Военно-морской салон IMDS-2005: техника будущего
Демонстрация новейшей российской подводной лодки четвертого поколения «Санкт-Петербург» (шифр «Лада») стало главным событием II Международного военно-морского салона International Maritime Defence Show-2005" (IMDS-2005), который завершился в северной столице 3 июля. Корреспондент «Столетия» Сергей Ежов побывал на этом форуме и теперь рассказывает о новинках боевой техники, которая в ближайшее время может стать гордостью Военно-морского флота России.
Находка для шпионов
Очень редко простым гражданам России, да и других стран, удается подсмотреть за новинками военного кораблестроения на этапе их испытаний. Во время проведения салона такая возможность им представилась. Подлодка «Санкт-Петербург» (дизель-электрический проект 677) еще не прошла всех необходимых испытаний, в том числе приемо-сдаточных и государственных, а, значит, еще не принята в боевой состав ВМФ России.
Выставленный экземпляр являлся не экспортной модификацией «Амур-1650», а именно «Ладой», то есть боевым кораблем, предназначенным для российского военного флота. И это выглядит несколько странно, так как мировая практика предусматривает показ на выставках именно экспортных вариантов боевой техники, чьи характеристики несколько ниже заложенных в моделях для национальных вооруженных сил. Своей открытостью IMDS-2005 мог стать «находкой для шпионов»: никто никому, в том числе и официальным иностранным делегациям, не запрещал ее осматривать, фотографировать и снимать на видео.
А снимать было что. Подлодка «Санкт-Петербург» «саккумулировала в себе новейшие на сегодняшний день конструкторские решения», похвастался журналистам руководитель федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин. «Лодка компактна, удобна для проведения ремонта, имеет унифицированную электронику, созданную на единой элементной базе», - сказал он.
Справка:
Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Санкт-Петербург» была заложена на стапелях "Адмиралтейских верфей" в декабре 1997 года. Это головная лодка серии кораблей проекта 677 "Лада" (экспортный вариант - "Амур-1650). Водоизмещение подлодки - 1765 тонн, длина - 67 м, ширина - 7,1 м, скорость подводного хода - 21 узел, надводного - 10 узлов, предельная глубина погружения - 300 м, автономность - 45 суток. Подлодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект - 18 торпед). Мощность гребного электродвигателя - 4100 кВт.
Разработчик проекта подлодки, генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский рассказал корреспонденту "Столетия", что лодка спущена на воду в конце октября 2004, а на вооружение ее планируется принять в середине 2006 года, когда в России будет отмечаться 100-летие подводных сил страны.
В «Санкт-Петербурге» более 130 принципиально новых технических решений. «Одним из самых важных для безопасности экипажа - усовершенствованная система спасения экипажа, - уточнил разработчик. - Если раньше для аварийного покидания корабля подводнику необходимо было выполнить до 20 операций, то сейчас достаточно 4-х. То есть созданы более совершенные условия для свободного выхода подводника через шлюз». По времени это занимает максимум 1-2 минуты.
Кроме того, улучшена конструкция рубки, на которой находятся телескопические выдвижные антенны, в том числе радиолокации, перископ и т.д. «Если раньше этот лес антенн пронизывал всю лодку насквозь, в том числе и прочный корпус, загромождая внутренне пространство и мешая передвигаться экипажу, то теперь он помещен в рубке», - сказал генконструктор. В рубке также расположены рули, которые в предыдущих сериях находились на носу. Это новация позволяет «не создавать помех для гидроакустики корабля».
Еще одним новшеством стало гидроакустическое покрытие корпуса, которое обеспечивает «высокую скрытность» плавания «Санкт-Петербурга». Совершенные средства обнаружения целей и указания на них торпедам и противокорабельным ракетам позволяют более точно применять оружие и более эффективно механизмы защиты. «Короче, эта лодка является прорывным этапом в деле создания новых дизельных субмарин. Многие технические решения, заложенные в этой лодке, безусловно, будут использованы при строительстве новейших атомных субмарин», - подвел итог Спасский.
Полный «Штиль» после «БАЛа»
Справка:
II Международного военно-морского салона International Maritime Defence Show-2005" собрал более 350 участников - ведущих российских разработчиков военно-морской техники, оружия и вооружений. В работе выставки приняли участие порядка 60 иностранных фирм и компаний. На салон прибыли 29 делегаций из 26 стран мира. При этом впервые среди гостей - делегация США. Не менее 100 тыс. посетителей салона смогли ознакомиться в гавани Морского вокзала Санкт-Петербурга натуральными образцами и с проектами кораблей, подводных лодок, катеров и яхт будущего на стендах выставки. Участникам и гостям форума были также продемонстрированы действии гидроавиации в акватории Финского залива, боевые стрельбы на полигоне, выступления пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи».
