Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Санкции сближают Москву и Пхеньян

Санкции сближают Москву и Пхеньян

После переговоров с Сергеем Лавровым глава МИД КНДР Ли Су Ен отправляется на российский Дальний Восток
Андрей Лебедев
03.10.2014
Санкции сближают Москву и Пхеньян

Визит в Москву министра иностранных дел КНДР Ли Су Ена был предсказуем. Против двух наших стран Запад ввел санкции, что толкает Северную Корею к сближению с Россией. Центральным событием в ходе поездки стала встреча Сергея Лаврова с его северокорейским коллегой. 3 октября Ли Су Ен отправляется на российский Дальний Восток.

Из довольно скупых официальных сообщений МИД не слишком понятно, обсуждался ли вопрос визитов на самом высоком уровне, ведь переговоры министров иностранных дел дружественных стран являются своеобразной прелюдией к встречам президентов или премьеров. Последний российско-северокорейский саммит состоялся в 2011 году, так что, судя по всему, настало время прорабатывать детали следующего мероприятия. Тем более что новому руководителю КНДР Ким Чен Ыну уже необходимо совершить свою первую зарубежную поездку - не столько из соображений налаживания связей с партнерами, сколько из необходимости окончательного закрепления статуса лидера государства, немыслимого без общения с зарубежными друзьями. И, как сказал по итогам переговоров С. Лавров, «визиты у нас достаточно регулярно происходят, и никакие здесь варианты не исключаются».

Накануне визита Ли Су Ена было много предположений о том, что он привезет едва ли не план окончательного урегулирования «ядерной проблемы» КНДР. Однако необходимо быть реалистами. Москва, конечно, не слишком хорошо воспринимает стремление Пхеньяна стать членом «ядерного клуба».

Однако в нынешних условиях даже если Северная Кореи решится в очередной раз провести ядерные испытания, нам вряд ли будет выгодно сильно критиковать ее, как мы это делали в прошлом.

Тем более что в Пхеньяне явно не намерены расставаться с приобретенным за счет колоссальных жертв и лишений ядерным щитом. Или мечом - кому как нравится.

Если Вашингтону буквально мешает спать северокорейская ракетно-ядерная программа, пусть он и пытается договориться с Пхеньяном. Но занятие это бессмысленное: никто не станет отнимать ядерное оружие у КНДР силой. А вот попытки вынудить страну отказаться от гарантий ее суверенитета новыми санкциями бесперспективны, Пхеньян за долгие десятилетия научился выживать в условиях экономических и иных репрессалий Запада. Так что, проведи КНДР сейчас очередные ядерные испытания – а, судя по всему, они готовятся - мы лишь «для галочки» пригрозим северокорейцам.

Эта позиция России абсолютно верна в условиях, когда американский ординарец, Сеул, прорабатывает вопрос о размещении на своей территории высотных ракет-перехватчиков, одного из элементов глобальной системы противоракетной обороны США. С. Лавров вел переговоры со своим коллегой из КНДР, а в это же самое время в Вашингтоне проговаривали с эмиссарами из Сеула вопросы размещения противоракетных комплексов в Южной Корее…

Понятно, что Сергей Лавров и Ли Су Ен обсуждали и главные международные проблемы, в первую голову - ситуацию на Украине.

Нам нужно благодарить КНДР за то, что она недвусмысленно осуждает вмешательство США и Евросоюза в дела братского нам народа Украины и поддерживают вхождение Крыма в состав России.

Выражением солидарности с нами могла бы стать поездка северокорейской делегации в этот российский регион, либо участие компаний из Страны утренней свежести в экономических проектах на полуострове. Правда, нельзя допустить, чтобы Пхеньян потребовал бы за это непомерно высокую цену, например, публичного осуждения южнокорейских властей. Мы можем покритиковать Сеул, благо повод всегда найдется, но лишь приватно, не вынося сор из избы. Ведь нам необходимо нацеливаться на возможный дрейф Южной Кореи в сторону Москвы и Пекина, пусть даже сугубо гипотетический.

Ли Су Ен встретился также с членами кабинета министров: заместителем председателя правительства Юрием Трутневым, главой министерства сельского хозяйства Николаем Федоровым и министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой. При том, что обсуждение экономических вопросов, а уж тем более специфической сельскохозяйственной проблематики, просто не относится компетенции главы МИД.

Наш «дальневосточный» министр уже объявил: российская делегация в конце октября посетит КНДР с бизнес-миссией, а приоритетом торгово-экономического сотрудничества является реализация трехсторонних инфраструктурных проектов - России, КНДР и Южной Кореи.

