Москва этническая: грозит ли городу геттоизация?
Современные мегаполисы испытывают сильнейшее давление миграции, растущего культурного разнообразия, этнической перемешанности и социальной разнородности населения. Москва не является исключением. Важнейшую тенденцию в изменении состава населения Москвы можно определить как усложнение его социальной и этнической структуры [1].
Если опираться на экспертные оценки, а также первые публикации данных переписи 2002 года [2], то за период, прошедший с переписи 1989 года, доля русского населения столицы сократилась на 5-7%. Это заметная величина, но она мало меняет "русскую физиономию" города. Доля русских по-прежнему велика и составляет 85%. А если перестать относить к категории этнических меньшинств украинцев и белорусов, а также детей от межэтнических браков, имеющих смешанную идентичность, то доля москвичей, считающих себя русскими, окажется еще выше (табл. 1).
Таблица 1. Национальный состав населения Москвы
Этнические группы* | Данные переписей (%) | ||||||||
1912 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | Оценка на основе данных ЗАГС | 2002*** | |
Русские | 95,3 | 87,5 | 87,4 | 89,5 | 89,3 | 90,2 | 89,7 | 83-85 | 84,82 |
Украинцы | 0,2 | 0,8 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,6 | 2,8 | 3,1 | 2,45 |
Татары | 0,6 | 0,8 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 2,1 | 1,6 |
Евреи | 0,4 | 6,5 | 6 | 4,1 | 3,5 | 2,8 | 2 | 0,7 | 0,76 |
Белорусы | …** | 0,2 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,85 | 0,56 |
Армяне | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 1,6 | 1,19 |
Азербайджанцы | - | - | - | - | 0,07 | 0,1 | 0,2 | 1,4 | 0,92 |
Грузины | - | - | 0,05 | 0,1 | 0,13 | 0,15 | 0,2 | 1 | |
Народы С. Кавказа | - | - | - | - | - | 0,05 | 0,05 | 0,5 | |
Народы Поволжья | - | - | - | - | - | - | 0,8 |
* В таблице приведены данные только для наиболее представительных этнических групп
** При проведении переписи учитывались вместе с русскими
*** Доклад Госкомстат, 2004
Дополнительную информацию об изменении этнического состава населения Москвы дают данные записей актов гражданского состояния о рождениях и смертях. Кроме необходимой для подобных свидетельств информации, в документах российских ЗАГСов вплоть до 1998 года указывалась национальность, которую затем заменило указание гражданства. Данный источник информации имеет свои недостатки и преимущества. Конечно, этническая структура умерших и родившихся (точнее их родителей), не совсем идентична этнической структуре населения в целом. Однако сравнение "пространственных отпечатков" этих крайних точек жизненного пути способно проявить наиболее существенные сдвиги в этническом составе населения районов Москвы. Этнический состав умерших отражает реликтовые межэтнические пропорции, характерные для предшествующего исторического этапа, а новорожденных соответствует текущему моменту. Есть и другое преимущество - данные учета смертности и рождаемости - это наиболее полный учет реального населения Москвы. Случаи рождения и смерти регистрируются независимо от прописки, легального или нелегального проживания в городе.
Сокращение относительного числа русских не несет в себе ничего драматического. Скорее удивительным является тот факт, что в столице многонационального государства на протяжении всего ХХ столетия доля русских была выше, чем в населении России. Сейчас эти цифры сближаются, а в будущем следует ожидать, что Москва как центр экономической, политической и культурной жизни России должна пережить этно-культурную трансформацию и стать действительно многонациональной.
За последние годы перемены коснулись практически всех этнических групп. Наиболее стабильной на протяжении последнего времени оставались доли украинцев и белорусов. Некоторое сокращение численности этих народов в составе постоянного населения столицы компенсируется мигрантами. Значительно сократилось абсолютное и относительное число евреев, в результате массового выезда, а также немцев и представителей народов Прибалтики.
