Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Модест Колеров: “Не все в жизни - административный рынок”

Модест Колеров: “Не все в жизни - административный рынок”

Беседовал Павел Толстых
21.07.2005

Сфера деятельности управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами актуализирована главным процессом в СНГ – серией “революций”, а также обострением отношений со странами Балтии. О работе управления рассказывает его начальник Модест Колеров. До своего назначения на государственную службу был известен как историк, политолог, успешный менеджер и создатель политических пректов в Интеренете.

- Вы проработали уже более 3 месяцев в администрации президента. До своего назначения Вы принимали участие в околовластных проектах. Как Вы себя чувствуете в среде администрации президента, известной своей консервативностью, со специфической системой принятия решений, выстроенной иерархией и пр.?

- Во-первых, я не принимал участия в околовластных проектах. Во-вторых, я не чувствую, что среда является консервативной и номенклатурной, а механизм принятия решений здесь ничем принципиально не отличается от процедуры принятия решений в крупной корпорации. Называть эту систему более костной может только тот человек, который никогда не работал в большом бизнесе.

- Ваше назначение в марте этого года наделало много шума как в кругах политических консультантов, так в академической и журналистской среде. Понятно, что такого рода назначения так просто не делаются, они проходят через серьезный “ресурсный” торг. Как вы можете объяснить свое назначение на эту должность?

- Никак не могу объяснить, так как я не знаю, какие мотивы были у моего руководства. Что подразумевается под “ресурсностью торга”? Я вообще не понимаю, что имеется в виду.

- Имеется в виду, что на определенные позиции, скажем, выше начальника отдела в системе власти, назначения не делаются исходя, например, только из профессиональных качеств претендента и пр. Здесь вступают в силу правила иного рода. Такие посты либо покупаются, либо, что гораздо чаще, назначения на них обмениваются на другие “ресурсы” в результате политического торга…

- Да это все домыслы. "Полит.ру" в последнее время занялось конспирологией и вообще потеряло связь с реальностью. Не все в жизни происходит на вычисленных условиях административного рынка.

- Как Вы определите основное назначение Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, помимо того, что было сказано в достаточно сухом пресс-релизе?

- Ничего не могу добавить, так как все, что было в нем сказано, то и реализовывается. Не дипломатия, не экономика – это гуманитарное и общественное сотрудничество как в области защиты российских граждан и соотечественников, так и в выяснении встречных интересов национальных элит.

- Какие конкретные шаги Вы для себя определили по реализации указанных задач на ближайшее время? Есть какая-то разработанная программа в среднесрочной перспективе и пр.?

- Программы нет, и ее не должно быть. Общие направления работы - определены руководством. Писать программы, концепции – передо мной таких задач не ставилось, потому что количество практических проблем, в том числе и разного бюрократического уровня, – велико, и их надо начинать решать, надо показывать быстрые и внятные результаты. Хотя все понимают, что в национальном, глобальном масштабе быстрых результатов быть не может. Значит, нужны быстрые частные результаты.

- Пример привести можете?

- Например, российские граждане из сопредельных государств жалуются, что по тем бюджетным квотам на обучение в ВУЗах России, которые выделяются для сопредельных государств, российские граждане учиться не могут, а могут учиться только граждане, живущие в сопредельных государствах. Надо изучить эту проблему и что-то с ней делать, как-то ее решать.

Граждане из сопредельных государств жалуются, что по тем же бюджетным квотам они хотят обучаться, предположим, геодезии, а их обучают зооветеринарии. Структура такого рода квот тоже требует предметного обсуждения и решения. Вот такого рода “мелочей” - море, но от них зависят судьбы сотен тысяч людей.

- В странах, имеющих активные внешнеполитические амбиции, принята практика создания специальных околополитических фондов, которые под прикрытием развития научных и культурных связей, научных исследований фактически являются заметными агентами влияния этих стран. Есть ли планы создания подобных российских центров?

- Я много слышал предложений и идей о том, что такой бюджетный государственный фонд должен быть создан, но сейчас его нет. Идеи эти продолжают высказываться, но никаких бюрократических воплощений этих идей я не видел.

- В интервью "Граням.ру" в ряду внешних проблем России Вы назвали экономику. Как Вы относитесь к давнишней идее Анатолия Чубайса о “либеральной империи”?

- Дело в том, что впервые эта идея была произнесена не Анатолием Чубайсом, а Петром Струве в 1908 году. Эта идея умерла еще тогда, хотя она была очень красивой.

