Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 июня 2024
Нургалиев: Имущество мафии пустим под пресс конфискации

Нургалиев: Имущество мафии пустим под пресс конфискации

Антон Антонов
24.03.2005

Шум, поднятый вчерашним выступлением главы МВД Рашида Нургалиева на «правительственном часе» в Совете Федерации, имеет, по крайней мере, два информационных повода. Первый касается масштабов проникновения оргпреступности в жизненно важные отрасли экономики, в том числе бюджетообразующую. Главный милиционер страны признал, что, по меньшей мере, 500 крупных предприятий находится под контролем преступных сообществ. Второй же связан с позицией Нургалива в вопросе восстановления в УК РФ статей о конфискации имущества. Вчера выяснилось, что в рядах сторонников этой идеи прибыло. Свою позицию министр недвусмысленно изложил сенаторам.

Выступление министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева в Совете Федерации 23 марта 2005 года

На современном этапе организованная преступность, наряду с наркоманией и терроризмом, является одной из основных угроз национальной безопасности страны. Особая опасность этого явления заключается в осуществлении деятельности, параллельной официальному обществу и государству, но проти¬воречащей закону, с использованием в своих целях структур самого обще¬ства и государства.

В его природе доминируют два основных условия: во-первых, высокий уровень коррупции и, во-вторых, возможность легализации доходов от преступной деятельности.

Сегодня можно констатировать, что организованная преступность в той или иной степени проникла в большинство жизненно важных отраслей эко¬номики страны. Прежде всего это характерно для металлургического и лесопромыш¬ленного комплексов, добычи биоресурсов, сферы интеллектуальной собст¬венности, производства и реализации алкогольной и табачной продукции, автомобильного бизнеса. На потребительском рынке криминалитет диктует свою ценовую по¬литику, от которой страдает и производитель, и население. В качестве доходной сферы преступные сообщества продолжают рас¬сматривать топливно-энергетический комплекс страны.

О масштабах такого проникновения в главную бюджетообра¬зующую сферу государства свидетельствуют вскрытые в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах многочисленные факты незаконной разработки месторождений нефти, использования сотен законсервированных нефтяных вышек, уклонения от уплаты налогов и хищения бюджетных средств в особо крупных размерах.

Для создания благоприятных условий осуществления преступной дея¬тельности организованный криминалитет проявляет повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы вла¬сти и управления.

Стремясь получить дополнительные доходы, преступные сообщества активно распространяют свое влияние за рамками национальных границ, создав финансово-экономические позиции более чем в 40 зарубежных стра¬нах. Наряду с этим интенсивно происходит и процесс проникновения ино¬странных мафиозных организаций на российский рынок.

В настоящее время в России действуют 116 преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, общей численностью более 4 тысяч активных участников. Под их контролем находится, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов. Такова общая характеристика организованной преступности в стране.

Все мы хорошо понимаем, что противодействие преступным формированиям требует комплексного подхода к решению правовых, социальных, экономических и профилактических задач. Сегодня основными субъектами борьбы с организованной преступностью наряду с МВД России являются Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная служба исполнения наказаний. Координацию деятельности осуществляет Генеральная прокуратура и Совет Безопасности Российской Федерации.

В настоящее время в стране создан и функционирует механизм противодействия отмыванию преступных доходов, важную роль в котором играет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Только за 2004 г. право¬охранительными органами пресечено около 2 тысяч фактов «отмывания» де¬нежных средств. В результате принятых мер Россия исключена из так называемого «черного списка» Финансовой комиссии по проблемам легализации капиталов (ФАТФ: октябрь 2002 г.).

Наполняется более предметным содержанием и сотрудничество с «Интерполом» и «Европолом», установлены постоянные оперативные кон¬такты с органами полиции более чем в пятидесяти стран мира. В истекшем году проведено около 130 рабочих встреч с зарубежными партнерами по во¬просам борьбы с организованной преступностью. Все это оказало существенное влияние на пресечение преступной дея¬тельности сообществ «Уралмаш», «Братское», «Общак» и «Тамбовское». В результате к уголовной ответственности привлечено 173 их активных уча¬стника.

По линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков вместе с зару¬бежными коллегами в истекшем году реализовано 29 контролируемых по¬ставок, разоблачено более 20 преступных наркогруппировок, располагаю¬щих международными связями.

В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и ООН на базе МВД России созданы Международные учебные центры по подготовке специалистов антитеррористических подразделений и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Благодаря активизации наших усилий как внутри страны, так и на международном уровне, в 2004 году заметно улучшились результаты борьбы с организованной преступностью. Число раскрытых преступлений, совершенных в составе организован¬ных групп и преступных сообществ, возросло почти на 10% (28161). На 44% увеличилось количество раскрытых похищений человека и почти на треть - вымогательств (29,9%).

Активнее проводилась работа и по пресечению наркотрафика. Выявлено 4600 преступлений, совершенных наркоформированиями. Из них более 60% раскрыто работниками органов внутренних дел. Только по оконченным уголовным делам из незаконного оборота сотрудниками милиции изъято около 17 тонн наркотических средств.

