Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
США: на кону – репутация

США: на кону – репутация

Почему американцы не передают Киеву свои самолеты
Николай Петров
07.03.2023
США: на кону – репутация

Администрация Байдена продолжает уклоняться от вопросов о том, почему просьбы Киева о поставках истребителей F-16, которым все чаще вторят и некоторые американские политики, пока остаются без ответа. На это указывает газета Washington Post.

«Неразумным расходованием средств» назвал поставки этих самолетов, которых назойливо требует Киев, заместитель министра обороны по вопросам политики Колин Каль, выступая на этой неделе перед членами комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил. По его словам, в лучшем случае Соединенные Штаты смогут передать Украине более старые F-16 в течение примерно 18 месяцев. А закупка и доставка более новых самолетов может занять до шести лет. А на прошлой неделе сам президент США Джо Байден заявил, что Украине «сейчас не нужны F-16».

Но отчего же американцы так упираются? Как известно, сегодня в США на вооружении стоят около 5 600 самолетов различных типов, а F-16 у них более тысячи. Передать Киеву пару эскадрилий, как того требует Зеленский, для Вашингтона не составляет никакого труда. В США опасаются негативной реакции со стороны России? Вряд ли, американцы уже и так передают Киеву многие виды самого современного и смертоносного оружия. А, кроме того, они усиленно науськивают на передачу Киеву своих самолетов другие страны НАТО.

Другая версия отказа Киеву в самолетах состоит в том, что США опасаются, что столкнувшись на Украине в воздушных битвах с российскими самолетами Су-35, американские самолеты рискуют своей репутацией.

Их F-16 считается одним из самых массовых самолетов в мире и состоит на вооружении 25 стран. Он уже прошел 13 модификаций и способен нести любое вооружение: от свободно падающих бомб до противокорабельных ракет. Правда, несколько лет назад репутацию американскому F-16 уже подпортили индийские летчики. В ходе воздушного боя на российском МиГ-21 «Бизон» они сбили истребитель F-16 пакистанских ВВС. Притом что этот МиГ ВВС Индии был представителем третьего поколения истребителей, а F-16 – четвертого. А что же будет, когда этот «американец» вступит в небе над Украиной в сражение с куда более современным российским СУ-35, который даже эксперты немецкого издания Stern назвали «самым лучшим истребителем в мире»?

А, кроме того, военные в США, как видно, до сих не забыли разгрома своей авиации советскими летчиками во время войны в Корее. Тогда, 12 апреля 1951 года, произошло знаменитое воздушное сражение, которое в США назвали «Черным четвергом». С американской стороны в нем участвовало около 200 самолетов, в том числе 50 знаменитых «Летающий крепостей» –сверхмощных бомбардировщиков В-29. Как признали сами американцы, за один только тот день они потеряли 25 стратегических бомбардировщиков и около сотни человек лётного состава, выпрыгнувших на парашютах над территорией Северной Кореи и взятых в плен корейцами. При этом все наши истребители благополучно вернулись на свой аэродром, и только три или четыре МиГа имели по нескольку пробоин от огня пулемётов бомбардировщиков.

22-27 октября 1951 года американцы попытались разбомбить строящиеся в Северной Корее аэродромы (советские северокорейские лётчики базировались в Китае). В результате за «чёрным четвергом» последовала «чёрная неделя». Несмотря на плотное истребительное прикрытие, советские лётчики сбили 20 В-29. С тех пор севернее Пхеньяна они никогда не залетали: северокорейские сёла и города были спасены от ковровых бомбардировок, уцелели сотни тысяч людей. А советские лётчики стали презрительно называть В-29 «Летающими сараями» – так легко они горели от пушек МиГов. Стало понятно, что никакого серьёзного вреда СССР «Летающие крепости» нанести не могли. Атомная угроза, как и третья мировая война, отменялась, так как по баллистическим ядерным ракетам у обеих стран был еще тогда примерный паритет.

Но самое главное, что у США сейчас с их авиацией весьма серьезные проблемы. Как сообщило в субботу издание Defence News, у всего парка самолетов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 Sentry ВВС США, например, обнаружились серьезные конструктивные недостатки.

Эти самолеты известны своими огромными радарными куполами, которые отслеживают объекты, движущиеся в близлежащем воздушном пространстве. Их флот размещен на базе ВВС Тинкер в Оклахоме, на Объединенной базе Элмендорф-Ричардсон на Аляске и на авиабазе Кадена, в Японии.

