Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Польские проделки

Польские проделки

Как Варшава поднимает ставки в противостоянии с Минском
Виталий Лекомцев
21.03.2023
Польские проделки

Чтобы лишний раз досадить ненавистному «режиму Лукашенко», поляки стали закрывать на своих границах с Белоруссией пункты пропуска большегрузных машин. На деле же тем самым они осложнили жизнь, в том числе и собственным гражданам, а также транспортным фирмам третьих стран, осуществлявшим снабжение самой Польши.

Отгораживаться от Белоруссии Польша начала ещё в ноябре 2021 года, когда по распоряжению Варшавы был закрыт самый большой на тот момент пограничный переход между двумя государствами «Кузница – Брузги». В качестве повода польские чиновники выставили тот факт, что этим переходом пытались воспользоваться тысячи мигрантов из стран третьего мира, «штурмовавшие» ЕС с белорусской территории. И вот спустя год с лишним, 10 февраля 2023 года, приостановил свою работу и погранпереход «Бобровники – Берестовица», на который легла основная нагрузка после закрытия «Кузницы». Польский министр внутренних дел и администрации Мариуш Каминьски объяснил этот шаг «важными интересами государственной безопасности».

Затем было заявлено о серьёзных ограничениях на пересечение погранперехода «Кукурыки – Козловичи», которым пользуются грузовые фуры. Теперь этим переходом могут пользоваться лишь те машины, которые зарегистрированы в странах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (EAT) и в государствах, входящих в соглашение о Европейском экономическом пространстве и Швейцарской Конфедерации. Казахстанские, например, перевозчики ни в одну из этих категорий не входят, хотя они везут не только экспортные товары в страны ЕС, но и евросоюзные – предприятиям Казахстана. Ограничение на их передвижение означает миллионные убытки с обеих сторон. Приходится производить на границе «перецеп» – а это делает доставку груза более дорогой и длительной.

Начальник белорусского таможенного поста «Козловичи» Дмитрий Деменчук напоминает: «По заявлению польской стороны, данная мера принята в отношении белорусских перевозчиков. Однако в апреле прошлого года Евросоюз уже вводил ограничения в отношении белорусских транспортных средств – и нынешняя мера больше коснулась перевозчиков, которые зарегистрированы в Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Молдове, Армении и других странах. Теперь у таких перевозчиков возникла необходимость прокладывать свои маршруты через Прибалтику и менять логистику. Белорусская таможня в свою очередь продолжает принимать все возможные меры для оказания содействия развитию внешнеэкономической деятельности и максимально способствовать оформлению транспорта».

Водители большегрузов жалуются на то, что подобных испытаний никогда раньше переносить им не приходилось. Так, поляк Радомир рассказал журналистам белорусского агентства БЕЛТА, что теперь ему приходится терять время, «наматывая» лишние километры.

«Я живу в Белостоке, круг большой приходится делать. Если бы "Бобровники" были открыты, было бы, конечно, лучше», – жалуется поляк. А дальнобойщик Сергей из Гомеля отмечает: «Сейчас остались только "Козловичи", других пунктов пропуска нет. Ну, они играют этими переходами, как шахматами, а мы, простые водители, страдаем. Пока только польские машины идут, и то, говорят, вроде как запретят белорусские прицепы втягивать в Евросоюз. Казахи, молдаване – ребята стоят там, возле заправки. Говорят, ждём, непонятно, чего ждём. Да, не пускают их…».

Сергей признается, что за десять лет работы дальнобойщиком, такого «бардака» ещё не видел. «Страшно уже работать. Бросать, наверное, придется… Поляки на границе вводят что-нибудь – и предупреждают меньше чем за сутки. Всё непонятно: не перестроиться, не подстроиться ко всему этому. Непонятны их решения. Раньше приехал – шестнадцать часов, и ты полностью прошел границу. И то шестнадцать часов – это уже было много. А сейчас двое, трое суток – это в пределах нормы. А мы тут в кабинах живём. Запасаемся, конечно, едой, продуктами. Плитка есть, газ, холодильник. Так и живём», – горько вздыхает водитель. Он и его коллеги, в том числе польские, говорят, что к работе белорусских пограничных служб никаких претензий не имеют. Все претензии – к польским госслужащим.

