Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2025
Многополярный круг

Многополярный круг

Россия открыта к международному сотрудничеству в Арктической зоне
Иван Полетаев
10.04.2025
Многополярный круг

Итоги VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», прошедшего с участием российского президента, не дают покоя нашим противникам. В зарубежной прессе можно прочесть немало публикаций про надуманную российскую угрозу, исходящую из Арктической зоны.


Казалось бы, участие в форуме 1,3 тысячи представителей из 21 страны мира должно было охладить пыл воинственно настроенных противников России. Мы не против международного сотрудничества по освоению богатств на территориях Арктического шельфа, но не в ущерб своим интересам.

Интерес к Арктике подогрели заявления Дональда Трампа о стремлении присоединить Гренландию к США, причём сделать это любым путём, не исключая применение военной силы. Американский лидер и не скрывает, что в его интересах расширение доступа к шельфу с его полезными ископаемыми и освоение Северного морского пути.

Страны НАТО всё чаще рассматривают Арктику как плацдарм для будущего конфликта с Россией. Особенно поднаторели в раздувании антироссийской истерии новые члены Североатлантического союза Финляндия и Швеция, хотя никаких угроз от российского руководства не исходило. Россия намерена наращивать свой военный потенциал в регионе из-за усиления напряжённости. Как заявил Владимир Путин, «мы не допустим посягательств на суверенитет нашей страны и будем надёжно защищать свои национальные интересы».

Слова российского президента, сказанные им в Мурманске, истолковали как сигнал к активному противодействию. На телеэкранах западных стран замелькали кадры с главой нашего государства в военной форме, посетившего атомный подводный крейсер «Архангельск», с комментариями о том, что Путин готовит Западу неожиданный сюрприз. Спуск на воду многоцелевого атомного подводного крейсера «Пермь» с первым штатным носителем гиперзвуковой ракеты «Циркон» вызвал волнение натовских стратегов. Соседи России увидели в этом предупреждении угрозу Путина. Хотя российский президент изначально заявлял, что мы никому не угрожаем и готовы к мирному диалогу и совместному сотрудничеству по освоению арктических богатств. 

Ни для кого не секрет, что в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов золота, нефти, газа, хрома и марганца, платиновых металлов, коренных алмазов и других богатств. По оценкам Российской академии наук, стоимость минерального сырья арктических недр превышает $30 трлн, причем две трети из них приходится на энергетические ресурсы.  

Арктический форум как и раз и собирался для того, чтобы обсудить пути международного сотрудничества в труднодоступных территориях с суровым климатом, богатых ценными природными ресурсами.

Наши противники в накале антироссийских страстей стремятся помешать мирному диалогу по Арктике и всячески нагнетают обстановку. The Wall Street Journal поспешил оповестить мир о том, что в Швеции полным ходом ведётся подготовка элитной бригады спецназа (самого быстрорастущего в шведской армии подразделения) к противостоянию в Арктике. Союзники НАТО и не скрывают, что маневрах НАТО на севере Финляндии – часть плана по усилению присутствия в Арктике и сдерживанию России, которая якобы представляет для них «острую угрозу». Из Финляндии раздаются призывы «инвестировать в арктическую готовность» и подумать о ведении войны на Крайнем Севере с использованием передовых сухопутных войск НАТО. Их хотят разместить всего в 40 км от российской границы и в 230 км от Североморска, где расположена база Северного флота России.

Усилить военное присутствие в Арктике хотят канадцы. К битве за Арктику активно готовятся и США. По словам советника президента РФ по Арктике Антона Кобякова, США ускоренными темпами создают у себя на севере аэродромную инфраструктуру для самолётов, способных нести ядерное и высокоточное оружие.

Там уже работают система раннего обнаружения баллистических ракет и цепь станций управления разведывательными спутниками. В докладе американского разведсообщества Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community 2025 Крайний Север рассматривается как потенциально конфликтная зона с Россией. В документе отмечается, что Россия контролирует около половины всей арктической береговой линии и рассматривает регион как ключевой для своей безопасности и экономического развития, особенно в области добычи нефти и газа.

