Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 марта 2023
Спор правительствующих субъектов

Спор правительствующих субъектов

Алексей Еременко
29.06.2005

Как стало известно в понедельник, бывший глава Министерства культуры Михаил Швыдкой собирается подать в суд на нынешнего министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Швыдкой, ныне руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК), недоволен обвинениями, которые Соколов сделал, выступая в передаче «Постскриптум» на канале ТВЦ. Готовят иски к министру и в самом агентстве – оно подаст в суд отдельно от своего руководителя, как юридическое лицо. В настоящий момент, как сообщил Швыдкой, юристы ведомства изучают дело и готовят документы – на это им потребуется до 10 дней и, по словам руководителя ФАКК, в течение 10 дней этот иск будет предъявлен.

Возмущение экс-министра и его агентства вызвали прозвучавшие со стороны Соколова обвинения в коррупции. О Швыдком лично он сказал, что в период его руководства в Минкультуры и ныне в ФАКК процветает «взяточничество на всех этажах». Насчет агентства он отдельно уточнил, что оно коррумпировано само по себе и «погрязло в откатах».

Швыдкой, не ограничившись обещанием иска, нанес своему оппоненту еще один удар. «Подобного рода заявления министра культуры являются ничем иным, как попыткой добиться распоряжения бюджетными деньгами», - заявил он. В самом деле, финансами, получаемыми от государства на культуру, распоряжается именно агентство по культуре и кинематографу, структурное подразделение Минкультуры, задача же министерства вообще-то ограничивается только разработкой бюджета, а также законотворческой деятельностью в культурной сфере. Нападки же Соколова, по мнению Швыдкого, вызваны «беспомощностью министерства в выполнении им своих прямых обязанностей», особенно – тем, что ему не удалось «сформировать бюджет на 2006-2008 годы и... отстоять Федеральную целевую программу».

Сор, прилюдно выметеный из министерской избы, мог бы и порадовать. Это ли не торжество демократии, когда два отраслевых чиновника публично оппонируют друг другу? Если бы предметом разногласий нынешнего и бывшего министров были бы какие-то аспекты их профессиональной деятельности, ну, скажем, Швыдкой горой бы стоял за Большой, а Соколов в пику ему за Мариинский театр; или - помечтаем еще - один из них оказался бы приверженцем станкового, а другой концептуального изобразительного искусства, то такая битва была бы во всех отношениях поучительной. Но все, увы, началось и кончилось обвинениями в откатах – кого в России вдохновит такая проза? Здесь у нас действует презумпция виновности: все взятки берут, так жизнь устроена. В искренние намерения г-на Соколова очистить Минкультуры от коррупции трудно поверить, и поневоле согласишься со Швыдким: борьба ведется не за моральную чистоту аппарата, а за контроль над освоением финансовых потоков.

Эту печальную правду резонно принято скрывать: обывателю (хотя бы по видимости) комфортнее исходить из того, что государственный муж исполняет высокий гражданский долг, а не тупо пилит кэш. Соколов со Швыдким сорвали ту вуаль, которая ничего, в сущности, не скрывала, но без нее лицо сделалось азиатской рожей: это тот случай, когда «спор хозяйствующих субъектов» лучше бы проходил под ковром. К тому же Минкультуры все-таки ведомство, к коррупции предрасположенное в наименьшей степени, и если уж там дела обстоят таким печальным образом, несложно представить, что происходит в более «взяткоемких» министерствах.

Секрет Полишинеля тоже следует хранить. Г-да Черномырдин и Касьянов за годы своего премьерства сумели стать богатейшими людьми России, так, по крайней мере, полагают многие; у обоих имеются враги, однако никому наверху не приходило, слава Богу, в голову простодушно и громогласно их язвить: на круговой поруке бюрократии покоится государственная стабильность. Ректор консерватории Соколов, натура высокохудожественная и впечатлительная, сыграл не по правилам: одним неосторожным интервью он перевел конфликт из холодной в горячую фазу, когда Швыдкой уже не мог не реагировать. Не заметить выступления Соколова - значило для него признать свою вину. Но в результате вина легла на власть как таковую. Скомпрометированным оказалось государство. Вопрос о том, как это скажется на служебной карьере обоих чиновников, лучше милосердно оставить за скобками.



Эксклюзив
16.03.2023
Валерий Панов
В прошлом году в России ежедневно происходило до тысячи возгораний. Кто стоит за ними?
Фоторепортаж
20.03.2023
Подготовила Мария Максимова
В петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная 350-летию русского балета.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..