Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 февраля 2024
Страсти по Мазепе

Страсти по Мазепе

В Киево-Печерской лавре раскольники отслужили «панихиду» по гетману
Валерий Панов
23.06.2023
Страсти по Мазепе

Неудачное наступление ВСУ срочно потребовало от нацистского режима идеологического обоснования массовых жертв. И раскольники из ПЦУ провели во Всехсвятском храме Киево-Печерской лавры «панихиду по Мазепе» — впервые после захвата ими нашего древнего православного монастыря. Помянули, так сказать, душу бывшего гетмана Войска запорожского, предавшего Отчизну, царя, веру и сгинувшего на молдавской окраине Османской империи неизвестно где и когда.


При этом о людских потерях на сегодняшних фронтах речи не шло, да и зачем? Война будет продолжаться до тех пор, пока последний украинец не ляжет костьми ради геостратегических целей Запада: укро-солдаты идут в бой под циничными лозунгами «убивать русню», «уничтожить всех русских», вернуть в состав Украины Крым, Донбасс и Луганскую область, якобы исторические украинские земли. А еще — Азовское море, тоже вроде как издавна украинское, черноморское побережье и Кубань. По словам взятых в плен солдат ВСУ, «это территории наши, а люди там — не наши».

В эти же дни президент России Владимир Путин на встрече с военкорами напомнил всей стране: несмотря на обещания Североатлантического альянса не расширяться на восток, западные страны «обманули всех подряд». На известном саммите в Бухаресте они заявили, «что для Украины двери в НАТО открыты, вознамерившись включить в свой состав наши исторические территории с населением русскоговорящим в НАТО — не оборзели, нет? Полностью».

Действительно, обнаглели до крайности — всем корпоративным Западом вообще. От безнаказанности. За развязанные уже после Второй мировой войны и кровавые конфликты числом более семи десятков. И до такой степени «оборзели», что «братья-украинцы», теперь уже в массе своей бывшие, уверовав в силу и щедрость западного альянса, переметнулись на его сторону.

Что касается Мазепы, подлинную историю его предательства они не знают и не хотят знать. Свое прошлое, соответственно — и будущее, моделируют, исходя из политической конъюнктуры «незалежной» власти.

Характерно, что инициатива «богослужения» по Мазепе исходила не от местных церковных организаций, а от министерства культуры, поддержанного украинским офисом ЮНЕСКО (без комментариев!). Глава минкульта А. Ткаченко назвал это событие «историческим». «Лавра становится украинской», — написал он в Telegram-канале, добавив, что теперь в монастыре начнутся молебны «о выдающимся деятелям украинской истории».

Прежде всего, это, понятно, Мазепа, который, по словам Ткаченко, был «благочестивый меценат», но «за нежелание повиноваться московии еще при жизни был подвергнут анафеме российской имперской церковью».

«Анафема эта не снята по сей день, да и не может быть снята — разве что соответствующее решение примет Святейший Синод, но представить себе такое сложно. Совершать по Мазепе чин церковной службы — ровно то же самое, что молиться за Иуду Искариота. Грех один и тот же — предательство и вероломство. Именно по этой причине ничего подобного не происходило (и не могло происходить) ни в одном храме канонической православной Церкви. Впрочем, для раскольничьей ПЦУ смертный грех является доблестью — равно как и для нынешнего киевского режима», — отметил автор Telegram-канала Rogandar Александр Неукропный.

Генеральный директор канала «Спас» Борис Корчевников пишет, что Мазепа долго и честно зарабатывал свою анафему — и блудной жизнью, и сожительством с собственной крестной, и предательством, и осквернением храмов. Поэтому для нынешнего украинского режима он и впрямь идеальный герой. Нечего удивительного, если Мазепу еще и «канонизируют». «При жизни Мазепа не только пал в страшном грехе клятвопреступления — предательства, за что получил созданную для него медаль Иуды, но и был отлучен от Церкви. Анафема — это редчайший и очень страшный чин. Церковь (то есть Сам Бог — и не надо думать, что в Церкви действует не Он) провозглашает его над человеком лишь тогда, когда он всей своей жизнью уже исповедовал отлучение от подлинной Церкви — так происходит со всеми еретиками, гонителями или хулителями Церкви: так было с графом Львом Толстым, так было с советской властью, которую за ее преступления в начале века анафематствовал Патриарх Тихон. Быть отлученным от Церкви очень страшно — это гарантированное отлучение от Царства Небесного, "посольством" которого является Церковь здесь на земле», — написал Корчевников.