Полномасштабная война в Арктике не является неизбежной, но тучи сгущаются, и нельзя исключать возможность серьёзных столкновений. Как и в случае с Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями, споры в Арктике связаны скорее с демонстрацией силы, чем с тем, что хранится в её недрах.

Для развития международного сотрудничества ещё в 1999 году был создан Арктический совет, куда вошли заинтересованные страны – Россия, Канада, США, Дания с Гренландией и Фарерскими островами, Норвегия, Финляндия и Швеция. Но к сегодняшнему дню работа совета заморожена, а его участники вступили в острую конкуренцию. Свободный проход в Северном Ледовитом океане,

Северный морской путь, находится в пределах зон, контролируемых Россией. Это и не устраивает страны, которые пытаются сделать его международным. Нельзя забывать и об оборонном значении региона, которое в нынешних условиях только возросло. С учётом этого потенциальное присоединение Гренландии значительно увеличивает возможности США.

Развитие российских арктических регионов (всего их десять) долго сдерживалось из-за строгих экологических требований и из-за того, что их курировали различные министерства, нередко преследовавшие противоположные цели. Ситуация начала меняться в октябре 2020 года после Указа Президента РФ о стратегии развития региона, которая превратилась в программу, рассчитанную до 2035 года. 

На Арктическую зону приходится свыше четверти территории Российской Федерации. Здесь живут и работают почти два с половиной миллиона наших граждан. В Арктике формируется 7% ВВП России и около 11% экспорта. При этом открываются колоссальные перспективы для дальнейшего комплексного развития региона. 

Одно из важнейших направлений – это укрепление транспортного и логистического контура Арктики.

За последние десять лет, по словам Президента, грузопоток Севморпути – от пролива Карские Ворота до Берингова пролива за десять лет (с 2014 2024 год) вырос с четырёх миллионов тонн грузов до почти 38 миллионов тонн, что в пять раз больше рекорда советского времени. К 2030 году объём таких перевозок будет 70–100 миллионов тонн, хотя «наши планы и по объёмам, и по географии перевозок, по наращиванию арктического флота гораздо масштабнее». Северный морской путь в представлении главы государства должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным, экономически выгодным маршрутом. Он пройдёт от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.

Рост грузовой базы и, соответственно, международного транзита Трансарктического коридора будет обеспечен за счёт добычи и глубокой переработки арктических ресурсов за счёт сопряжения Трансарктического коридора с нашей внутренней железнодорожной сетью – от северо-запада до Дальнего Востока, БАМа и Транссиба.

Сама идея о строительстве Транссибирской магистрали через всю страну до Тихого океана, по утверждению Путина, служит для нас примером стратегического видения будущего, когда в расчёт принимаются не только текущие потребности и обстоятельства, но и интересы страны на столетия вперёд. Именно таким подходом и решено руководствоваться при развитии Трансарктического коридора. 

На арктическом форуме Владимир Путин обозначил одно из главных преимуществ России – самый большой ледокольный флот в мире. Его значение должно быть усилено ледоколами нового поколения, включая атомные, которые, кстати, на сегодняшний день есть только у нас. 

Причём, «стоимость ледокольной проводки судов и в целом стоимость перевозки грузов по Трансарктическому коридору должна быть конкурентоспособной, приемлемой для рынка».

Президент говорил на форуме о том, что в Арктике нужен свой торговый флот, включая грузовые и аварийно-спасательные суда, которые будут обеспечивать перевозки как по северным морям, так и по внутренним водным путям арктических регионов. Глава государства признал, что одних только отечественных судостроительных мощностей сейчас для этих целей недостаточно. Придётся приобретать и заказывать готовые суда, налаживать кооперацию с мировыми производителями и в целом выстраивать всю систему российского судостроения. При этом глава государства обратил внимание правительства на то, что вместе с тем необходимо поддержать наши судостроительные и судоремонтные предприятия, которые модернизируют и расширяют производство, выстраивают международные производственные цепочки, и поручил проработать вопрос о строительстве в России новых верфей, современных, сложных, высокотехнологичных производств.

