Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 марта 2025
Страсти по Арктике

Страсти по Арктике

Страны Северной Европы создают коалицию против России и Китая
Максим Столетов
14.10.2024
Страсти по Арктике

Новый арктический альянс хотят создать власти Дании, Швеции, Финляндии, Исландии, Норвегии и Канады. По задумке инициатора идеи Оттавы, объединение полностью изолирует Россию от обсуждения вопросов коллективной безопасности. Кроме того, блок намерен заменить действующий Арктический совет (АС), где наша страна играет важную роль, а также начать соперничество с Китаем. Для Москвы это решение не стало неожиданностью, НАТО шла к нему давно. Собственно, ради его реализации и были приняты в альянс Швеция с Финляндией.

 

Нарастание противоречий между членами АС началось еще в 2010-х гг. в результате обострения соперничества за контроль над природными ресурсами и транспортными коммуникациями Арктики. В этот период все арктические страны усилили свое военное присутствие в регионе. Россия это делала вполне обоснованно – более 60% акватории Северного ледовитого океана выходит к российским берегам, девять российских регионов являются арктическими, естественно, они нуждаются в защите от потенциальных угроз.

Самым серьезным образом «арктическая тема» в военно-политическом варианте у западников зазвучала после эскалации конфликта между Украиной и Россией, когда Арктика, которая одинаково важна для всех стран этого региона, оказалась в центре геополитической конкуренции. Еще в августе 2022 г. генеральный секретарь НАТО Столтенбер (уже бывший) во время своего визита в Канаду впервые объявил, что «сотрудничество России и Китая в арктическом регионе не отвечает интересам стран НАТО», и поэтому НАТО усилит свое присутствие в регионе.

Пентагон, в частности, намерен инвестировать в разведывательную деятельность и обмен информацией, а также планирует вместе с союзниками приобрести к 2030 г. более 250 многоцелевых боевых самолетов для операций в Арктике. Среди приоритетов Вашингтона — развитие систем наблюдения и предупреждения о ракетном нападении. В свою очередь, НАТО кроме принятия новой стратегии и программы строительства ледоколов также рассматривают возможность создания объединенного центра управления воздушными операциями в Арктике. Политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов отмечал: «У нас возникает история нового регионального НАТО, причем надо подчеркнуть, что это не новелла, это сегодняшняя тактика американцев, это их инициатива, в первую очередь». Новый (Арктический?) совет, по словам будущих участников, будет площадкой для координации действий в обороне, разведке и сфере киберугроз.

Стало известно, что США, Финляндия и Канада намерены оформить трехсторонние договоренности о строительстве ледоколов и продвижении этих судов на мировом рынке. Соглашение получило название ICE Pact. Как сообщил представитель администрации США высокого ранга, одна из целей пакта — послать сигнал России и Китаю, что Вашингтон и его союзники намерены проецировать силу на полярные регионы якобы для того, чтобы «укрепить там международные нормы». Стратегия эта не отличается новизной, но в том-то и опасность действий США, что, обратившись к какой-либо геополитической теме, они начинают продавливать ее до тех пор, пока не получат конкретного результата. Каким он может быть, это иной разговор.

Китайское государственное издание Global Times написало, что Арктика в будущем станет регионом глобального соперничества, и США с остальным Западом уже целенаправленно раздувают якобы угрозу присутствия в регионе России и Китая, что является полным искажением арктической политики Пекина и направлено на сдерживание Москвы под предлогом безопасности. 

 Сегодня, по мнению научного сотрудника Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина, НАТО готовится «к комплексному сдерживанию России и Китая во всех сферах». На Западе рассматривают Арктический регион как театр будущих военных действий. 

Там считают, «что в Арктике может развернуться чуть ли не главный конфликт в XXI веке, так как это сокровищница природных ресурсов, которых на нашей планете становится все меньше. За эти ресурсы борьба будет идти все бескомпромисснее».

Действительно: на кону заполярной стратегической игры огромная кладовая полезных ископаемых. Арктическая зона богата углеводородами, здесь находится 22% мировых запасов нефти, газа и много редкоземельных металлов. Ирина Стрельникова, доцент департамента зарубежного регионоведения ВШЭ, так оценивает потенциал региона: «За полярным кругом на сегодняшний день насчитывается более 400 месторождений, из них 60 месторождений находятся в стадии активной разработки, 25% еще вообще не начали разрабатывать. Самое главное, что 2/3 из месторождений находятся в Российской Федерации». За последние два года, несмотря на санкционное давление, 80% нефтяных вышек и газодобычи Россия обслуживает самостоятельно и продолжает наращивать технологическую независимость. Заметим, в добыче ресурсов Россия открыта для иностранных инвестиций. Один из основных партнеров — Китай, на сегодня вложивший уже порядка 90 млрд долл. в проекты Заполярья.