- Но деятельность российских бизнес-групп крайне активизировалась в странах бывшего СССР в последние годы.

- Это не имеет отношения к сфере деятельности моего управления. Мне единственное хотелось бы, чтобы деятельность российских бизнес-групп была жестко скоординирована с нашими национальными интересами.

- Как выстраивается политика Управления относительно "оранжевых" тенденций в странах бывшего СССР?

- С "оранжевыми" настроениями должны бороться сами носители этих настроений, а не какие-то внешние силы. Если у Вас грипп – Вы должны сами его пережить.

- Насколько остро, на Ваш взгляд, стоит проблема соотечественников в ближайшем зарубежье?

- В разных странах - по-разному. Есть государства, где никакой дискриминации нет, есть государства, где она есть. В одном из прибалтийских государств подобная дискриминация описывается в 60 пунктах разницы в правах граждан и не граждан.

- Как Ваше Управление планирует участвовать в разрешении подобных проблем?

- Задачи дипломатической защиты наших граждан и соотечественников за рубежом решает МИД. Мы можем лишь оказывать максимальную организационную и методическую помощь в том, чтобы наши граждане могли реализовывать те преимущества, которые им предоставляет российское гражданство; чтобы на всех уровнях звучала бы задача воспроизводства идентичности наших соотечественников.

А то тут недавно я был удивлен, прочитав в программе одной из эстонских политических партий название раздела - “Меры по сохранению культурной идентичности не эстонцев”. Первый пункт этого раздела звучит “государственная поддержка по увеличению числа преподавателей эстонского языка”. Вот это защита идентичности! Если бы кто-то в мире прочитал бы, что задача нашей страны по защите прав марийцев – это увеличение числа преподавателей русского языка, нас бы просто застыдили и были бы правы. А наши некоторые соседи позволяют себе такое и вовсе этого не стыдятся.

- Как профессиональных пиарщик как Вы относитесь к идее появления англоязычного телевизионного канала Russia Today TV, основной целью которого является более полное освещение событий, происходящих в России? Многие недоумевают, какому европейцу или американцу в светлом уме и памяти придет в голову мысль смотреть подобное…

- Это не сфера моей компетенции. Дай Бог им здоровья. Если такой канал будет создан – это будет хорошо. Здесь, на самом деле, главный вопрос в создании непрерывного телевизионного производства.

- Вы принимали участие в создании влиятельных политических проектов в рунете. Не рассматривается ли в Вашем Управлении идея занятия этой крайне важной, с точки зрения политического влияния, ниши в Средней Азии и Закавказье, где, кажется, есть дефицит в этой сфере?

- Что Вы! Например, в Казахстане электронные СМИ чрезвычайно развиты. Есть знаменитая www.fergana.ru Узбекистана, есть множество киргизских ресурсов. Пожалуй, такое же значение электронные ресурсы имеют только на Украине.

Создание такого рода площадок в качестве задач не стоит, потому что все влияние, которое мы хотим и можем оказать, - мы должны оказывать через существующие инструменты и институты. Я против кампанейщины, против создания каких-то узко прикладных ресурсов. Есть мощные усилия государства: достаточные или недостаточные – это другой вопрос. Нам надо, для начала, научиться соответствовать этим возможностям, этим ресурсам, - быть более внятными, более прозрачными, более содержательными.

- В России трудится множество граждан республик бывшего СССР. Каково Ваше отношение к миграционной политике России?

- Трудовая миграция является одним из приоритетов нашей миграционной политики. Чтобы защитить права трудовых мигрантов - нужно обеспечить их легализацию. Это ключевая задача. Например, из более чем 500 тысяч киргизских граждан в России имеют регистрацию только 70 тысяч, и только 5 тысяч имеют разрешение на работу.

Следовательно, мы никак не можем защитить права преобладающей части этих людей. К счастью, вокруг киргизских трудовых мигрантов нет крупных общественно значимых трудовых конфликтов, и это уже приятно. Не каждая сфера трудовых отношений обходится без конфликтов. Мы знаем, что есть существенные проблемы на строительном рынке Москвы и т.д. Россия нуждается в такого рода рабочих руках, Россия нуждается и в людях, имеющих высшее образование, ведь есть и интеллектуальная миграция. Мы нуждаемся в такой миграции, и надо думать, как ее сделать легальной!


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.