Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 февраля 2024
По полю танки танцевали

По полю танки танцевали

В подмосковном Жуковском с 30 июня по 4 июля проходил 1-й Международный форум «Технологии в машиностроении - 2010»
Сергей Птичкин
05.07.2010
По полю танки танцевали

Формат нынешнего форума включал проведение сразу четырех выставок: международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2010», международная выставка по технологиям в машиностроении «Интермаш-2010», Международный салон «Аэроспейс-2010», международный форум и выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы-2010».

Первый международный салон вооружений, военной техники и передовых технологий с общим «машиностроительным» названием оказался на редкость интересным и познавательным. Проходил он на территории аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова, где сейчас создается новый транспортно-выставочный комплекс «Россия». По словам руководителя госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, инфраструктура ТВК позволит в будущем проводить выставки вооружений и военной техники, а также показ достижений общегражданских машиностроительных отраслей по самым строгим международным правилам.

В перспективе на территории аэродрома будет построен стационарный крытый выставочный комплекс, в плане похожий на реактивный самолет. Уже сейчас создана площадка для демонстрации ходовых качеств колесно-гусеничной техники, которая, по замыслу устроителей, должна была стать центром всего форума. Именно на ней разыгрывалось яркое шоу с участием боевой колесно-гусеничной техники. Под «Болеро» Равеля перед зрителями буквально на расстоянии вытянутой руки парадом проходили Т-34/85, «Катюши», другая ретро-техника, а также современные автомобили, бронетранспортеры, инженерные машины и новейшие танки. Под ритмичную музыку на отдельной площадке танки Т-72, Т-80 и Т-90 синхронно вращали башнями, поднимали и опускали пушки, опять же синхронно двигались, словно танцевали. В это же самое время другие боевые и инженерные машины преодолевали сложную полосу препятствий, на которой порой становились буквально на дыбы.

Зрители одновременно видели вальсирующую технику и какие-то «половецкие пляски» этой самой техники, сопровождаемые холостыми выстрелами танковых пушек. Зрелище было действительно потрясающим.

Впрочем, когда устроители форума стали делать упор именно на то, что зрители впервые увидят «танковый танец», который станет чуть ли не кульминацией всего салона вооружений и технологий, это вызвало реакцию отторжения. Еще в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века синхронное вождение тяжелой бронетехники было естественным для любого танкового подразделения, когда отмечался День этой части. Да, было время, когда день рождения воинских подразделений в Советской Армии отмечался очень ярко. Например, в день создания гвардейской Кантемировской дивизии на ее стадионе разыгрывались настоящие театрализованные представления. А на танкодроме можно было видеть мастерство «простых механиков-водителей». Правда, простыми они все-таки не были, так как почти все сержанты-сверхсрочники, сидевшие за рычагами Т-55, а затем – Т-62 прошли войну. И были лучшими танкистами в мире! Поэтому-то многие ветераны, помнившие боевое мастерство, ушедшее в прошлое, считали, что сегодня показывать танцы стальных машин не совсем корректно. Танки должны воевать, а не танцевать. Однако танковое шоу оказалось в высшей степени корректным и показало, что за рычагами боевых машин сидят настоящие мастера. Необычный формат показа бронетехники реализовал хореограф и режиссер Большого театра Андрей Меланьин. И это тоже была одна из премьер форума, удавшаяся на все сто процентов. Ни на одном подобном салоне в мире ничего похожего еще не показывали. В организации таких вот танковых шоу мы – первооткрыватели. Однако и помимо грохочущей под музыку брони на форуме «Технологии в машиностроении - 2010» было на что посмотреть.

На демонстрационной площадке, среди множества интересных боевых машин, выделялись три типа бронеавтомобилей нового поколения «Волк». Показывались: грузовик с бронированной кабиной, а также двухосный и трехосные полностью бронированные автомобили, предназначенные для перевозки десанта и установки на них мощного стрелкового вооружения.

