Нет "войне"
Министерство обороны заявило о прекращении приема студентов на большинство военных кафедр страны. Соответствующее письмо было направлено в вузы, а начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ Николай Панков озвучил план перехода на новую систему прохождения службы для военных специалистов. По этому плану, в частности, из 229 существующих сейчас военных кафедр останется 30-35, в которых готовят офицеров "действительно необходимых" армии специальностей. Те же, кому посчастливится попасть в эти избранные вузы, как пояснил генерал Панков, должны будут подписать контракт с Минобороны и по завершении обучения отработать на офицерской должности три года".
Любые действия военных, направленные на увеличение базы призыва, у нас принято воспринимать как реставрацию советской системы и саботаж венной реформы. В данном случае все прямо наоборот. Минобороны действует именно исходя из логики военной реформы, которая предполагает оптимизацию армейской системы и переход на годичный срок призывной службы.
Сейчас на всех военных кафедрах обучается 170 тысяч студентов. Потребность же в офицерах, которых в армии сегодня и так переизбыток, минимальна. Собственно, нужны специалисты определенного профиля, но это всего одна десятая часть тех, что выпускаются (те самые 30-35 кафедр). Но этих-то специалистов армия, по сути дела, не получает, поскольку система призыва офицеров запаса работает крайне неэффективно. Исходя из этого логика оптимизации требует сокращения самих кафедр, логика эффективного использования средств - жестких контрактных условий поступления на оставшиеся, а логика перехода на одногодичный срок службы к 2008 году - максимального расширения призывного контингента, дабы сохранить численность вооруженных сил. Причем нужны опять же полноценные призывники, а не липовые офицеры, не имеющие ни армейского опыта, ни необходимых знаний. Стоит отметить, что вузы теперь будут оцениваться абитуриентами не с точки зрения возможности уклонения от армии, а с точки зрения качества обучения, что тоже может быть весьма положительным косвенным следствием военной реформы.
Все это так. Однако сама по себе последовательность в реализации реформы не делает действия Минобороны разумными и плодотворными. Очевидно, что военная реформа - дело не только военных, она непосредственно затрагивает важнейшие механизмы общественной системы, а потому не может сводиться к простым управленческим решениям.
Известное выражение "Строгость законов компенсируется возможностью их неисполнения" - не только ироничное описание российских реалий, но и один из важнейших принципов функционирования любой общественной системы. Даже в самом правовом государстве реалии жизни определяются не только законом, но и "общественным договором", системой компромиссов между нормами, принятыми государством, и возможностями (желаниями) общества. Военные кафедры действительно еще с советских времен являлись способом легального уклонения от военной службы и именно в этом качестве были частью "общественного договора", позволявшего компенсировать суровость двухлетнего призыва. Их резкое сокращение в середине 80-х совпало с разрушением советской системы. Сегодня же, когда нет уже советской системы подавления, а отношение граждан страны к своей жизни и свободе выбора кардинально изменилось, - значение механизмов компенсации как минимум не уменьшилось.
Отменяя военные кафедры, Минобороны, по сути, нарушает общественный договор. С точки зрения механики реформ все правильно: чтобы перейти на одногодичный срок, надо сегодня расширить базу призыва и ликвидировать неэффективные институции. Однако с точки зрения общества, чей интерес здесь очевиден и крайне важен, картина выглядит принципиально иначе. Обществу еще только обещан пряник в виде сокращения службы до года, при том что год - тоже весьма приличный срок, а механизмы компенсации уже упраздняются. Мы уже не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда даже самые привлекательные реформы проваливаются из-за элементарного непонимания важности "общественного договора" и механизмов, его поддерживающих. Из-за такого "дефекта сознания" и реформы приходится сворачивать, и общественная устойчивость нарушается.
Впрочем, и с военной реформой далеко не все в порядке. Порочен сам принцип, положенный в основу сохранения общей численности армии за счет призывников. Для решения военных задач нам нужна не постоянная миллионная армия, а массовый (многомиллионный) обученный резерв. Собственно, и Министерство обороны, выделив части постоянной боевой готовности как реальную основу армии (сегодня только эти части имеют регулярную боевую подготовку), исходит из концепции 150-200-тысячной постоянной армии. Следующий шаг, который надо было сделать и который сделан не был, - переориентировать призывную систему с регулярной службы на обучение. А потому погоня за "номинальной численностью армии" (а не численностью обученного резерва) становится камнем преткновения реформы, обрекая ее стать детонатором общественного недовольства. При этом вопрос обеспечения национальной безопасности вообще может остаться в стороне.
?>