Власти Казахстана поневоле стали уговаривать поляков разрешить грузовикам проезжать через их границу. Переговоры начались и с Литвой: чтобы оттуда казахстанскому транспорту разрешили выезжать в Белоруссию, а потом в Россию. Также остаётся альтернативный маршрут через Каспийское море, но он увеличивает стоимость перевозки в два-три раза – из-за вынужденной перегрузки с автомобильного транспорта на морской. При этом оказалось, что, хотя в Варшаве хотели осложнить жизнь только белорусам, но ударили, в значительной степени, по собственным же жителям. Так – внезапно для некоторых поляков! – выяснилось, что для Польши очень важны поставки нефти из Казахстана.

Издание Niezależny Dziennik Polityczny констатирует, что от действий польских властей страдают также те поляки, которые ведут бизнес с белорусскими фирмами, имеют за восточной границей родственников и привыкли, так или иначе, пользоваться правом на свободу передвижения, закреплённым в конституции Польши.

Многие жители Польши, кстати, привыкли покупать дешёвые белорусские товары, не покидая своей территории – из рук въезжающих перекупщиков. Но сейчас этот бизнес схлопывается. «Перекупщики ещё не знают, как выйти из ситуации. Раньше огромные очереди их не пугали, всё же ожидание не длилось двое-трое суток. Теперь же, с одним пунктом пропуска вопрос насколько выгоден будет бизнес с учётом таких задержек – неясно», – пишет телеграм-канал «Варшавская русалка».

Там отмечают, что до закрытия Кузницы многие белорусы мотались в Польшу каждый день: возили туда на продажу моторные масла, запчасти, бензин, топливо, порошки, даже подгузники. «За месяц можно было смело заработать две-три средние зарплаты (от 400 до 900 долларов). Через Бобровники ездить было тяжелее, но два-три раза в неделю ходки организовывали. Теперь, с альтернативой в виде ещё более медленных литовцев, бизнес стоит под большим вопросом», – заключает «Варшавская русалка». Но помимо бизнеса страдают и чисто человеческие отношения. В связи с этим директор областного драматического театра Игорь Гедич назвал закрытие пункта пропуска «Бобровники» надругательством польской власти прежде всего над своими же людьми. «Мы понимаем, что это не что иное, как санкционная политика, непримиримое желание задушить нас во всех сферах. Это положение гибридной войны. Польские политики говорят, что они рассматривают и дальнейшее закрытие ряда пунктов пропуска. Такое поведение наших соседей – недружественный и возмутительный шаг. Сегодня даже те родственные связи, которые были по обе стороны границы, в какой-то степени, прерываются. Это уже сейчас чувствуют простые люди: "плечо" объезда и время, проведённое в дороге, увеличились», – жалуется Гедич.

Недавно белорусские журналисты посетили последний действующий ещё на границе их страны с Польшей переход «Брест-Тересполь». Там собираются нешуточные очереди, в которых люди стоят сутками. Журналисты констатируют, что страдают от этого не только белорусы, но и, как было сказано выше, поляки, которые ведут бизнес с белорусскими фирмами.

А тут ещё представитель польского МИДа Лукаш Ясина предупредил, что страна рассматривает возможность закрытия и этого погранперехода. В связи с чем председатель Союза поляков Беларуси Александр Сонгин отмечает:

«То, что мы всегда называли "подать рукой", ныне перешло в разряд больших расстояний, повышенных расходов и человеческих нервов. Есть определённый жизненный уклад, годами сложившаяся ситуация и возможность всегда посещать родных, близких и знакомых, делать покупки. Сегодня же ввиду сложившихся обстоятельств этого нет…».

Ему вторит фермер Михаил Середич: «Закрывая погранпереходы, руководство Польши бьёт по своим людям. Думаю, что многие жители этой страны, с которыми раньше приходилось сотрудничать, разделяют мою точку зрения. Если власти желают своим гражданам добра, благополучия, они, наоборот, открывают границы и не используют двойных стандартов. Наше фермерское хозяйство в нынешних условиях работает стабильно. Собрали прекрасный урожай яблок, который по качеству не уступает лучшим импортным аналогам. Свою продукцию поставляем в отечественные торговые сети: чтобы сочное, вкусное белорусское яблоко люди могли приобрести по приемлемым ценам. Раньше их могли закупать в Евросоюзе, теперь – нет…».