Можно сказать, что эта акция стала логическим завершением кампании по реабилитации Ивана Мазепы, которая давно проводится киевским режимом и националистической частью обществ, прежде всего, интеллигенцией. Обращают на себя внимание слова главы минкульта Украины о том, что с Мазепы начинается чествование «выдающихся деятелей украинской истории». Следует, видимо, ожидать в стенах Лавры новые неоднозначные панихиды с участием ПЦУ, так как кандидатур одиозных политических и церковных деятелей для них предостаточно. И кто дальше? Бандера? Шухевич?

Да кто угодно из этих и им подобных «героев», список которых берет начало в далекие времена. Счет предательству открыл не Мазепа. Насколько верны были гетманы Левобережья присяге, данной русскому царю, можно судить по их деяниям. Гетман Выговский — предал царя и бежал к полякам, которые его и казнили. Юрий Хмельницкий — предал и разорвал договор с Россией, перешел к полякам, а затем к туркам. Брюховецкий — предал, убит казаками за измену, Многогрешный — предал, бежал на Правобережье, выдан и сослан в Сибирь, Самойлович — по доносу своего окружения обвинен в измене и сослан в Сибирь. Мазепа — тоже предал царя и бежал с Карлом XII в Турцию, где и помер. Тем не менее, это — особый случай.

И в дореволюционной России, и в СССР именно деятельность Мазепы традиционно ассоциировалась с самым низким предательством. Это имя стало нарицательным: «мазепинцами» когда-то называли в Малороссии сторонников борьбы за создание «незалежной».

к панову.jpg«Словарь украинского языка», изданный в 1908 г. под редакцией Бориса Гринченко, приводит такой пример: «У нас у селі мазепою лаються: от як дурна людина, чого не зрозуміє, так кажуть: ах ти мазепа!». Глупую девушку, отмечает тот же словарь, в народе звали «мазепською дівчиною». У православных восточной Украины, кстати, до сих пор в ходу выражение «клята Мазепа». Даже в «Истории русов», которую харьковский историк С. Зарудный называет «катехизисом, Кораном и Евангелием украинства», Мазепа характеризуется отнюдь не лестно: «Предприятие свое отстать от Государя и предаться его неприятелю… гнусный умысел сей породила в нем адская злоба за личную обиду свою» (Історія Русів. К., 1991. С.239-240).

Более чем в тысячелетней российской истории Мазепа имеет прочную репутацию одного из главных злодеев, ярко выраженных отрицательных персонажей, а также политических неудачников. Этот гетман, наряду с бывшим советским генералом Второй мировой войны А. Власовым, — символ вероломства. Как известно, анафема (великое церковное отлучение) была наложена на гетмана Мазепу Русской православной церковью 12 ноября 1708 г. Мазепа изменил своей клятве на верность православному царю и перешел на сторону еретика — шведского короля Карла XII во время Северной войны. А после поражения шведов в битве под Полтавой в июле 1709 г. Мазепа и шведский король Карл XII скрылись в г. Бендеры, принадлежавшем тогда Османской империи. Там Мазепа совершил еще один акт предательства, когда согласился стать данником польского короля с получением воеводства в Белой Руси.

В ряду отечественных изменников гетман Мазепа находится на одном из первых мест, однако именно его имя стало символом предательства, и за триста с лишним лет мнение ни русского народа, ни ученых, ни властей не изменилось.

Все очень просто. Петлюра, Бандера и т.п. пособники гитлеровских нацистов, англосаксов и прочих натовцев Россию никогда не предавали. Они были врагами России, но на службе у Москвы не состояли. Кроме Мазепы, иные гетманы Войска запорожского, предавшие русского царя, на кресте ему не присягали. В их понимании они были наемниками, и по обычаям тех времен как любые ландскнехты имели право наниматься на службу к любому суверену. Предательством, тем более заслуживающим церковного наказания, это не считалось. Какие к ним могут претензии? Но Мазепа — случай уникальный. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данную на Святом Кресте и Евангелии, о чем было сказано: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утверждённую». Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление.

Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на малоросские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни. Архиепископ Феофан (Прокопович), земляк Мазепы, в юности учившийся на Западе, и потому прекрасно знавший цели Римско-католической церкви, писал: «Намереваясь присоединить вновь к Польше Малороссию и зная, как жители этого края не любили поляков за вводимую ими унию, он стал оказывать мнимое усердие к Православию, созидал каменные церкви, снабжал разные монастыри и храмы богатыми утварями; любочестие Мазепы доходило до того, что он на колоколах, иконостасах, окнах церквей и в алтарях ставил изображение своего герба». Сегодня вопрос заключается не столько в том, почему самозванцы провели т.н. панихиду по анафеме, сколько в том, почему выбрали именно этот персонаж.