Вполне логично, что активно разрабатывается федеральный проект по развитию «большого Севморпути», в результате которого должен быть создан транспортный коридор, связывающий Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Он проляжет от Петербурга и Калининграда до Владивостока и далее, до портов Азии, включая крупнейший в мире по грузообороту китайский Шанхай. 27 февраля 2023 г. президент Владимир Путин подписал указ № 126, которым были внесены изменения в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. (Стратегия вступила в силу 26.10. 2020 г.). Изменения, в частности, предполагают строительство дополнительных судов для нужд Северного морского пути (СМП).

Эти планы уже имеют под собой солидную материальную основу. Москва управляет крупнейшим в мире ледокольным флотом, строит в Арктике военные базы, аэродромы, пункты базирования военно-морского флота, совершенствует систему истребительного авиационного и зенитного ракетного прикрытия, модернизирует средства радиолокационной разведки. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что Россия, будучи крупнейшей арктической страной на земном шаре, рассматривает этот регион, как стратегически важный. И это факт, не подлежащий сомнениям. В прошлом году по Северному морскому пути было перевезено за год 36 млн. тонн грузов. Для сравнения: рекорд перевозок по СМП в СССР был поставлен в 1987 г. когда было перевезено 7 млн. тонн (в 5 раз меньше).

Добиться таких показателей удалось благодаря ледокольному флоту. Сегодня у России в эксплуатации находятся 41 ледокол, из которых 34 дизельных и 7 атомных. Это больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании, Швеции и Китая вместе взятых. Именно эти страны идут вслед за Россией в топ-20 по общему количеству ледоколов. Но все остальные страны имеют лишь дизель-электрические суда. 

До конца 2024 г. арктический флот России пополнится 16 новыми аварийно-спасательными судам различной мощности, а до конца 2030 г. на воду будет спущено ещё 30 судов подобного предназначения.

А теперь подсчитаем, исходя из количества ледоколов, кто в Арктике — действительно хозяин. По составу ледокольного флота и совокупной мощности главных энергетических установок Россия на десятилетия опередила все страны мира, в том числе США. А с 2017 г. наша страна ушла в отрыв от США и других стран НАТО в области строительства боевых и патрульных ледоколов для ВМФ и Погранслужбы ФСБ. В составе Северного флота уже находится военный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Ледокол «Евпатий Коловрат» проходил испытания на Камчатке. В его задачи входит доставка грузов в труднодоступные гарнизоны, проводка военных кораблей в ледовых условиях, перевозка личного состава и проведение гидрографических работ. Ледокол, получивший имя «Святогор», заложен в сентябре прошлого года и сейчас находится в процессе строительства. Предусмотрена возможность вооружить ледоколы этого проекта зенитной артиллерийской установкой.

«Адмиралтейские верфи» с 2017 г. перешли к строительству для ВМФ более крупных по водоизмещению универсальных патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 шифр «Арктика». На головной ледокол «Иван Папанин» в апреле 2024 г. уже заселился штатный экипаж военных моряков. Вместе со сдаточной командой он до конца года будет участвовать в запланированных заводских, ходовых и государственных испытаниях. Предполагается, что в декабре «Иван Папанин» войдёт в состав ВМФ, а весной 2025 г. совершит поход к месту постоянного базирования, одним из которых может стать Беломорская военно-морская база в Северодвинске.

В Кремле придают большое значение строительству боевых ледоколов. Так, Владимир Путин лично присутствовал на церемонии закладки корабля «Николай Зубов» в ноябре 2019 г., хотя даже закладка ракетных подводных крейсеров стратегического назначения не всегда удостаивается такой чести. «Ивана Папанина», как и «Николая Зубова», можно назвать и универсальным кораблем ледового класса Arc7, и боевым ледоколом, способным ломать лед толщиной до 1,7 м. Он же еще буксир и патрульный корабль. И — боевой корабль, так как вооружен автоматической артиллерийской установкой АК-176МА калибра 76,2 мм. Наземную цель с толщиной брони до 5 мм боеприпас она поражает на дальности до 12 км, воздушную — на высоте до 11 км. В авиационной группе — один вертолет Ка-27 или Ка-226 и БПЛА в палубном ангаре.

На ледоколах проекта 23550 также могут размещать две автоматические корабельные ротационные пушки АК-630М2, а у личного состава будут пулеметы «Корд» калибра 12,7 мм, ПЗРК «Игла» или «Верба», другое стрелковое и зенитное оружие. Интересно, что корабль приспособлен также для перевозки специальных грузов в контейнерах на верхней палубе. Последнее заслуживает особого внимания. 

Артиллерийское, зенитное и стрелковое оружие не единственное в арсенале ледоколов проекта 23550. «На корабле зарезервировано место для размещения ударного ракетного оружия», - сказал на церемонии закладки «Николая Зубова» 27 ноября 2019 г. президент Путин. 

