Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Гибель Помпеи продолжается

Гибель Помпеи продолжается

Обрушение здания «школы гладиаторов» в Помпеях буквально взорвало общественное мнение страны
Ирина Баранчеева, Рим
01.12.2010
Гибель Помпеи продолжается

Италию не случайно называют «музеем под открытым небом»: на ее территории сосредоточено до 70% европейского и 50% мирового культурного наследия. Однако все настойчивее звучат опасения, что страна с трудом справляется с сохранением шедевров, которыми обладает.

Древний город Помпеи, погибший в результате извержения Везувия в 79 году н.э. и открытый при раскопках в конце XVIII – XIX веках, является излюбленным местом путешественников, посещающих Италию. Этот как будто оживший из небытия город со своими виллами и узкими улицами, мощеными циклопическими булыжниками, всегда будил воображение писателей и художников. В историю русского искусства образ города навсегда вошел благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Художник, побывавший на раскопках в 1827 году, был захвачен видом этих древних стен и поделился своим желанием написать картину на сюжет гибели Помпеи с меценатом и богачом Анатолием Николаевичем Демидовым, проживавшим во Флоренции. Последний горячо поддержал идею художника и стал заказчиком этой работы. Позже картина «Последний день Помпеи» удостоилась оглушительного успеха в Италии и, прежде чем прибыть в Россию, была выставлена в парижском Лувре, получив золотую медаль Салона.

Не будет преувеличением сказать, что запустение этого древнего памятника под открытым небом, объявленного в 1997 году культурным достоянием ЮНЕСКО, давно беспокоит археологов, историков и деятелей искусства разных стран.

Ассоциация «Наша Италия», занимающаяся сохранением исторического, художественного и природного наследия страны, уже много лет пытается привлечь внимание общественности к непростой ситуации в Помпеях. А два года назад ученые предупреждали о возможности обвалов старинных зданий, в том числе «школы гладиаторов», где в стенах появились трещины.

«Обрушение «домуса», где происходили тренировки гладиаторов и хранилось оружие, последовало в результате протечек из-за сильных дождей, - заявила на встрече с журналистами консультант ассоциации «Наша Италия» Мария Пия Гуэрманди. – Древние стены не выдержали тяжести бетонного потолка, надстроенного в 50-е годы вместо того, который пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны. Перед этим в некоторых других домах Помпеи произошли незначительные обвалы, и еще два древних «домуса» находятся в состоянии риска».

Как бы в подтверждение ее слов, в течение ноября рухнула также одна из стен так называемого «дома моралиста», получившего свое название благодаря «моралистическим» изречениям, которые хозяин когда-то начертал на стенах. Последний обвал ученые единодушно оценивают как меньший по значимости в силу того, что рухнувшая стена была в свое время полностью восстановлена вместо древней, уничтоженной бомбардировками в 1943 году.

Археологическая зона, в целом, переживает немалые трудности: не хватает смотрителей; многие дома с изумительными фресками закрыты для посетителей из-за возможности обвалов; реставрационные работы часто проводятся не на должном уровне, как в случае со «школой гладиаторов», где поверх древних стен был надстроен железобетонный потолок.

В то же время, по мнению специалистов, государство тратит миллионные средства на вещи второстепенные, без которых вполне можно обойтись, но которые привлекают большое внимание прессы, как, например, различные компьютерные оснащения музея или летние спектакли труппы неаполитанского театра «Сан-Карло», проходящие на сцене амфитеатра Помпеи, что наносит немалый ущерб монументу. Кроме того, желание и дальше продолжать раскопки, для чего выделяются немалые суммы, также вызывает недоумение многих: не лучше ли было бы потратить их на то, чтобы сохранить уже извлеченное на свет?

По общему мнению, не нехватка средств, а отсутствие ясной и четкой программы со стороны руководителей итальянской культуры привели к нынешним плачевным результатам.

Министр культуры Сандро Бонди заверил общественность, что «домус» гладиаторов будет восстановлен. К счастью, уцелели фрески, находящиеся в нижней части стен, и, как было заявлено, в ближайшее время будут проведены серьезные реставрационные работы по типу тех, которые позволили восстановить работы Джотто в соборе Ассизи, поврежденные во время землетрясения в 1997 году.

Однако в целом ситуация с культурным наследием Италии остается не простой. Как заметила Мария Пия Гуэрманди, многие другие памятники старины также нуждаются в немедленной и серьезной реставрации. Недавно произошло несколько незначительных обвалов в римском Колизее. Закрыт на реставрацию на длительное время дворец императора Нерона «Domus Aurea», где произошли уже серьезные обвалы. На днях в сицилийском городке Джела рухнул портал церкви XV века. И совсем уж неожиданным явилось затопление археологической зоны этрусского города Вульчи, произошедшее по вине энергетического колосса Enel, решившего открыть шлюзы дамбы на реке Фьора.

Немало возмутила общественность и информация о том, что по распоряжению премьер-министра Италии Сильвио Берлускони были выделены 70 тысяч евро на реставрацию двух статуй, находящихся во дворце Киджи, где заседает правительство страны. Реставрация заключалась в том, что Венере и Марсу были добавлены недостающие «конечности», что вызвало многочисленные протесты историков и реставраторов. Эта новость, появившаяся на страницах газет почти одновременно с сообщениями о трагедии, произошедшей в Помпеях, заставила многих задуматься о том, что богатейшее культурное наследие Италии является достоянием всего мира, к которому следует проявить больший интерес и внимание. Иначе однажды Помпеи действительно могут погибнуть навсегда.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..