Правительству в кратчайшие сроки предстоит определить планы по расширению мощности действующих морских портов в Арктике и строительству новых, а также по развитию прилегающей инфраструктуры, соединяющей морские гавани с железнодорожной сетью страны. В качестве ключевых логистических центров Трансарктического коридора будут создавать крупные мультимодальные хабы, в которых смогут не только формироваться караваны судов, обрабатываться российские и зарубежные грузы, но и появятся индустриальные площадки для выпуска промышленной продукции. Интерес к такому огромному мега-проекту и в целом к развитию транспортной инфраструктуры Арктики проявляют наши партнёры из Белоруссии и Китая, Объединённых Арабских Эмиратов и других стран.

Президент пригласил к совместной работе международных логистических операторов, которые могли бы выгодно вложиться в создание компаний, которые займутся перевозкой контейнеров, угля, сыпучих и других грузов через Арктику, не только капиталом, технологиями, но и частью флота своих торговых судов.

Ещё более амбициозные планы содержит проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа, который будет реализовываться по аналогии с Восточным полигоном, включающим БАМ и Транссиб. Северная железная дорога свяжет регионы Сибири, Урала, а северо-запад России получат прямой выход на север, к арктическим портам, что позволит разгрузить Транссиб и эффективно использовать морские перевозки. Новые точки выхода в Арктику появятся у коридора «Север – Юг», который связывает нас с государствами Центральной Азии и Персидского залива. А развитие внутренних водных путей Арктики, в том числе и наших великих рек Лена, Енисей, Обь позволит укрепить систему «северного завоза», чтобы надёжно обеспечивать жителей продовольствием и другими товарами.

Воплощение в жизнь этих и других инициатив, заявленных Президентом Путиным, предполагает объединение ресурсов государства, регионов, бизнеса и банков, возможностей внутреннего фондового рынка. Сопровождением транспортных, логистических, инфраструктурных проектов в Арктике, а также проектов городского развития в регионе может заняться специальный проектный офис на базе ведущего института развития «ВЭБа», который и станет той структурой, куда потенциальный инвестор сможет обратиться напрямую и получить необходимую поддержку.

На освоение Арктики уйдут десятилетия, но нельзя, как сказал Путин, откладывать это стратегически важное дело на потом – нужно запускать и реализовывать стратегические решения как можно быстрее.

Выступая на совещании по вопросам развития Арктической зоны и Арктического транспортного коридора, Президент обратил внимания на то, что модель развития Севморпути до сих пор не принята, хотя с правительством этот вопрос обсуждался. На повестке дня остаётся задача – обеспечить его грузопотоки инфраструктурой и флотом. Правительству предстоит до 1 августа текущего года утвердить финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора с участием «Росатома», «ВЭБа», профильной комиссии Госсовета. А когда конкретный план действий будет свёрстан, появятся и иностранные партнёры. Арктический мега-проект, как сказал Президент, гарантирует им вложения на длительную перспективу и с хорошей отдачей. 

На совместном заседании комиссий Госсовета в Мурманске, приуроченном к международному форуму, губернаторы арктических регионов выступили за формирование единого национального проекта «Арктика и Северный морской путь», который собрал бы воедино все программы по развитию северных территорий. 

В таком национальном проекте можно было бы объединить сферы, связанные с судоходством в Арктической зоне российской Федерации, с развитием минерально-сырьевых центров, обеспечивающих грузовую базу Севморпути. Сюда же должны войти задачи по развитию обеспечивающей инфраструктуры (в том числе трубопроводный газ), создание новых производств по переработке сырья, а также логистических цепочек, способствующих быстрой доставке больших объёмов грузов к арктическим портам.

Ключевым направлением нового нацпроекта должно стать развитие коммерческого, вспомогательного и ледокольного флотов, портовой инфраструктуры, формирование арктической спутниковой группировки для повышения скорости и безопасности судоходства в северных регионах. Помимо всего этого в нацпроект включат и мастер-планы по созданию опорных городов. Отдельной строкой пропишут кадровое обеспечение науки, применение эффективных и экологичных технологий и решения в сфере обороноспособности российской Арктики с учётом возможных действий недружественных государств.