Новые предатели, опираясь на Мазепу, пытались и пытаются реабилитировать собственное предательство. Это относится как к украинским президентам, так и к их политическому окружению. Зеленский в этом ряду стоит отдельно. Он, по образному выражению, президента Путина, являет собой позор еврейского народа. А по историческому счету, такой же предатель, как и его предшественники, якобы строившие независимое от Росси государство. Результат — печальный, тем не менее Мазепу рассматривают как идейного борца за «незалежную» Украину. Отсюда и весь пиетет по отношению к нему. На Украине печатают марки и денежные купюры с изображением Мазепы, ставят ему памятники, называют его именем улицы. Есть даже воинская награда «Крест Мазепы». А в августе 2022 г. президент Зеленский присвоил имя Ивана Мазепы строящемуся в Турции украинскому корвету. Очевидно, что «молитва» за гетмана преследует исключительно политические цели — нанесение сакральных ударов, как по «российскому агрессору», так и по собственной крупнейшей православной конфессии. И еще: «богослужение» за предателя подтверждает «европейский путь» развития Украины — без канонического православия.

Заметим, что анафему Мазепе не признает ни одна из раскольнических (сиречь русофобствующих) церквей — ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь т.н. киевского патриархата, ни Украинская автокефальная православная церковь, ни новомодная ПЦУ, более того, даже Папа Римский усматривает в анафеме политическую подоплеку.

А в 2018 г. экуменический патриархат через своего представителя тоже заявил, что анафему Мазепе никогда не признавал из-за якобы политической мотивировки. Показательно также, что именно анафеметствованные раскольники (почти всех их «рукополагал» сам анафема Михаил Денисенко-Филарет) провели «службу» по анафематствованному Мазепе.

Украинские раскольники и ранее служили панихиды и молебны по Мазепе. При этом они не могли не знать, что в июньской Минее (месячная служба) существует одна служба, сегодня основательно подзабытая, как нам кажется, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это — «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Каролом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день». В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится, например, следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»…

Но главное: никогда за украинскую независимость Мазепа не боролся: его целью было оторвать территорию Малороссии от Российской империи и передать полякам. Именно такую цель сейчас преследуют и Зеленский со своими западными покровителями.

До него прочие лидеры «незалежной» тоже выискивали иноземного покровителя, под которого можно было уложить украинский народ, разумеется, не без личной выгоды.

На «самостийной» Украине вся политика – это сплошной еврейско-немецкий Geschäft (мошенничество, афера). Мазепа, разумеется, не мог быть борцом за «незалежность» только по этой причине, хотя гешефт ему был не чужд: он организовал торговлю горилкой вопреки государственной монополии на спиртное. Однако более значимы другие вопросы.

Прежде всего, было бы любопытно узнать, какое отношение к Украине имеет Мазепа, притом что, его даже в серьезных научных публикациях, в том числе и российских, называют «украинский гетман»? В школьных учебниках, в СМИ такое определение государственной принадлежности Мазепы вообще стало штампом. Мягко говоря, это не соответствует действительности. Дело в том, что у Украины нет своей истории. Есть единая история Руси-России, поскольку вплоть до падения самодержавия в 1917 г. не было такой страны — Украины. Это, по мнению специалистов, разговорное название двух провинций окраины Российской империи. Владимир Лавров, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, вспоминает, как раньше выглядела карта современной Украины: «Если говорить о губерниях в царское время, то были две губернии, всего две. Одна с центром в Киеве, другая с центром в Чернигове, и всё. То есть это было скорее умозрительное, теоретическое понятие — Украина или Малороссия. А затем, в советское время, началось конструирование, причем к Украине была присоединена Новороссия, которая никогда Украиной не была».

В этой связи большое недоумение вызывают сегодняшние погромы — разрушение статуй Ленина и иных памятников советской эпохи, которых, похоже, на Украине уже не осталось. Видимо, сегодня мало кто из «национально-сознательных» граждан «незалежной» помнит, что именно большевикам, а не националистам Украина обязана значительной частью своих территорий. Поэтому, если говорить про общую историю Украины, то гораздо осмысленнее звучало бы словосочетание «история земель окраины России», так как вся история некой «Украины» укладывается в период, начавшийся 24 августа 1991 г. — день, когда Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины.