Выявлено 746 фактов бандитизма и организации преступного сообщества (522 - бандитизма и 224 - организации преступного сообщества). Вместе с тем была необоснованно ослаблена работа с воровскими авторитетами, ошибочно принижено их значение в организованной преступ¬ности. Однако за последние два года положение удалось исправить, и к уголовной ответственности привлечено свыше 70 «воров в законе», за каждым из которых стояли серьезные криминальные структуры. При этом у них изъято около тысячи единиц огнестрельного оружия.

Сегодня акцент деятельности МВД России во многом смещается и в регионы, где преступные сообщества рвутся к бюджетным активам, природным ресурсам, региональной политике и управлению. Так, оперативно-розыскными бюро Главных управлений МВД России по федеральным округам ликвидирован ряд преступных формирований, таких как «29 комплекс», (Республика Татарстан), «Непманы» (Тюмен¬ская область), «Климентьева» (Новосибирская область) и ряд других.

При разоблачении сообщества «Тагирьяновское», действовавшего на территории Республики Татарстан, Московской, Челябинской и Пензенской областей, задержано несколько десятков активных участников. Доказана их причастность к совершению 72 преступлений, в том числе 22 убийств, 17 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, 12 фактов похищения людей и вымогательств. Изъято 22 автомата, более 20 килограммов взрыв¬чатых веществ и 30 комплектов формы сотрудников милиции.

Меры, предпринятые правоохранительными органами в сфере борьбы с организованной преступностью, оказали благоприятное воздействие и на состояние оперативной обстановки в стране. С 2000 года на 30% сократилось количество вымогательств и на 20% - преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия.

Глубокое информационное и специальное проникновение в преступные группировки, продуктивная аналитическая работа, подготовка специали¬стов позволили резко сократить число убийств по найму. Только в прошлом году от рук наемных убийц удалось спасти 42 человек, к ответственности привлечено 37 исполнителей и заказчиков убийств.

В зоне повышенного внимания органов внутренних дел находится ра¬бота и по пресечению связей организованной преступности с терроризмом.

Наращивались усилия и в борьбе с преступностью в сфере экономики. За истекший год органами внутренних дел раскрыто свыше 12 тысяч преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованных групп, что на четверть (+25,5 %) больше уровня 2003 года, 85% из них составили тяжкие и особо тяжкие преступления. В качестве примера можно привести спецоперацию МВД и ФСБ Рос¬сии, в ходе которой была пресечена деятельность организованной группы, занимавшейся незаконным оборотом драгоценных металлов на территории Магаданской области. У преступников изъято более 9 килограммов промышленного золота, стоимость которого превышает 3,5 миллиона рублей.

Значительный эффект дает и проведение крупномасштабных опера¬тивно-профилактических операций. Так, в результате операции «Алкоголь» пресечена деятельность 21 организованной группы, занимавшейся производ¬ством и сбытом алкогольных суррогатов, ликвидировано 116 «подпольных» цехов, изъято из оборота более миллиона литров спирта и алко¬гольной продукции.

В целях подрыва экономических основ организованного криминалите¬та осуществлялась специальная операция «Энергия» по декриминализации топливно-энергетического комплекса Уральского федерального округа. За период ее проведения выявлено и пресечено 1200 экономических, налоговых и должностных преступлений. Экономические показатели региона улучши¬лись более чем в 2,5 раза, возрос объем экспорта углеводо¬родного сырья и продуктов его переработки. На половину увеличились и на¬логовые платежи за пользование природными ресурсами. МВД России сейчас планирует проведение еще ряда таких опера¬ций для существенного оздоровления, прежде всего, бюджетообразующих отраслей экономики.

Необходимо отметить, что в последние годы наметились позитивные тенденции и в сфере борьбы с коррупцией. В 2004 году почти на 20% боль¬ше выявлено преступлений против интересов государственной службы (30 тыс. 603), в том числе фактов взяточничества на 21,5 % (8 тыс. 928).

Пресечена противоправная деятельность организованной группы, со¬стоящей из должностных лиц Государственного комитета России по рыбо¬ловству и других федеральных ведомств, вымогавших взятки за предостав¬ление квот на вылов морских биоресурсов. Размер только одной взятки составил 3 млн. 700 тыс. долларов США.

При получении взятки в сумме 150 тысяч долларов с поличным задер¬жан вице-губернатор одной из областей, председатель комиссии по прове¬дению аукционов по квотируемым товарам, ввозимым на территорию облас¬ти (Калининградская область).

МВД России принимаются меры и по противодействию проникновению организованного криминалитета во власть. Однако, оценивая состояние борьбы с организованной преступностью и коррупцией, следует признать, что принимаемые меры еще неадекватны складывающейся криминальной ситуации.

Высокой остается латентность этого вида преступлений, далека от совершенства оперативно-розыскная деятельность, сказывается еще недостаточный профессионализм сотрудников по документированию преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ. Не в полном объеме отвечает требованиям сегодняшнего дня и уровень взаимодействия оперативных и следственных подразделений.

