Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Валентин Распутин: "И спокойно верят в будущее…"

Валентин Распутин: "И спокойно верят в будущее…"

К юбилею замечательного русского писателя
15.03.2007

Русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину 15 марта исполнилось семьдесят лет. "Столетие" поздравляет его от имени сотрудников Фонда исторической перспективы. Наши корреспонденты встретились с писателем и попросили ответить на несколько вопросов. Также мы публикуем статью о В.Г. Распутине писателя Юрия Лощица.

- Валентин Григорьевич, что такое, как сегодня выражаются, "культурная элита" России? Неужели большинство из тех, кто претендует на свою некую культурную элитарность, действительно, как вы говорили, чужды своей стране?

- Не знаю, большинство это или нет, но людей таких немало. Они - случайно пришедшие в нашу культуру и литературу, а еще -случайно оказавшиеся на российской земле. Человек, не уважающий свою Родину - я уж и не говорю о любви к ней - человек действительно случайный, для страны от него нет никакой отдачи, он к ней не привязан.

Люди эти заметны, они всегда стремятся себя показать и обожают бахвалиться своей нелюбовью к России. Придет время – все станет на свои места, появятся другие, которые любят свою страну. А эти… Либо уйдут, либо у них кончится запал.

- Вы даже говорили о том, что, обладая властью, выслали бы добрую часть тех, кто является врагами России, из ее пределов. Пояснив, что имеете в виду не преступников, а тех, кто не любит Россию, кто составляет "пятую колонну", и, живя в России, все делает для того, чтобы разрушить и ограбить ее. Ваше мнение не изменилось?

- Выставлять? Кому нужно – он сам сбежит. Только там ему неинтересно, заграницей местные власти не поругаешь, так же, как и местные порядки. Поэтому они возвращаются сюда, где можно как угодно демонстрировать свою ненависть и еще благоденствовать на этом, наживать капитал.

- Вы говорили, что все мы находимся на "льдине", которая тает. Запоминающийся образ… Что, "таяние" продолжается?

- Да. "Льдина" становится меньше. В экономике, может быть, небольшое улучшение есть, но никак не в сфере духовной. Более того, вижу и чувствую, становится еще хуже, "швыдкие" не только не прекращают своей деятельности, они наглеют – потому что никто их не останавливает.

Посмотрите на положение дел в образовании: уничтожаются, закрываются десятки тысяч сельских школ. Я учился именно в такой школе, на несколько десятков человек, мы закончили ее и пошли в жизнь дальше. А теперь почему-то их надо объединять, то есть удалять от учеников, которые до школы, быть может, и не доедут.

- Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

- Не давайте "льдине" таять, сохраняйте ее. Ее таяние - уничтожение основ, которые существовали в нашем Отечестве. У нас сегодня слишком много равнодушных людей, и мы смирились с их апатией. Нужно вывести их из этого состояния, чтобы они работали на благо страны, возмутились бездуховностью, их окружающей и культивируемой. Именно поэтому я с большим уважением отношусь к Наталии Нарочницкой, человеку действия. В патриотический стан приходили многие, но не у всех хватало сил, таланта или души. У Наталии Алексеевны есть все: желание и образование, энергия и патриотизм.

Люди разучились читать книги. Кто сейчас читает Льва Толстого и Федора Достоевского? Только пенсионеры, для них классика – это и огромная радость, и, скажу так, необходимая им пища. Молодые если и читают, то, в большинстве своем, тонкие книжки. В них не воспитано терпения, они думают, что найдут быстрые ответы на все свои вопросы в интернете. Чтение – великая работа.

- Вы постоянно общаетесь с людьми, которых принято называть простыми. Они оптимисты, верят в будущее?

- Простые люди просто живут и не задумываются над этим. Живут они плохо, но спокойно. Они спокойно живут, спокойно верят в будущее и выживают – как могут.

Беседовали Виктор Грибачев и Алексей Тимофеев

Мужество побежденных

К 70-летию Валентина Распутина

""У Александра Твардовского, в его поэме шестидесятых годов "За далью – даль", есть глава, содержащая единственное в своём роде художественное описание. Единственное не потому, что никто ни до него, ни при нём, ни после за такие сюжеты не брался. А потому, что большой поэт и тут, изображая совершенно новую для него картину "покорения природы", оказался на высоте возможностей своего таланта. С воодушевлением современника и очевидца он повествует о штурме, казалось бы, неукротимой Ангары. Описан день перекрытия русла реки, возведения перемычки, которая послужит фундаментом для будущей плотины – одной из крупнейших в мире.