Кстати, до революции на малочисленных украинских националистов смотрели как на городских сумасшедших, так как никто не мог себе представить, что малороссы могут изменить собственной идентификации как русских. А ведь изменили. И особенностью нынешней элиты Украины стал ее антироссийский настрой, который основывался на наследии большевистской национальной политики украинизации.

Если при царе украинский национализм совсем было сошел на нет, то большевики не только признали расовый смысл слова украинец (имевшего до того в России лишь собирательный географический), но даже объявили тотальную украинизацию достижением «национального возрождения» новоявленной украинской нации.

Хотя успехи украинизации очень скоро «аукнулись», так что украинизацию еще до войны объявили перегибом, но ленинскую ошибку в виде образования отдельной нацистской Украины — как принципиальную первопричину — устранить уже было невозможно. Нет ничего удивительного в том, что элиты Украины, подняв нацизм (а по сути, антисоветский, антироссийский сепаратизм) до уровня государственной политики, добились-таки той цели, которую ставили австрийцы, поляки и немцы, потом англосаксы — создать Антироссию.

Нынешняя государственно-религиозная политика Украина нацелена на полный разрыв любых отношений между Украиной и Россией. Пожалуй, только на Украине государство так активно вмешивается в конфессиональную жизнь общества. Как говаривали когда-то в Европе, cujus regio, ejus religio (лат. буквально «Чья область, того и вера»). На «независимой» Украине этот принцип трансформировался и должен звучать так: «Чья власть – того и вера». Но, как и в старые. «добрые» времена, реализация этого принципа стала причиной конфессионального противостояния. При этом все раскольники, в том числе униаты, а также католики с сектантами выступают объединенным фронтом против Русского православия. И Мазепа стал их антироссийским флагом в этой многовековой борьбе.

Этот гетман, наряду с генералом Второй мировой войны Андреем Власовым – символ предательства и вероломства. На протяжении трех веков имя Мазепы является нарицательным. Преступление Мазепы перед Россией никогда не ставилось под сомнение в отечественной научной мысли. Дореволюционные, советские и современные историки солидарны: гетман совершил тяжелейший проступок, как в моральном, так и в военно-политическом плане, поставив русскую армию на грань поражения от шведов.

С распадом Советского Союза власти независимой Украины, остро нуждавшиеся в создании собственного, «самостийного», пантеона героев, объявили Мазепу борцом с имперской Россией, посвятившим жизнь делу создания независимого украинского государства.

Вряд ли при жизни Мазепа мог даже подумать об уготованной ему роли «собирателя земель украинских». В письмах и универсалах Мазепа значился как «гетманъ з Войскомъ ихъ царского пресветлого величества Запрожскимъ».

Позднее в универсалах гетмана начинают появляться более пространные варианты его титулов в нескольких вариациях, например, такой: «Пресветлейших и державнейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государины благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев их царского пресветлого величества подданний Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетман Иван Степанович Мазепа». История сохранила и другие варианты его подписей вплоть до последних, когда он после русской победы под Полтавой коротал свои дни в обществе потерпевшего полный разгром шведского короля Карла ХII. В универсале от 30 марта 1709 г., в котором Мазепа обращается к семиградским князьям с просьбой пропустить их с Карлом через турецкие земли, фигурирует титул «гетманъ Войскъ Запорожскиъ с обоихъ сторонъ Днепра. Славного чина святого апостола Андрея и Белого орла кавалер» (орден Святого Андрея Первозванного он был награжден царем Петром, а Белого Орла удостоил его польский король Август II Сильный, курфюрст саксонский).

И где здесь Украина вообще, в том числе, Левобережная и Правобережная, которыми пестрят почти все публикации о гетмане Мазепе? Употребление подобных топонимов — это вода на мельницу как националистов, так и фальсификаторов истории, которые именно таким образом утверждают в сознании масс мифологему о «тысячелетней Украине», «вечных украх, выкопавших Черное море», Москве, которая «украла у Украины ее историю, язык, культуру»... Экс-президент «незалежной» П. Порошенко говорил, в частности, о Полтавской битве, что ее «проиграли украинцы, заплатили за нее страшную цену». Сегодня Мазепу в очередной раз достают из самостийного «комода», отряхивают от моли и заводят старую шарманку о том, что «анафема незаконна, шведы — не захватчики, а освободители от гнета царя Петра, Мазепа не предал Россию, а нашел союзника Украины».

Но правда также и в том, что Мазепа хотел быть подданным и польского короля, и шведского короля, и турецкого султана. И в поиске высоких покровителей он обошел этот круг титулованных особ, минимум, по два раза. На Украине сегодня совершенно не случайно в ходу поговорка: «Не предать, а предусмотреть».