Идея разместить ракетную установку в стандартных 20- и 40-футовых ISO-контейнерах не нова. В 2011 г. на V Международном военно-морском салоне (МВМС-2011) в Санкт-Петербурге концерн «Моринформсистема-Агат» представил действующий образец контейнерного комплекса ракетного оружия. В паспорте экспортного контроля он был обозначен как «Club-K», а на внутреннем рынке известен как «Калибр-К». В стандартном 20-футовом контейнере находились четыре унифицированные противокорабельные ракеты в экспортном варианте Х-35УЭ и аппаратура управления. Ледоколы проекта 23550 оснащены специальными площадками для установки двух контейнеров с ракетными комплексами «Калибр-К» («Арктика»). В каждом контейнере находятся четыре крылатые ракеты. Также есть возможность установить два контейнера с ракетным комплексом 3К24 «Уран», в каждом из которых будет по четыре противокорабельные ракеты «Х-35». Не исключено, что в 2025 г. на вооружение ледоколов ВМФ может поступить ещё и контейнерная версия гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», совместимая с ракетным комплексом «Калибр-К» («Арктика»).

А 5 сентября на Камчатку прибыли сразу две новейшие атомные подлодки, «Император Александр III» и «Красноярск». «Красноярск» — торпедоносец, предназначенный для уничтожения авианосных групп противника. У «Императора» главное оружие — 16 межконтинентальных ракет «Булава» (летят на 9000 км, на каждой по 6–10 ядерных боевых блоков). Один ракетный залп этой подлодки — это полный «капут» примерно 160 городам любого противника. Сегодня 20 000 км наших границ в Арктике защищают самые мощные военные флоты России — Северный и Тихоокеанский. По всей трассе Северного морского пути уже стоят дальнобойные ракетные «зенитки» С-400 и береговые ракетные комплексы «Бастион». Мотострелки Арктических войск и морские пехотинцы находятся в готовности отразить десанты любого противника. 

Укрепление присутствия России в Арктике приобретает особое значение на фоне уже неоднократно звучавших угроз перекрыть нашей стране выход в Балтийское море. Вполне естественно, что расширяется и военное сотрудничество с Пекином. Недавно Северный флот впервые провел совместное патрулирование с кораблями Народно-освободительной армии Китая в Северном Ледовитом океане «Тихоокеанский патруль-2024». 

Как отмечало китайское официальное англоязычное издание Global Times (GT), были продемонстрированы «внушительные совместные возможности» флотов двух стран.

Запад признает свое отставание от России в Заполярье, в том числе по числу ледоколов. Добавим: и по технологиям тоже. И планирует серьезно нарастить свое присутствие в регионе. Недавно Пентагон объявил о модернизации своего стратегического подхода к Арктике, мотивировав это тем, что регион претерпел ряд существенных геополитических изменений, причем в их числе названы не только присоединение Финляндии и Швеции к НАТО, но и «укрепление сотрудничества между КНР и Россией». Кроме того, в документе, отмечается, что в связи с потеплением климата регион становится все более доступной, что превращает ее в «арену для стратегического противостояния».

Арктика представляет интерес для Запада и как важная транспортная артерия. «Американцы лелеют планы распространить свое влияние на Арктику, потому что это не только кладовая природных ресурсов, но и удобный логистический маршрут. Северный морской путь существенно короче маршрута через Суэцкий канал. Кроме того, в случае открытого конфликта между США и Россией именно через Арктику проляжет кратчайшая траектория полета межконтинентальных баллистических ракет», — отмечал эксперт Блохин. В связи с этим США заявили о готовности «отвечать на вызовы вместе с союзниками и партнерами, чтобы обеспечить готовность действовать в северных широтах». Как сказал командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер, за счет присоединения Швеции и Финляндии открываются новые возможности для координации действий сил альянса на севере Европы. Вопрос: новые возможности для того, чтобы быстрее сгореть в атомном огне?

При этом Россия по-прежнему строго соблюдает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Однако установленного еще в 1998 г. комфортного режима судоходства для военных кораблей и государственных судов из недружественных стран больше не будет. Как говорится, не все натовскому коту (котам) масленица.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сергей Владимирович
14.10.2024 12:52
А какое отношение к Арктике имеют Швеция и Финляндия ? На каком основании они в Арктическом Совете ??? Проспали наши дипломаты ...

Эксклюзив
17.03.2025
Андрей Офицеров
Как среди наших трофеев на Курской «дуге» оказалось вооружение из Австралии?
К Дню Победы (1941-1945)
13.03.2025
Игорь Веремеев
К 80-летию со дня гибели Фёдора Полетаева
Фоторепортаж
20.03.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее «Новый Иерусалим» проходит выставка, посвященная 125-летию советского художника-авангардиста




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.