Конечно, в этом отрывке теперь можно различить избыток патетики и риторики. Но разве поэта не оправдывают сами по себе время и место действия. Не он же придумал эту патетику. Ею как воздухом дышали тысячи людей – непосредственных участников деяния, может быть, единственного и главного в их жизни. Шоферы самосвалов, инженеры, строители дорог, бетонщики, крановщики, – каждый из них в эти часы чувствовал себя героем, существом поистине историческим, живой частицей народа, прокладывающего путь в "светлое завтра".

Но как же совместить сегодня эти страницы из поэмы Твардовского со свидетельством ещё одного современника – автора повести "Прощание с Матёрой"? Вроде бы, и у того, и у другого – всё та же Ангара. И всё тот же, казалось бы, народ. И время событий почти совпадает. В повести Валентина Распутина – по календарю – всё чуть даже раньше началось и происходит. И поэма, и повесть пишутся в пределах одной литературной эпохи. Даже в границах краткого временного отрезка. А какая ошеломительная несовместимость авторских свидетельств! Что приключилось? Чья правда подкачала?

Проще всего было бы устроить заочный суд над поэмой. Списать, по очевидной её принадлежности к "соцреализму", в глухой архивный подвал. Как будто и не бывало – ни события, ни его пафосного отражения. Но тогда и повесть распутинская половину, если не всю свою силу, разом потеряет. Если покорения Ангары как бы и не было, то из-за чего, право, сыр-бор? Не померещилось ли прозаику это всемирно-потопное исчезновение Матёры? Не увлёкся ли он чрезмерной символизацией крошечного – в масштабах страны и мира – событьица?

Не в тех точно словах, но, по сути, с таким именно содержанием заготовленной выволочки встретила публикацию повести критика из идеологических уст государства. Ведь получалось так, что этот не в меру чувствительный сибиряк своим плачем по какому-то малонаселённому островку покушается подтопить… всю новейшую советскую историю. Он что же – против научно-технической революции, против прогресса? Поперёк поступательного хода социально-исторического развития? Да не пошатнулся ли он умом?

Можно только удивиться, каким чудом Распутин тогда уцелел. Что гадать: отмолил его кто или замолвил за него словечко в тех самых коридорах, откуда началась было проработка? Какими добрыми не изображай 70-е годы, а и тогда немало народу отбывало сроки за идеологию. Не делалось скидок и для литературно одарённых.

Да при желании двумя-тремя передовицами в центральных газетах и в журнале "Коммунист" можно было накатить такую волну обсуждений и гневных осуждений на рабочих собраниях, в коллективах институтов, среди тружеников села, в кругу отзывчивой творческой интеллигенции.

Но что-то удерживало. Ведь уже вслух говорилось по стране, да и по всему миру об экологии. Уже сотни тысяч обитателей больших городов вкусили "обратной стороны прогресса", когда реки из-за этих самых плотин и в крепкие морозы отказывались замерзать. Уже в прессу косяком пошли жалобы: берега в водохранилищах подмываются вместе с лесами, резко сократились площади заливных лугов… И так далее, так далее.

У настоящей литературы смыслоёмкость особого рода. Мала повесть о Матёре, но в ней уже тогда, по первому знакомству, прочитывался не только великий – от имени всей потрясённой природы – укор самоуверенным её покорителям и победителям. Не меньшей силы укоризна исходила тут и от лица всей крестьянской Руси. Не столько уходящей, сколько грубо изживаемой со свету. Почти вслух презираемой теми, кто величал себя носителями цивилизации, образцовой городской культуры, передовой во всём – от асфальта и метрополитена до шампуров, шампуней и комфортных нужников.

Из столетия в столетие крестьянское большинство России отвечало за её сохранность, благоденствие, по сути, содержало страну, соблюдало её ценою трудов до кровавого пота. И вот благодарность за всё! Уходите без шума, вы тут больше не понадобитесь. Не нужны ни те столетия, ни родовая память, что ненавязчиво притулилась к кладбищенским оградкам и крестам.

Это сегодня молодые политические дельцы громко вещают о своём "просвещённом" консерватизме, о верности национальным традициям. А тогдашние идеологи на слово "традиция" глядели как на классового врага, и даже в увлечении фольклором искали опасную скверну ("Гитлер тоже начинал с фольклора").

Много-много народной боли сжалось в тесных пределах распутинской притчи. Со страниц "Прощания с Матёрой" та боль свободно перетекает и в другие его повести и рассказы, написанные раньше или позже, в большую книгу очерков-поэм "Сибирь, Сибирь…", пополняемую автором и по сей день. Но такой уж сложилась его литературная судьба, что о ком бы и о чём ни писал, всё устремлено жилами-смыслами к Матёре, и, умещаясь в её словесной плоти, как от сердца расходится во вне, – насыщая жажду правды уже не в одном поколении благодарных читателей.

