Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Сергей Михеев: «Не путайте геополитику с ценой на нефть»

Сергей Михеев: «Не путайте геополитику с ценой на нефть»

Беседа с директором Института каспийского сотрудничества накануне встречи специальной рабочей группы по вопросам Каспия
04.03.2015
Сергей Михеев: «Не путайте геополитику с ценой на нефть»

- Сергей Александрович, 5 марта в Баку пройдет встреча на уровне заместителей министров иностранных дел. Речь – о разработке проекта соглашения об экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами, рассмотрят также инициативу Ашхабада о создании постоянно действующего Каспийского экономического форума. Будут и другие темы для обсуждения, но вопрос простой: насколько все это важно? А, если действительно важно, то почему все происходит в некоем вялотекущем режиме?

- Встреча, которая пройдет завтра, - один из этапов подготовки документов к следующему саммиту «каспийской пятерки», который состоится в Астане в 2016 году. От предыдущей встречи на высшем уровне в Астрахани его будет отделять два года, срок небольшой для подготовки решений глав пяти государств. В Астрахани речь шла о возможном окончательном урегулировании правового статуса Каспия, сегодня обсуждаются вопросы экономического сотрудничества прибрежных стран. Все это требует самой серьезной проработки.

Меня больше всего заинтересовала информация о возможном расширении экономического партнерства и подготовке соглашения о сотрудничестве «пятерки». В частности, новости из Туркмении, касающиеся инициативы президента Гурбангулы Бердымухамедова о возможном создании Каспийского экономического форума. В свое время Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, выдвигал идею об экономическом сотрудничестве, которая объединила бы «пятерку» в формате некоей кооперации – термин «интеграция» я употреблять не стану. Каспию она крайне необходима: с точки зрения рационального использования морских природных ресурсов в части их добычи и транспортировки. И только объединенными усилиями можно эту задачу решить – с учетом всех пяти государств. Каспий рассматривается, в первую очередь, как источник углеводородов, но для стран региона понятно, что делать ставку только на этот фактор, как единственную отрасль развития, бессмысленно. Любой человек, заглядывающий в будущее, скажет: реальной перспективой должно стать вложение доходов от продажи нефти и газа в другие отрасли экономики, прежде всего - в развитие инноваций. Некоторые нефтедобывающие страны именно таким образом поступают и добились очень серьезных успехов.

А вот государствам прикаспийской «пятерки» в этом направлении похвастаться особо нечем. Да, качаем нефть, качаем газ, гоним их по трубам, но говорить о том, что мы тем самым развиваем регион, готовим перспективы для будущих поколений, всерьез думаем о том, что Каспий должен быть не только бензоколонкой, но также источником инновационного завтра, пока рано.

Вот какие проблемы могли бы стать не только предметом обсуждения «пятерки», но и конкретными направлениями сотрудничества в рамках объединения.

- То есть, сегодня, по сути дела, обсуждаться будет предложение Москвы, но поступившее из Ашхабада, верно?

- Когда инициативу выдвигала Россия, то никто ее особо не поддержал. Давайте поймем: когда Москва выступает с подобными предложениями, в ее адрес слышатся упреки и обвинения в экспансионизме, имперских амбициях и попытках навязать всем свою модель интеграции. При том, что подобная кооперация - требование жизни, нам нужно создавать позитивную картину будущего, ну, а детали объединения, конечно, можно и нужно обсуждать. Так что хорошо, что здравый смысл заставляет думать о перспективе и другие государства.

И не суть важно, кто выступит с подобным предложением, кто получит славу автора. Главное – чтобы идея была реализована и начала работать. Если завтра предложение президента Туркмении поддержат все остальные государства – Казахстан, Азербайджан, Иран и Россия – прекрасно. Надеюсь, идея эта будет реализована, и на предстоящем саммите «пятерки» будут обсуждать не только вопрос урегулирования правового статуса Каспия, но проблемы экономического сотрудничества.

К тому же, решение проблем, которые поддаются решению, даст, как сегодня принято говорить, синергетический эффект и позволит продвинуться в других направлениях. Экономическое сотрудничество даст возможность уладить политические вопросы, находить компромиссы в сферах, не имеющих прямого и быстрого решения. Это – путь поисков договоренностей, а не выяснение отличий.

