Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Призрак демократии

Призрак демократии

Олег Сумской
24.02.2005

Наше мировосприятие трагически расколото. Господствующим является бытовой взгляд на вещи и события. Это расплющивает жизнь в плоскости материального и не позволяет видеть глубокие причины и смыслы происходящего. Более того, постоянное продавливание такого взгляда через СМИ привело к тому, что противоположная точка зрения становится все более маргинальной, а идеализм – уделом академического интереса единиц. В сложившейся ситуации, когда большинство людей продолжает оставаться, по сути, идеалистами, сами того не замечая, они начинают исповедовать глубоко чуждые для себя идеалы.

Что на кону, господа?

Когда шесть лет назад Евгений Примаков развернул в воздухе свой самолет, летящий в США, в ответ на натовские удары по Сербии, мы удовлетворенно потирали руки – это грело наше самолюбие. Беспокоила ли нас судьба сербов? Когда Америка, наплевав кроме нас на ООН, Францию, Германию и прочих, пришла в Ирак – мы возмущались на кухнях. Но не трагедия Ирака тому причиной – попрали нашу великодержавную гордость.

Сербия, Ирак – «это где-то там, далеко, авось до нас не дойдет…». Дошло до Украины. Не пора ли попытаться разобраться – а что собственно происходит? За что десятки и сотни тысяч украинцев мерзнут на площадях, ради чего наш президент неловко пиарил одного из кандидатов, а весь Запад сплотился в поддержке другого, и что имел в виду господин Бжезинский, говоря о «необычайно высоких ставках»? Что на кону, господа?

«Демократия!» - единодушно восклицает Запад, пока мы пытаемся сформулировать некое подобие «Единства Славянских Народов», или СНГ или сами не знаем что. Демократия – вот истинная ценность Запада!

Отстаивание демократии – это не конкурентная борьба, это – дело принципа, вот почему ставки Запада так высоки. Речь идет о борьбе за идею. Попытаемся разобраться с одной стороны в сути данной идеи, а, с другой, в причинах, по которым она порождает во многих из нас стихийное чувство протеста.

В основу западной демократии заложены очень простые принципы: выборность исполнительной власти на основе всеобщего избирательного права и правила «один человек – один голос». Соответствуют ли эти постулаты нашему пониманию социальной справедливости, или иначе - можно ли на их основе строить демократию в России?

Общественная палата – это объединение идеалистов

Оставим в стороне выборность власти – о преимуществах и недостатках этого принципа и принято говорить обычно, когда говорят о демократии вообще, в то время, как правило, «один человек – один голос» считается непреложной аксиомой. Давайте позволим себе в этом усомниться.

Справедливо ли, если, скажем, голос заслуженного учителя с двадцатилетним стажем педагогической работы, воспитавшего помимо своих детей десятки ответственных молодых людей, будет в итоге, по сути, обесценен двумя голосами резвящегося тинэйджера и его спивающегося папаши? Этот принцип означает отсутствие возможности формирования ответственной элиты.

Если Шариков приравнен в правах к профессору Преображенскому – то последнего обязательно «уплотнят». Это – наш опыт, и, учитывая его, мы, казалось бы, не должны наступать дважды на одни грабли. Но мы мыслим не в категориях «правильно-неправильно», мы мыслим в моральных, религиозных категориях. И идея равенства у нас религиозная, ибо перед Богом все равны. Но общество, государство – не Господь Бог. Рая на земле не будет ни при коммунизме, ни при самой выдающейся демократии. Вывод: в обществе должен существовать механизм установления прямой зависимости значимости голоса того или иного гражданина от меры его социальной и личной ответственности. Лишение избирательных прав, например, матери, отдавшей ребенка в детский дом, или алкоголика – только один способ решения данной проблемы, причем самый спорный. Более продуктивно представляется «добавить» прав людям, имеющим доверие и готовым этими правами разумно распорядиться. Нужна организация, способная оценить степень доверия каждому участнику.