Одновременно сильно выросла численность выходцев с Кавказа, вызвав соответствующую реакцию московского населения: совокупная доля представителей различных народов Кавказа в Москве превысила 4,5%, т.е. выросла в пять раз. Это превратило кавказцев в наиболее заметную группу, примерно равноценную по численности украинцам с белорусами и более представительную, чем татары, ставшие давно привычными для русских.
Если говорить о причинах сдвигов, произошедших в этническом составе Москвы, то их три: рождаемость, миграция и смена идентичности. Что касается рождаемости, то влияние этого фактора в наименьшей степени определяется мифической "плодовитостью" представителей этнических меньшинств. Показатели рождаемости для москвичей всех национальностей сравнимы. Идеалом является двухдетная семья. Даже если среди национальных меньшинств многодетные семьи встречаются чаще, чем у русских, это не дает оснований предполагать "вспышек" рождаемости у татар, армян или азербайджанцев, нарушающих нормальный эволюционный ход демографических процессов.
Влияние рождаемости на изменение этнического состава населения Москвы связано с относительной многочисленностью молодых поколений в возрастной структуре этнических групп. Так, в 1989 году на долю лиц, находившихся в репродуктивном возрасте и повлиявших на ситуацию с рождаемостью в следующем десятилетии, среди евреев приходилось 15,8%, среди русских - 29,3%, а среди татар - 35,6%. Естественно, что это отражается и на этнических пропорциях новорожденных москвичей.
Процессы размывания идентичности повлияли на "обрусение" некоторых районов Москвы. Подтверждением данного предположения служат результаты исследования, проведенного после переписи 1989 года; оно показало, что расхождение между самоидентификацией и официальной регистрацией наблюдалось, по крайней мере, у 15% населения Москвы [3]. В значительной степени смене идентичности способствует изменение образа жизни и укоренение в Москве, когда человек начинает себя ощущать в первую очередь москвичом, а уж затем представителем какой-либо национальности. Помогает этому процессу и утрата "языка предков".
Сравнение показателей, отражающих вариацию доли русских по районам города и доли лиц, считающих русский родным языком, показало заметное превышение второго индикатора над первым, особенно характерное для западных и восточных окраин Москвы. Неудивительно, что именно здесь подросла доля москвичей, считающих себя русскими.
Третьей и наиболее влиятельной причиной, определившей изменение межэтнических пропорций в Москве, является миграция. Львиная доля (более 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Более трети мигрантов (33,2%), оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, причем 45,2% из них - это жители Московской области. Вторым по значимости регионом России является Северный Кавказ, на долю которого приходится 15,1%. Среди мигрантов-россиян преобладают русские - 72,6%, затем с большим отрывом следуют украинцы - 5,0% и армяне - 4,4%, на долю татар, белорусов, евреев, грузин и азербайджанцев приходится примерно по одному проценту.
Миграция из стран СНГ и Балтии составляет около трети чистого миграционного прироста. Основными поставщиками населения являются Украина и страны Закавказья, затем с большим отставанием следуют Казахстан и Средняя Азия. В потоке из бывших братских республик также преобладают русские (36,7%), а уж затем следуют украинцы - 16,9%, армяне - 15,5%, азербайджанцы - 7,8%, грузины - 7,1%, белорусы - 2,6%, евреи - 1,3% и татары - 1,0%.
Мигранты из дальнего зарубежья, согласно переписи 2002 года, составляют в Москве немногим более 7% и образуют достаточно заметную группу. Наиболее многочисленными являются выходцы из Афганистана, Китая, Турции, Вьетнама, Ирана, Пакистана, Индии, Нигерии, бывших соцстран и Югославии.
[1] Работа выполнена при поддержке Фонда Д. и К. Макартуров, проект № 01-73299
[2] Доклад об итогах Всероссийской переписи
[3] Москва многонациональная, Департамент по делам информации и печати Правительства Москвы СИМПТОМ, 1993, №5(8)