Нет ничего удивительного в том, что элиты Украины, подняв нацизм (а по-сути антисоветский, антироссийский сепаратизм) до уровня государственной политики, за три десятка лет добились-таки той цели, которую ставили австро-венгры, поляки и немцы, создавая украинский нацистский «голем» против России. Украинцы хотят показать, что они испокон веков европейцы, но над ними довлеет «якобы единая» с Россией родословная, включая историю, язык, культуру. Им надо продемонстрировать перед Европой свое коренное отличие от России, чтобы быть принятыми в «цивилизованную семью европейских народов». Более наглядного инструмента, чем герои и правители, нет, и русские антигерои становятся «национальными» героями «незалежной», убийцы и предатели России — образцами борьбы за «независимость» Украины. Вообще, «украинская химера» создана врагами русского суперэтноса с целью расчленения и уничтожения Русской цивилизации.

Именно т.н. европейским выбором определяется русофобская политика Киева.

Собственно, все нынешние страсти по Мазепе определяются тем, что Украина, точнее ее всегда провинциальная элита, вознамерилась перейти из одной цивилизации, русской, в другую, западноевропейскую, в которой не могут стать полноценными членами даже страны Восточной Европы, настолько отличен их славянский генезис от англосаксонского или «сумрачного» тевтонского.

«Почему Европа враждебна России?» — таким вопросом задавался еще замечательный русский мыслитель Николай Данилевский. Он указал на лицемерие западных политиков и общества, которые развязали против России в 1854 году Крымскую войну, обвиняя нашу страну в нарушении европейского порядка. (Сегодня — неписанных американских правил и всего корпоративного Запада.) «Все самобытно русское и славянское кажется ей достойным презрения, — писал он. — Русский в глазах их может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой национальный облик…» А сегодня даже при добровольном отказе от своей национальной идентификации не может даже надеяться на признание Западом своего человеческого достоинства. Украина и украинцы — наглядное тому подтверждение, которых ровно скот гонят на убой, отвращая от России якобы праведным Мазепой.

 Потому нет ничего необычного в том, что ни одно обоснование политики «сдерживания» России и расширения НАТО на восток не обходится без ритуальных ссылок на ее врожденную агрессивность и экспансионистский характер прошлого, в первую очередь, – относительно Украины (Мазепу анафемствовали!), чего, мол, следует опасаться и сейчас, и в обозримом будущем, а также обскурантистскую якобы природу православной цивилизации в целом. Тысячу раз прав был Оруэлл, когда говорил («1984»): «Кто контролирует прошлое — контролирует будущее, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое». Тогда общество принимает любой обман, а двоедушие становится нормой (Запад и Киев тому примеры).

Напомним: до революции служба «О Полтавской победе» торжественно совершалась в Русской православной церкви. Она является бденной — неустанной, ибо враг чрезвычайно коварен. Для России значение победы в Полтавском сражении столь же непреходяще, как и в Куликовской битве.

И в этой связи еще одно напоминание: около двух столетий в храмах Русской Церкви за архиерейскими богослужениями в Неделю Торжества Православия провозглашалось анафематствование бывшего гетмана Мазепы. Сегодня этот чин вновь актуален.

 Откровенно русофобское и антиправославное учение, которое представляет украинский нацизм, можно одолеть только совмещением политических (в том числе военно-политических) средств и средств духовных, к которым относится и богослужебный чин Торжества Православия. В эти дни для нас ожила очередная «тень прошлого». Правда и молитва — иного оружия у нас против исторических «призраков» вроде Мазепы нет. Кроме того оружия, конечно, которым наши воины в СВО бьют сатанистов. И побеждают.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Разину
27.06.2023 20:18
Был такой Сенька Разин. Благодаря большевикам стал героем, иконой борьбы с царизмом. Революционер гильдии «борца за свободу народа». Кстати, требовал кланяться себе в ноги.
Отец его казак, мать крымская татарка.
Организовал настоящую банду. В СССР бандиты всегда были в почете, т. к. социально близкими были для революционеров.

Разин
24.06.2023 22:00
От Мазепы до Пригожина - один шаг. Близнецы-братья.

Эксклюзив
19.02.2024
Валерий Панов
Зачем Европе понадобилась собственная армия, оснащенная ядерным оружием?
Фоторепортаж
13.02.2024
Подготовила Мария Максимова
Галерея «Наши художники» представляет персональную выставку Ивана Лубенникова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..