Даже те погранпункты, которые ещё разрешены к использованию, нарочито замедляют свою работу. Так, польская сторона в единственном оставшемся пункте пропуска для большегрузов «Кукурыки – Козловичи» сейчас оформляет лишь около 55% грузовиков от нормы.

Через пункт пропуска «Брест – Тересполь» в Польшу ежесуточно въезжает около тридцати машин – из семидесяти положенных. Теперь водители большегрузов, направляющихся со стороны Польши, вынуждены сутками стоять в многокилометровых очередях для въезда в Белоруссию. Грузоперевозчики жалуются не только на длительное ожидание, но и на неорганизованность движения фур вблизи польского КПП Кукурыки. При этом официально польские службы утверждают, что время ожидания якобы составляет не более десяти часов. Но это точно не соответствует действительности – и водители обвиняют польские власти во лжи.

В интернете сейчас можно найти видео с многокилометровыми очередями из фур на польской границе. «Решение польских властей закрыть пункты пропуска на границе с Беларусью вызвало большое недовольство у представителей польского бизнеса. Особенно у тех компаний, которые занимаются грузоперевозками. Скорее всего, это негативно скажется на рейтинге польских властей – ведь данное решение противоречит основным интересам не только грузоперевозчиков, но и всей польской экономики. Польские предприниматели точно его не одобряют», – отмечает оппозиционный польский политолог Матеуш Пискорский. По его словам, руководство Польши устроило на границе «подобие театра». Пискорский поясняет: «Можно привести в пример те же противотанковые ежи и другие сооружения, установленные на границе с Беларусью. Не думаю, что польское общество воспринимает это иначе, чем какой-то спектакль».

Обходной путь через Литву немногим легче. 16 марта в Государственном пограничном комитете (ГПК) Белоруссии сообщили, что в течение месяца литовская сторона пропускала на свою территорию только 50% грузовиков от обычной нормы.

«Легковушки» также оформлялись с существенными задержками. Как отметили в ГПК, власти Литвы 16 февраля «в одностороннем порядке прекратили взаимодействие с Беларусью по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу – и тем самым взяли на себя ответственность за создание очередей в пунктах пропуска по обе стороны». Например, через наиболее загруженный пункт пропуска на литовском направлении «Мядининкай» (сопредельный белорусскому «Каменному Логу») сейчас ежесуточно в страны ЕС въезжает около 30% грузовых фур и легковых авто от нормы.

Руководитель кафедры политологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Виктор Ватыль предполагает, что в данном случае Варшава испытывает на практике вариант «сценарного полигона» для блокады Белоруссии с запада. «Множество фур по обе стороны. В том числе из Казахстана, Китая. Подскажу: поляки на границах с Беларусью, в частности с Гродненской областью, пробуют вариант сценарного полигона. Речь идёт в первую очередь о перекрытии всех пограничных пунктов. Они хотят проверить, насколько могут разогревать напряжённость. Но опять-таки это не только наши перевозчики. За ними стоит множество фур из Азии. Казахстан везет китайский товар, который хотел бы попасть в Европу», – отмечает Ватыль.

Политолог называет подобные шаги экономическим самоубийством. «Перспективно и дальновидно? Нет, конечно. Через короткое время это станет понятным – и будет мощный удар по транспортной логистике для восточноевропейских стран. В первую очередь для Польши».

Но на этом этапе здесь возобладала радикальная логика военно-политического крыла, которое подыгрывает альянсу НАТО, и Америке, чтобы получить определённые дивиденды с этого – надеясь, что таким образом они создадут бастион, который позволит им на равных разговаривать в будущем с Кремлем, полагает Виктор Ватыль. Тот факт, что жертвами игр политиков становятся простые люди, которые всего лишь хотят жить своей обычной жизнью, Варшаву абсолютно не волнует…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..