- Понятно, что в наших официальных документах мы говорим, главным образом, о том, что нас объединяет. Спорные проблемы остаются, чаще всего, «в тени». Скоро, в рамках «каспийской пятерки», их вообще не останется?

- Конечно, у каждого из каспийских государств свои экономические интересы, скажем, в вопросах продажи нефти и газа. Но говорить о различных геополитических интересах нельзя. В чем они, отличия? В том, кому газ и нефть продавать, и по какой цене? Да никакого отношения, естественно, «торговля» к геополитике отношения не имеет. Вопросы геополитики – это наше нахождение в прикаспийском регионе и наличие общих границ государств «пятерки». Дележ рынков Америки или Западной Европы, равно как и дискуссии о цене углеводородов сюда не входят. Это – конъюнктура, текучка, а вот наше географическое положение и безопасность, отношения добрососедства и есть фундамент реальных геополитических интересов.

Важно понимать: геополитические интересы у «пятерки» не идентичны, но очень близки. Иран тоже с удовольствием свободно продавал бы и нефть, и газ в Европу, не находись он под санкциями международного сообщества. И стал бы, замечу, мощным конкурентом всех бывших советских республик. Тегерану просто не дают этого сделать, а конъюнктурные интересы Ирана полностью совпадают с аналогичными интересами и Казахстана, и Азербайджана, и России. Запад мечтает в том, чтобы покупать у нас углеводороды как можно дешевле, но это уже имеет отношение к его геополитическим интересам. И ничего хорошего попытки поставить знак равенства между экономическими интересами и геополитикой не принесут.

- Соглашение о правовом статусе Каспия и «чистая экономика» вряд ли могут существовать отдельно от проблем безопасности региона…

- Скажем, Казахстан входит в ОДКБ, у него достаточно прочный механизм обеспечения своего суверенитета. Что касается Туркмении, то, полагаю, если боевики «Исламского государства» докатятся до ее границ, то никакой нейтральный статус этого государства их не остановит. Все традиционные институты международного права для этой организации – просто фикция. «ИГ» нет никакого дела до соглашений и договоров, если боевики будут в силах угрожать постсоветскому государству, то так они и поступят.

Не думаю, что от подобной угрозы следует отмахиваться, иногда нам кажется, что главное сегодня для нас – наполнить государеву казну за счет продажи нефти и газа, а всякие «исламские государства» - это так, ерунда. Многим на Ближнем Востоке тоже так казалось, позже выяснилось, что они сильно заблуждались.

Не могу не вспомнить и наших западных «друзей-партнеров»: их геополитическое творчество имело прямое отношение к возникновению «ИГ», к тому, что сегодня ситуация на Ближнем Востоке впрямую угрожает и прикаспийским государствам. Там, на Западе, работают люди очень творческие, они любят «креатив». Теперь мы видим их недюжинные способности. С таким же успехом они могут заняться «творчеством» и в любом другом регионе мира, их не остановят разговоры о том, что кто-то у кого-то покупает нефть или газ. Ирак тоже торговал своими углеводородами с Западом. Разве это стало препятствием на пути превращения его в руины?

Нам, с одной стороны, не следует пугать друг друга «ужастиками», с другой – не надо жить в мире иллюзий. К сожалению, мир вовсе не таков, каким бы мы хотели его видеть, он гораздо менее стабилен и гораздо более непредсказуем, чем некоторые думают. Я не исключаю, что через несколько лет нам придется обсуждать не трубопроводные поставки газа и нефти в том или ином направлении, а решать, кто зайдет с фланга, кто ударит с тыла, а кто нанесет авиаудар...

Что касается военной угрозы Запада для Каспия, то, конечно, трудно представить, как корабли ВМФ НАТО и США могут туда проникнуть. На мартовской встрече эти проблемы рассматриваться не будут, однако следует помнить: одним из главных вызовов для региональной безопасности остается ситуация вокруг «ИГ», боевиков пьянят собственные успехи, организация эта развивается крайне активно. Если Закавказье от «Исламского государства» отделяют относительно стабильные Иран и Турция, то близость Афганистана к Центральной Азии представляет серьезную угрозу.

Я не верю, что бомбежки позиций боевиков силами ВВС США, вопреки бравурным рапортам американского генералитета, нанесли «ИГ» большой и невосполнимый ущерб.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.