Что же подвигло Ли Су Ена сделать столь заметный крен в сторону экономики? Очевидно, все это соответствует провозглашенному Ким Чен Ыном курсу на ускоренное развитие гражданских отраслей экономики для повышения уровня благосостояния населения. Курс – новый, он кардинально отличается от идеологических установок прошлых лет, нацеленных лишь на первоочередное удовлетворение потребностей военных. Сделать это в условиях неритмичной работы народного хозяйства непросто, поэтому в Пхеньяне видят выход из создавшегося положения в интенсификации сотрудничества с зарубежными странами, привлечении иностранных инвестиций.

Повестка дня на переговорах с министрами экономического блока была небольшой. Северная Корея сегодня имеет лишь два вида востребованных экспортных товаров - рабочую силу и полезные ископаемые. Есть еще продукция военного назначения, но, во-первых, она ценится лишь в развивающихся странах, а, во-вторых, не следует забывать о санкциях, введенных в отношении КНДР.

Итак, рабочая сила. Согласно данным наших «миграционщиков», в России сейчас находится приблизительно 35 тысяч северокорейских граждан. Они трудятся на сельскохозяйственной ниве, хотя и не в столь больших количествах, как в строительстве. Встреча с Н. Федоровым показывает, что Пхеньян предложил нам некий масштабный проект в данной сфере, причем, по-видимому, на все том же Дальнем Востоке – свидетельством тому начавшаяся после встреч в Москве поездка Ли Су Ена в этот наш регион. Явление в практике межгосударственных отношений крайне редкое: губернаторам встречаться с зарубежными министрами не положено, разный статус.

Корейские рабочие в большинстве своем имеют довольно неплохую квалификацию, не замечены в совершении преступлений, по завершении контракта практически все выезжают на родину.

Это заставляет некоторых глав наших дальневосточных регионов ратовать за расширение взаимодействия с Пхеньяном в данной сфере. Однако здесь имеются свои барьеры. Со следующего года заметно сокращаются квоты на использование иностранной рабочей силы, и за оставшийся кусок пирога развернется нешуточная борьба между национальными диаспорами. Одержать верх северокорейцам позволит лишь помощь Москвы.

Другой экспортный товар - полезные ископаемые. Северокорейцы включили в повестку переговоров и эту тему, напомнив, что они создают для российского бизнеса исключительно благоприятные условия в виде облегченного визового режима, упрощенных правил предоставления различных видов международной связи и интернета. Помимо новых начинаний, речь, естественно шла и об интенсификации работ над старым проектом – использованием модернизированного железнодорожного участка Хасан-Раджин и грузового терминала порта Раджин. Несмотря на кажущийся малый масштаб – реконструкция 57 километров железнодорожного полотна и аренде пирса в порту Раджин - проект послужил серьезным сигналом для российского бизнеса о том, что с Северной Кореей, в принципе, можно вести дело.

И все же нашим предпринимателям следует проявлять осторожность. Есть множество примеров тому, как северокорейские партнеры, исходя из политических или иных причин, внезапно отказывались от достигнутых договоренностей. Особенно это хорошо успели прочувствовать китайцы: их проект по использованию мощностей порта Раджин до сих пор практически не сдвинулся с места.

Остался лишь один вопрос: зачем Ли Су Ену понадобилось проводить встречи с министрами экономического блока? Ведь МИД КНДР не занимается вопросами внешнеторговых операций, как это предусмотрено в некоторых странах. Ответ – в биографии министра.

Ли Су Ен, проработав почти двадцать лет послом Северной Кореи в Швейцарии и представителем при международных организациях, расквартированных в Женеве, одновременно еще и выполнял деликатную роль опекуна Ким Чен Ына, тогда еще просто сына «великого руководителя», учившегося в частной швейцарской школе.

Это объясняет многое. И то, что по завершении своего пребывания в Швейцарии Ли Су Ен был поначалу назначен на пост главы комитета по совместному предпринимательству и иностранным инвестициям. А в апреле нынешнего года плавно пересел в кресло главного дипломата страны. В этом качестве он уже совершил немало зарубежных визитов: доверие вождя много значит. Судя по всему, он продолжает выполнять и привычные для него функции главного «смотрящего» за иностранными инвестициями. В числе стран, где он успел побывать за неполных полгода, значится и Кувейт. Пока что о кувейтских инвестициях в северокорейскую экономику не слышно ничего. Однако можно предположить, что северокорейцам помогает антиизраильская позиция. Можно попробовать и реализовать проект соединения в российской экономике кувейтских денег с северокорейской рабочей силой. Как округло выразился А. Галушка, Пхеньян проявил интерес к реализации проектов в сфере сельского хозяйства на территории российского Дальнего Востока с привлечением инвестора с Ближнего Востока.

В отношениях Москвы и Пхеньяна, похоже, начинается новый этап.

Насколько оправданы эти ожидания, мы увидим уже в ближайшее время. Главное - не упустить предоставляющийся нам шанс занять первое место в строчке внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Северной Кореи.

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.