Показ модульной пусковой установки для запуска ракет комплекса «Штиль-1» стало еще одним событием салона. «Разработанная научно-производственным предприятием «Старт» установка состоит из 12 транспортно-пусковых контейнеров, собранных в модули. В зависимости от водоизмещения корабля она может состоять из одного, двух или трех модулей, в состав которых входит 12, 24 или 36 ракет, соответственно», - сообщил журналистам представитель Долгопрудненского научно-производственного предприятия Леонид Маленев.
По его словам, эта установка может устанавливаться, в частности, на корветах и фрегатах и предназначена для защиты от атак противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов, а также катеров и кораблей. «В настоящее время установка проходит испытания, завершить которые планируется в 2007 году», - сообщил Маленев.
Пусковая установка предлагается как для российского ВМФ, так и для ВМС зарубежных стран. «Ее главное достоинство заключается в способности увеличить скорострельность до 2 секунд. У ракет наклонного старта скорострельность 12 секунд», - отметил Маленев.
Приборостроительный завод «Тайфун» (Калуга) показал береговой ракетный комплекс «БАЛ-Э». Госиспытания комплекс выдержал в 2004 году и в самое ближайшее время может поступить в береговые части всех четырех российских флотов - Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского, заявил «Столетию» начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны России контр-адмирал Анатолий Шлемов. «БАЛ-Э» предназначен для защиты побережья и придания боевой устойчивости береговым войскам. Он позволяет обнаруживать и сопровождать надводные объекты, делать целераспределение и поражать цели противокорабельными ракетами. Максимальная дальность стрельбы комплекса - до 110 км, количество ракет в залпе - до 32 единиц, интервал пуска - не более 3 секунд.
Огромный интерес особенно у зарубежных делегаций вызвал стенд ОКБ «Новатор», входящий в концерн ПВО «Алмаз-Антей». На нем была представлена интегрированная ракетная система «Клаб». «Эта система включает в себя четыре типа ракет: две противокорабельные - 3М-54Э и 3М-54Э1, одну противолодочную двух модификаций - 91РЭ1/91РТЭ2 и крылатую ракету для поражения наземных целей - 3М-14Э", - заявил «Столетию» представитель «Новатора» Валерий Пантюхин.
Особенностью противокорабельной крылатой ракеты 3М-54Э является ее отделяемая сверхзвуковая боевая ступень. «В маршевом полете ракета 200-250 км летит над морем на малой высоте, затем делает горку, находит цель, в которую нужно попасть, и отделяет крылатую часть. Сверхзвуковой снаряд примерно через 30 секунд после отделения поражает цель. Кинетическая энергия такая, что ракета буквально раскалывает или пробивает корабль на вылет. Аналогов такой ракеты в мире нет», - сказал Пантюхин.
По его словам, вторая противокорабельная ракета 3М-54Э1 предназначена для поражения морских надводных целей - кораблей различных классов, 3М-14Э - наземных целей. Четвертая ракета, входящая в комплекс «Клаб», является противолодочной. Комплекс уже поставляется в Индию и Китай. Ведутся переговоры с рядом других стран. Не исключено, что «Клаб» будет установлен на подлодках ВМС Ирана. По неофициальной информации, сейчас ведутся переговоры о модернизации трех подлодок, которая предполагает установку этих ракетных комплексов. Их аналог для российских кораблей и подлодок называется «Калибр».
Проведение международных выставок предполагает заключение соглашений или проведение контрактных или предконтрактных переговоров. Не стал исключением и IMDS-2005. Во время его работы судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург), например, подписал с ВМС Индии контракт на поставку запчастей к дизель-электрическим подлодкам проекта 877 ЭКМ. Как сообщил генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, это первый контракт, подписанный предприятием с зарубежным заказчиком после получения права на самостоятельную внешнеторговую деятельность.
Велись активные переговоры и между российскими производителями морской техники. Так, научно-производственное объединение «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область) и санкт-петербургские предприятия завод «Киров-энергомаш» и научно-производственное объединение «Аврора» подписали генеральное соглашение о создании и производстве корабельных двигателей для ВМФ России. Гендиректор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин сообщил, что ранее наши надводные корабли оснащались агрегатами украинского производства.
Комментарий специалиста
Владимир Васюков, начальник 24-го ЦНИИ ВМФ РФ, контр-адмирал
Проведение салонов, подобных IMDS-2005, придает огромный импульс развитию российской техники и технологий. Это важно как с научной точки зрения, так и в прикладном плане. Продемонстрированная на салоне российская (советская) техника подтвердила еще раз свою надежность, простоту в эксплуатации и долговечность. В силу ряда обстоятельств, прежде всего финансовых и экономических, мы эксплуатируем технику, которая была создана еще в 60-е годы. Американцы тоже использовали технику Второй мировой войны, потом ее модернизировали и передавали своим партнерам. Мы же до сих используем нашу, что говорит о ее высоком уровне технологий и надежности. Техника, которая была выставлена на салоне, послужит долгие годы. Доказательством качества наших вооружений может служить уже то, что интерес к ним, например, подлодке «Санкт-Петербург» и малым ракетным кораблям и катерам, проявляют такие достаточно технически и экономически развитые страны, как Китай и Индия.
?>