Чтобы придать новый импульс развитию Арктической зоны России, потребуется актуализировать стратегические документы, создать привлекательные условия для инвесторов. Северный морской путь может стать стержнем, вокруг которого будет строиться политика РФ в Арктическом регионе.

У Арктики, как считает заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин, должен быть свой бюджет, который распределялся бы целенаправленно внутри арктических программ. А сам арктический проект должен быть рассчитан минимум до 2050 года. В случае одобрения этой идеи на высшем уровне проекты развития минерально-сырьевых центров, портовой, научной и социальной инфраструктуры, Севморпути будут «сшиты» в единый комплексный блок. 

Перевод арктического трека в формат нацпроекта – не только вопрос бюджетной централизации. В нём должны быть увязаны логистика, ресурсы, кадры и строительство жилья. Всё это создаст комплексный масштабный эффект, который не только привлечёт инвесторов, но и повысит управляемость ранее принятых программ. 

Однако успех будет зависеть не от формата как такового, а от качества исполнения всего, что задумано, и от того, насколько регионы смогут применить федеральные инструменты развития к реальной арктической среде.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Экзегет
12.04.2025 17:19
1. Пророчество Ивана Ефремова.
Был на свете русский учёный, писатель Иван Ефремов, книги которого рождали целые волны – одни выливались в экспедиции геологов и палеонтологов, другие вдохновляли читателей массово поступать в авиаторы и космонавты. Обладатель необычно глубокого ума и фотографической зрительной памяти, он стал автором многих научных предсказаний, часть из которых триумфально подтвердилась, часть – ещё ждёт своего понимания.
В 1969-1971 годах Ефремов делился в письмах с читателями и друзьями своим мрачными предчувствиями:
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения… Я называю это "взрывом безнравственности", и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны.
Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории…
И ровно спустя 20 лет величайшая катастрофа произошла – рухнул СССР, разложившись сначала морально, потом политически. Закончилась ли она тем падением? Ведь всё огромное и падает долго. С тех пор прошло ещё 30 лет. И глядя на нашу окружающую реальность, может закрасться мысль, что падать нам ещё есть куда. Если не уцепиться за какой-то спасательный уступ. Как можно скорее.
Экзегет
12.04.2025 17:17
2. Иногда в запале чьего-то патриотизма приходится слышать, что мы, русские, – богоизбранные. Для чего избранные, любоваться собой и учить остальных жизни? Гордо звучит. А есть ли чем любоваться? Есть ли чему учить?
Может быть, не "богоизбранные", а богопризванные. К добру, подвигу, чистоте, святости. Но если Бог и правда не обделил нас вниманием, а наоборот – уделил нам особое, то тут не радоваться скорее, а бояться надо. Ведь тем хуже будет для нас, если не услышим и не ответим на этот призыв. Богоизбранность в одночасье обернётся богооставленностью – потом никто и не вспомнит о нас, погребённых под бурьяном истории.
( источник "Царьград")
Экзегет
11.04.2025 19:07
Пришла печальная новость – закрыта всеми любимая телепередача «В мире животных». Она выходила в эфир более 50-лет! Со славных советских времен. Была эталоном научности, вкуса и гуманизма. На ней воспитывались миллионы советских и российских людей, и главное, подростков и детей.
Её незабываемые ведущие – великие природоведы Николай Дроздов и Василий Песков сотворили невероятное – мир людей понял, что нельзя жить без мира животных! Кто закрыл нашу любимую советскую и российскую телепрограмму? Оказывается, закрыл передачу «В мире животных» гендиректор «Первого» К. Эрнст, якобы из-за того, что она – «не формат». Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/04/11/prowai_nash_dorogoi_mir_zhivotnyh

ус
10.04.2025 15:02
к содрудничеству готовы,но лебезить перед фаш подонками не будем.Так наверное лучше

Эксклюзив
29.04.2025
Алексей Тимофеев
Книга Е.А. Бондаревой о короле Югославии Александре переведена и издана в Сербии
К Дню Победы (1941-1945)
30.04.2025
Андрей Селиверстов
Этот генерал армии предпочитал всегда находиться в тени
Фоторепортаж
29.04.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы проходит выставка «Встреча на Эльбе»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.