении с Азербайджаном. Главные же условия урегулирования могли бы быть следующими. Первый вариант – передача Карабаха в совместное автономное подчинение (кондоминиум) Армении и Азербайджану. Второй вариант – раздел этой территории между обеими странами по принципу преобладающей национальности (по аналогии с Боснией и Герцеговиной). Причем предусматривалось размещение миротворческого контингента только РФ или группы стран СНГ (с участием РФ) на армяно-азербайджанской границе и в самом Карабахе.

Плюс к тому: объявление Закавказья нейтральной и безъядерной зоной и бессрочный договор между Арменией и Азербайджаном о ненападении.

Что касается беженцев, им предлагалось либо вернуться в национально-автономные районы Карабаха с выплатой компенсаций и с предоставлением материальной помощи, либо остаться на новом местожительстве с получением компенсаций. Карэн Демирчян предлагал также режимы максимального благоприятствования для армянского бизнеса в Азербайджане и для азербайджанского – в Армении. А в перспективе предусматривалось объявить Карабах, Лачин (азербайджанский район между Карабахом и Арменией) и Зангезур (Южную Армению) с Нахичеванью свободной экономической зоной. Последнее предложение выдвигала в конце 1980-х и группа советских ученых-экономистов во главе с академиком Т.С.Хачатуровым.

Такие предложения, повторим, не были полностью отвергнуты в Баку и уже в конце 1997-го планировалось начало прямых переговоров на упомянутой компромиссной основе. Помешало убийство Демирчяна, после чего Армения на официальном уровне не вспоминала о его предложениях...

Можно сказать, патриарх партийной элиты Армении Карэн Демирчян был первым секретарем ЦК Компартии Армении в 1974-1988 годах и прекрасно разбирался в политических и межнациональных хитросплетениях в Закавказье.

Но он не стремился войти в круг лиц, наиболее приближенных к Брежневу, Андропову и Суслову. Поэтому в отличие от своих закавказских коллег, Демирчян так и не стал членом Политбюро ЦК КПСС. Кремль не заставил и "демирчяновскую" Армению официально признать её границу с Турцией с 1921 года. За это Москва и Баку фактически наказали Ереван: в середине 1970-х и повторно в 1982-м был отвергнут проект, поддержанный А.Н. Косыгиным, построить 250-километровую железную дорогу Ленинакан (ныне Гюмри) – Батуми для выхода Армении по кратчайшему маршруту к Черному морю, т.е. через юго-западную Грузию. Ибо республика почти полностью зависела от транзита товаров и энергоносителей через Азербайджан, причем эта зависимость сказывалась на социально-экономической ситуации в Армении ещё в советский период.

Вдобавок, при Демирчяне снова было отвергнуто предложение Еревана передать южный участок железных дорог Армении (Ордубад-Мегри-Кафан), находившийся под управлением железных дорог Азербайджана, в состав Армянского отделения Закавказской железной дороги, и создать отдельное управление стальных магистралей Армянской ССР. Заметим, что руководство Закавказской железной дороги СССР с момента ее создания - в 1930-х гг. - располагалось в Тбилиси.

Демирчян предлагал передать автономные от Азербайджана Карабах и Нахичевань в совместное управление Баку и Еревана ещё в конце 1970-х - как отмечалось в его письме на имя Суслова и Андропова (июль 1978 г.), «ввиду пока скрытного нарастания армянских и азербайджанских националистических настроений в этих автономиях, провоцируемых и с помощью засылаемой из-за рубежа агентуры...». Демирчяну за эту идею пригрозили строгим партийным выговором за необъективность и превышение полномочий.

В отличие от большинства своих коллег-руководителей союзных республик, Карэн Демирчян не переквалифицировался в президента «своей» республики.

Но его влияние в Армении, его компетентность, интеллигентность и опыт превращали этого деятеля в серьезного оппонента не только постсоветского руководства Армении, но западно-турецких планов по экономико-политической «экспроприации» Закавказья. И неудивительно, что после его избрания весной 1997-го на пост спикера армянского парламента появились компромиссные проекты и возможности урегулирования армяно-азербайджанских отношений. И тот факт, что это преступление не раскрыто до сих пор, говорит сам за себя...

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.