Да, их теперь у нас, пожалуй, вовсе не большинство, – тех, кто продолжает читать настоящее, а не поддельное. В большинстве оказались те, кто и вообще не читает, а таращится: от темна до темна с полуоткрытыми ртами и выпученными глазами пребывают эти добровольные рабы СМИ (средств массовой идиотизации).

Это они у нас победители. Что им "Прощание с Матёрой"? Или что им та же "За далью – даль"? Для них нет и уже не будет ни Андрея Платонова, ни Ивана Шмелёва, ни Михаила Пришвина. А зачем? У них зато Петросян и Жванецкий, Хазанов и Аллегрова, Галкин и Миткова… Победители тянутся к победителям. Успешные – к успешным.

Трагедия насильственного выдворения крестьян с Матёры им так же безразлична, как ликование строителей ГЭС на Ангаре. И вчерашние колхозники, и вчерашние пролетарии, по понятиям победителей, оказались без надобности. Работяги своё отработали. Короче… Время лохов закончилось. Короче… Так жить больше нельзя. Короче… Надо оттягиваться по полной. Короче…Ведь мы этого достойны…

Да, надо иметь мужество, чтобы признать: они, действительно, победили. Иное дело, как долго продлится их самоупоённый бесстыжий кутёж. По всем природным и надприродным законам мрачное дно распада, как ни прикрывай его мишурой и блёстками, всё равно проступит, рано или поздно. Лишь бы не оказалось поздно для всей страны. И для остального мира тоже.

15 марта нынешнего 2007 года, на память чудотворной иконы "Державная", прекрасному русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину, человеку совести и чести, исполнилось 70 лет. Как мало кто ещё из его современников он сумел проникновенно сказать об одном из самых драгоценных свойств русского человека. О навыке мужественно переносить своё поражение. И при этом не отчаиваться, но претерпевать всё до конца – в надежде на спасение.

Юрий Лощиц

Когда верстался номер

Что значит быть русским?

Накануне XI Всемирного русского народногой собора в феврале 2007 года компания "Башкирова и партнеры" провела очередное исследование, посвященное изучению национальной самоидентификации граждан России. Всего в исследовании принимали участие 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения России).

Первый вопрос, заданный участникам исследования, был сформулирован следующим образом: "Считаете ли Вы себя русским человеком?". Утвердительный ответ на это вопрос дали 92,6% респондентов, отрицательный – 5,5%, 1,9% - затруднились с ответом.

Таким образом, русскими людьми считают себя подавляющее большинство участников исследования. Примечательно, что таковых несколько больше, чем тех, кто считает себя русским по национальности (89,4%). Это позволяет предположить, что основу национальной самоидентификации граждан России составляет не только принадлежность к нации "по крови", но и другие аспекты. Для проверки этой гипотезы, участникам исследования, считающим себя русскими, было предложено ответить на следующий вопрос: "Что для Вас значит быть русским?". Респонденты могли давать несколько ответов, поэтому сумма значений не равна 100%.

Как показали результаты исследования, быть русским для наших сограждан означает в первую очередь быть гражданином России (61,4%) и жить в России (49,5%). Принадлежность к русской нации "по крови" считают определяющим фактором 43,1% респондентов, знание русского языка и русской культуры – 42,6%. Примечательно, что треть опрошенных (33,7%) считает основой национальной идентификации вероисповедание.

Как известно, традиционным обращением к подданным царской России было "русские", при СССР предпочитали термин "советский народ", а после 1991 года устоявшейся формой обращения к гражданам Российской Федерации стало "россияне". А какое обращение предпочли бы сами граждане России? Ответы на вопрос "Какое обращение к гражданам России Вам нравится больше?" распределились следующим образом. 62,9% выбрали вариант "россияне". Около трети опрошенных (30,2%) предпочли бы услышать этноним "русские".

Специально для интернет-газеты "Столетие" итоги исследования прокомментировала Елена Башкирова, генеральный директор компании "Башкирова и партнеры":

- С моей точки зрения, слово "россиянин" сейчас воспринимается как синоним понятия "гражданин РФ". Отчасти это, видимо, связано с тем, что это обращение вошло в политический лексикон в девяностые годы прошлого века и активно использовалось для того, чтобы отделить жителей РСФСР от жителей других бывших республик СССР - в том числе и русских по национальности. Помните, как усиленно использовалось это обращение в СМИ, в речах государственных мужей – например, в выступлениях президента Б.Н.Ельцина… При этом слово "россияне" вообще-то пришло к нам из поэзии XVIII века, в одах той поры оно использовалось как возвышенное, торжественное для обозначения русских подданных. Возвращение слова "россияне" в какой-то степени возродило и это его значение.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..