Во-первых, речь не идет об отмене или извращении альтернативных выборов. Во-вторых - данная организация должна быть не политической, а общественной, не участвующей и напрямую не заинтересованной в исходе выборов власти. Она должна объединить не тех людей, которые стремятся к получению благ, полномочий и даже к реализации самих себя в общественной работе – такие организации в зародыше уже существуют. Строго наоборот – она должна объединить идеалистов. Создание такой организации должно преследовать две цели: формирование базиса доверия между властью и обществом и на его основе – ответственной элиты, определяющей цели и пути развития общества и государства. Название для такой организации уже есть – Общественная палата РФ. Но все это, собственно, уже тема для отдельного обсуждения.

Бог западной демократии и духовный соблазн

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что источником западной демократии являются Соединенные Штаты, где основные ценности были сформированы в то время, когда все нынешние страны ЕС были реальными монархиями либо частями таких монархий. США, как известно, страна протестантская, в полной мере там нашла воплощение идея «благочестивого богатства». Эта идея достигла просто немыслимой высоты в знаменитой надписи на долларовых банкнотах. Эта идея связала американское общество как цемент в достижении одной цели – «американской мечты», свободы достижения материальных благ для каждого. Вся остальная система демократии строилась для обеспечения этой свободы как высшей цели.

Таким образом, с нашей точки зрения, необходимо констатировать, что Бог западной демократии, ее настоящий рулевой – деньги. Достижение такой «демократии» гарантирует ее «источнику» все остальное автоматически – сырье, рынки сбыта, лояльность вассальных режимов и СМИ, и так далее. Для вассалов же сюзерен остается недостижимым идеалом, стремление к которому становится смыслом существования. Чем выше вассал в придворной иерархии – тем большее подобие ему обеспечивается. Цена вопроса – вовлечение в круг влияния сюзерена все новых и новых сателлитов. Проект ЕС – яркий пример такой политики. Здесь властвуют и разделяют те же «демократические» принципы, и голос великой Германии может быть запросто раздавлен любезной Польшей.

Таким образом, надо признать, что западная демократия в ее нынешнем представлении являет собой тоталитарную систему обеспечения власти и могущества США, и в частности, их финансовых кругов. Любой другой способ общественного устройства может рассматриваться как «угроза демократии» и стать в список очередников на «демократизацию».

Для простого американца крайне затруднительно понять, что существуют другие культуры, в которых слова Христа о невозможности служить одновременно двум господам – Богу и мамоне – трактуются буквально. Если говорить о таких государствах с иным восприятием общественных идеалов, как Китай и Индия, то следует учитывать, что их основные ценности находятся вне контекста христианского диалога. Трудно себе представить, что моральный выбор индуса в той или иной степени окажется не только важным, а элементарно понятным рядовым американцам. Католические страны фактически признали свое идеологическое поражение, а из христианских стран, где между Богом и мамоной не сделан «правильный» выбор, остались только Россия, Белоруссия и Украина. Настоящие ставки в нынешнем противостоянии на Украине находятся не в области материальных интересов, и даже не в идейной сфере общественного устройства. Они гораздо выше, и затрагивают сферу сакрального. Речь идет о духовном противостоянии, о сохранении Веры.

Русская культура, и в первую очередь литература, транслирует в «зоне демократии» иные ценности, которые при определенных условиях могут оказаться для западных христиан «духовным соблазном». Именно поэтому мы и представляем наибольшую и самую реальную угрозу «демократии».

Итак, теперь, по крайней мере, понятны источники как нашего смутного беспокойства распространением идей «демократии», так и озабоченности наших западных христианских собратьев. Пожалуй, кого-то приведенные мной соображения могут натолкнуть на мысли о разжигании религиозной розни – что же, я старался, как мог, избежать всяческой предвзятости.

Полагаю, что навешивание ярлыков, обвинения в предательстве Христа и прочих грехах, между христианскими конфессиями, все-таки должны остаться в прошлом. Все, что мы можем сделать для этого – не терять Веру.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..