Сегодня становится очевидной необходимость принятия и осуществления дополнительного комплекса мер по противодействию организованной преступности, направленных, прежде всего, на выявление и устранение причин и ус¬ловий, порождающих организованную преступность, и степень ответственно¬сти органов исполнительной власти субъектов Федерации за организацию и результаты деятельности в этой сфере.

Предстоит работа и по устранению слабых мест и недостатков в меха¬низмах регулирования экономических отношений, которыми пользуются криминальные структуры в своих интересах. Необходим комплексный анализ и постоянный мониторинг состояния организованной преступности для выработки на этой основе адекватных мер противодействия.

Нуждаются в решении и вопросы улучшения ресурсного обеспечения специализированных подразделений органов внутренних дел. Требует совершенствования и развития национальная правовая база, как основа надежной защиты прав и законных интересов граждан. Важно лишить сегодня организованную преступность питательной среды, обусловленной недостатками и в законодательстве.

Существующая в настоящее время правовая основа противодействия организованной преступности в целом позволяет обеспечивать правопорядок и безопасность. Вместе с тем она не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня. Во-первых, нормы отечественного уголовного права не полностью охватывают своими составами деяния, признаваемые коррупционными во мно¬гих зарубежных странах. В частности, это такие действия, как коррупционный лоббизм, протек¬ционизм, внесение тайных взносов на политические цели, закрытое проведе¬ние приватизации, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в услови¬ях конфликта интересов. Во-вторых, не менее важным направлением совершенствования нацио¬нальной нормативно-правовой базы является устранение пробелов и колли¬зий. В частности, используемые в уголовном законе для характеристики организованной преступности такие признаки, как «сплоченность» и «устойчивость», не являются надежными индикаторами.

К сожалению, в нашем законодательстве они являются оценочными и носят зачастую субъективный характер. Это приводит к ошибкам, как в квалификации самого преступления, так и действий соучастников. Совершенно очевидно, что назрела необходимость внесения изменений и дополнений в статьи 35 и 210 Уголовного Кодекса. Тем самым мы приведем российское законодательство в соответствие с положениями Палермской Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протоколов, которые были ратифицированы Россией в 2004 году.

На наш взгляд, нуждается в совершенствовании и правовой механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц, служащих организаций и учреждений независимо от форм собственно¬сти, соответствия их расходов получаемым доходам.

Особое место должны занимать меры по изъятию имущества, получен¬ного противоправным путем. Их применение способно обеспечить решение одной из главных задач в борьбе с организованной преступностью - подрыв ее экономических основ. В нашем обществе по-разному относятся к институту конфискации, однако, по мнению правоприменителей, конфискация необходима как допол¬нительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию пре¬ступного сообщества и совершение террористического акта.

Исключение же из Уголовного кодекса такого вида наказания, как кон¬фискация имущества, снизило превентивную роль уголовного закона в борьбе с организованной преступностью, а установленные штрафные санкции не всегда в полном объеме могут обеспечить конфискацию доходов, получен¬ных от преступной деятельности.

Приведу лишь один пример. Многие из вас, наверное, слышали о разоблаченной нами организован¬ной преступной группировке Петрова, у членов которой было изъято более четырех тонн наркотиков на сумму свыше 45 млн. долларов США. Все ее члены осуждены к лишению свободы на срок от 18 до 21 года. Финансовые активы членов группы Петрова составили около 100 млн. долларов. При этом максимальный штраф, который мог назначить суд, со¬ставляет лишь 1 млн. рублей. В данном случае это всего лишь 0,03% от финансовых капиталов чле¬нов группировки.

Учитывая особую важность рассматриваемой проблемы, нами плани¬руется провести на базе Академии управления МВД России специальный «круглый стол», в рамках которого мы рассмотрим вопросы, касающиеся законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью и правоприменительной практики.

В последующем представляется целесообразным образовать при Со¬вете Федерации комиссию или рабочую группу, которая с привлечением специалистов различных заинтересованных министерств и ведомств, науч¬ных учреждений, могла бы начать разработку соответствующих законода¬тельных актов и обеспечить их дальнейшее сопровождение в палатах Феде¬рального Собрания.

Важным шагом в интересах консолидации усилий и ресурсов государства и общества могло бы стать принятие Федеральной целевой программы по борьбе с организованной преступностью на среднесрочный период, посредством которой можно будет комплексно реализовать систему мер по противодействию этому явлению. Убежден, что только совместные усилия органов законодательной, исполнительной, судебной власти и представителей общественности позволят поставить надежный барьер организованной преступности.

В завершение своего выступления разрешите поблагодарить всех присутствующих в зале и руководство Совета Федерации за приглашение и возможность выступить по столь важной и актуальной проблеме.



Эксклюзив
17.06.2024
Максим Столетов
Среди солдат ВСУ в Херсоне и области вспыхнула эпидемия брюшного тифа
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.