Конструкторам Арзамасского завода удалось реализовать самые передовые идеи и технологии. По общему мнению военных и гражданских специалистов этот броневик имеет шанс стать лучшим в мире, превзойдя даже последние версии итальянских «Ивеко».

Не мог не привлечь внимания старый артиллерийский тягач МТЛБ, или, как часто пишется МТ-ЛБ, в новейшем исполнении. Многоцелевой тягач легкобронированный был принят на вооружение в 1964-м. 46 лет назад! Конструкция его оказалась настолько удачной, что он по сей день остается в строю. Наши военные инженеры, при минимальном капиталовложении, на проверенной базе МТЛБ создали новую и очень мощную боевую машину, которая должна найти свое место в современной Российской армии и, вне сомнения, будет иметь хороший экспортный потенциал. К сожалению, интереса со стороны военного ведомства к новому облику МТЛБ не проявлено. Дело в том, что в высших кругах Минобороны почему-то возобладала идея полного перехода от гусеничных машин к колесным. Мотивируется это тем, что будто бы на Западе все давно пересели с гусениц на колеса, а мы «все еще лаптем щи хлебаем». Будем современными и на колесах!

В связи с этим интересный факт привел заместитель главного конструктора КБ транспортного машиностроения Уралвагонзавода Андрей Терликов. Того самого КБ, где танки проектируются. По словам конструктора, Канада в начале этого века приняла решение полностью отказаться от гусеничных машин. Там начали с того, что сняли с вооружения свой основной танк «Леопард-1». Но тут случилась террористическая атака на США, потом - Ирак и Афганистан. Союзнический долг привел воинский контингент Канады, сидевший на колесах, в далекий горно-пустынный Афган. Отрезвление от модной колесной эйфории наступило быстро. Канадцы даже были вынуждены взять у армии Нидерландов в аренду 20 танков «Леопард-2» и направить их в Афганистан. Рассматривается вопрос о закупке восьмидесяти «Леопардов-2» в Германии уже для оснащения своих войск в Канаде. Даже американцы, строившие концепцию будущих боевых машин на колесной базе, после Ирака и Афганистана пересмотрели свои теории. Сейчас за океаном делается ставка только на гусеничную базу для перспективных боевых машин ХХI века.

Наша армия, между прочим, тоже воевала в Афганистане. Правда, при других военачальниках. Ну, так нынешним не мешало бы поинтересоваться у отправленных в отставку генералов-афганцев, что же все-таки в бою надежнее – колеса или гусеницы…

В последнее время со стороны Минобороны раздавалась критика не только в адрес разработчиков гусеничной бронетехники, но и производителей отечественной брони. По мнению военных чиновников, «легкая броня» уступает аналогичным западным образцам, и у России не остается другого выхода, как начать закупать ее за границей. Действительно, новейшие бронетранспортеры стран НАТО при значительно меньшем весе обеспечивают лучшую бронезащиту экипажа и десанта.

На форуме «Технологии в машиностроении-2010» имелась экспозиция НИИ стали – единственного разработчика брони в России. Экспозиция была очень скромная, но весьма информативная. Ведущие сотрудники НИИС отвечали на все задаваемые им вопросы - естественно, в рамках допустимого. Как оказалось, понятие «легкая броня» запутали нынешние руководители военного ведомства. Наверное, в силу своей общеармейской неосведомленности. Это неудивительно. Министр обороны – гражданский. А генерал Поповкин, отвечающий за вооружение, командовал раньше Космическими войсками, в которых с броней - легкой или тяжелой - дел никогда не имели.

В армейском сленге термином «легкая броня» обозначают не облегченный лист броневой стали, а легкую бронетехнику. Каркас этой техники везде и всегда составляют сваренные бронелисты. По словам специалистов НИИ стали, отечественная броня ни в чем не уступает даже шведской, считающейся чуть ли не эталонной. А новая российская броневая сталь марки 44С вообще превосходит мировые аналоги. Пластина толщиной 8 мм из такой стали обеспечивает защиту на дистанции 100 метров от пули Б32 – бронебойной от патрона для винтовки СВД. Лист толщиной 10 мм держит выстрел в упор - с пяти метров. Лучшие зарубежные стали, в том числе шведские, для защиты от бронебойной пули СВД с дистанции в 100 метров требуют толщины бронеплиты в 12 мм. Все, казалось бы, с броней у нас прекрасно, и военные чиновники возводят напраслину из-за своей некомпетентности. Увы, это не так.