Эксплуатация их приостановлена в связи с опасением, что хвосты этих самолетов во время полетов могут банально отвалиться. Речь идет о «вертикальных соединительных штифтах», которые помогают прикрепить хвостовое оперение самолета – его «вертикальный стабилизатор» – к остальной части фюзеляжа. Хвост дает пилотам возможность контролировать самолет при повороте, поясняют эксперты американского издания. Металлургический анализ, проведенный на двух бракованных штифтах в январе, выявил несколько несоответствий. В служебной записке говорилось, что они были слишком маленькими, изготовлены из неподходящего материала и имели «недостаточное покрытие».

За последние три недели, пишет Defence News, специалисты по обслуживанию проверили сотни самолетов на наличие некачественных штифтов. Такие же недостатки обнаружены не только у E-3 Sentry, но и при осмотре самолетов-заправщиков KC-135 Stratotanker. По состоянию на 14 февраля 24 из 90 проверенных KC-135 имели несоответствующие штифты, как сообщила Air Force Times. В ВВС США считают, что если хотя бы один из них выйдет из строя в полете, последствия будут катастрофическими.

Технические проблемы обнаружены даже в куда более современных, чем F-16 самолетах F-35, у которых была замечена вибрация моторов, произведенных компанией Pratt & Whitney. «Все истребители F-35 должны быть модернизированы в течение 90 дней с исправлением, предназначенным для решения потенциальной проблемы вибрации двигателя, заявил в четверг Объединенный программный офис F-35. Причем такая «модернизация» касается всего флота этих истребителей – во всем мире, а не только американских самолетов.

Но все это, как говорится, «цветочки».

В своё время были обнародованы результаты проверки американской Счетной палатой состояния вооруженных сил США, в том числе боевой авиации. В результате в ВВС обнаружились нехватка запчастей, трудности с ремонтом, стареющее оборудование, а также серьезные проблемы с боеготовностью.

В документе по проверке утверждается, что значительная часть летательных аппаратов боевой авиации даже не сможет подняться в воздух. Ситуация ухудшается, а стоимость обслуживания самолетов и вертолетов продолжает расти.

Комиссия Счетной палаты работала в воинских частях и на авиабазах с 2011 по 2019-й гг. Ее специалисты изучали готовность авиатехники к выполнению боевых задач. По нормативам как минимум 80% летательных аппаратов должны быть готовы в любой момент подняться в воздух. Комиссия проверила 46 типов самолетов и вертолетов всех видов вооруженных сил и пришла к неутешительному выводу – лишь три из них более-менее удовлетворяют этим требованиям.

Авиапарк двадцати четырех типов летательных аппаратов – более половины из всех изученных – ни разу за девять лет не достиг 80-процентной планки технической готовности. Специалисты Счетной палаты сочли это почти катастрофой. Это касается и истребителей F-16, и конвертопланов V-22 Osprey, и палубных разведчиков E-2 Hawkeye, и многих других воздушных машин. Боеготовность 11 типов самолетов и вертолетов и вовсе не превышала 55%.

Но хуже всего дела обстоят дела с парком стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer. Зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Хайтен сообщил, что из 62 самолетов этого типа боеспособными можно признать лишь шесть. ВВС США интенсивно применяли В-1 по всему миру, выполнив тысячи боевых вылетов. Главным образом бомбардировщики действовали на Ближнем Востоке в климатических условиях, для которых они не приспособлены. В итоге большая часть парка попросту износилась. С тех пор в ВВС США фактически ничего не изменилось.

В опубликованном в прошлом году газетой Wall Street Journal докладе стратегического исследовательского института Heritage Foundation откровенно говорится об ослаблении потенциала военно-воздушных сил США.

«Американцам нравится думать, что их армия непобедима, но это большое заблуждение, – пишет WSJ . – Устаревшие самолеты, очень плохая подготовка пилотов, задержки с техническим обслуживанием флота – вот новая реальность США».

Об этом говорит Индекс военной мощи США на 2023 год, составленный Heritage Foundation, который оценивает вооруженные силы США как «слабые» и «находящиеся под растущим риском неспособности удовлетворить требования по защите жизненно важных национальных интересов Америки».

Низкий рейтинг Heritage Foundation, выставленный армии США, является первой такой слабой оценкой военной мощи США за всю девятилетнюю историю существования Индекса. Так что Вашингтону впору заниматься сейчас не накачиванием оружием Украины, а позаботится о состоянии своей собственной армии, в том числе и боевой авиации. А то ведь гордо раскинувший свои крылья орел на эмблеме ВВС США все больше напоминает ободранную курицу.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..