Повышение защиты экипажа легких бронемашин – той самой «легкой брони» - на современном технологическом уровне достигается за счет накладок на основной стальной каркас различных керамических, композиционных и даже полиэтиленовых плит. Именно эти накладки дают возможность противостоять выстрелам из крупнокалиберных пулеметов и даже из 30-мм пушек. Поэтому западные броневики легче наших, а защищены лучше.

Так вот, если прекрасную броню создавать и варить мы еще не разучились, то керамику, композиты и, тем более, пулестойкий полиэтилен делать уже не можем. А ведь тридцать лет назад могли!

Именно в СССР керамика на основе карбида бора впервые была использована для усиления танковой брони и создания лучших в мире - на то время - бронежилетов. В далеком 1980-и году специалисты НИИ стали совместно с АН Украинской ССР разработали рецепт «броневой» керамики, по своей прочности превосходившей то, что пытались сделать в США и Западной Европе. Вплоть до 1991-го мы были несомненными лидерами в этом направлении. Сегодня специальную керамику ни в России, ни на Украине никто не выпускает. Выбираются последние запасы НЗ еще советских арсеналов.

С композиционными материалами дела обстоят еще хуже. Смешно сказать, пулестойкий полиэтилен, который начинает вытеснять широко известный кевлар, в промышленных масштабах производят в Китае, а у нас он получается лишь в лабораторных условиях в минимальном количестве. Кстати, о полиэтилене. Нанотехнологии позволили получить из этого, казалось бы, протыкаемого ножом материала нити, отличающиеся необыкновенной прочностью на разрыв. В итоге удалось создать пулестойкие пластины, которые дешевле и прочнее кевлара. К тому же, полиэтиленовые бронежилеты весят очень мало, ведь этот синтетический материал легче воды. Побочный эффект: бронежилет может быть и спасательным жилетом одновременно. Стоит повторить, в Китае полиэтиленовая защита уже поступает в войска. У нас тоже ее делают, в ограниченном количестве, из импортируемого сырья. Печально, конечно. Но заслуга форума, прошедшего в Жуковском, хотя бы в том, что эта проблема была озвучена. И хочется надеяться, что она будет решена.

Помимо бронетехники и собственно брони, на форуме было выставлено огромное количество беспилотников. Среди них аппарат «Иркут», который полюбили наши пограничники. Фирма «Камов» показала интересный вариант беспилотного вертолета Ка-135. Под именем «Кронштадт» демонстрировался беспилотник, по форме напоминающий знаменитый американский стратегический «Предатор». По словам наших конструкторов, если будет поставлена четкая задача и будет соответствующее финансирование, Россия быстро войдет в число лучших проектантов беспилотников самого различного класса. К сожалению, Минобороны никак не может определиться с основополагающим вопросом: какие именно беспилотники нужны Российской армии сегодня и потребуются ей завтра. Проще, конечно, купить БПЛА в Израиле. Но зачем, если есть свое и не хуже?

Обо всем, что демонстрировалось на различных стендах форума, прошедшего в Жуковском, рассказать невозможно. Много интересного было показано в разделах авиастроение, судостроение, радиоэлектроника, ПВО, металлургия, машиностроение и других.

Казалось бы, не все у нас уж так и плохо, есть еще, чем гордиться. Но не секрет, что дистанция от выставочных образцов до серийного производства очень часто в нашей стране оказывается непреодолимой.

О том, кто и как будет продвигать дальше отечественные технологические чудеса, разговор на форуме шел, но ясности не появилось.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.02.2024
Валерий Панов
Российские войска одержали в битве за Донбасс знаковую победу
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..