Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 декабря 2024
Марс: «миссия невыполнима»…

Марс: «миссия невыполнима»…

Катастрофа с запуском космического межпланетного аппарата «Фобос-грунт» заставляет задуматься: а случайны ли просчеты?
Сергей Михайлов
18.11.2011
Марс: «миссия невыполнима»…

«Фобос-грунт» мог дать старт грандиозной общенациональной и даже общечеловеческой программе пилотируемого полета на Красную планету, но обернулся катастрофой, похоронившей самые смелые мечты. Именно катастрофой.

Наша страна была первой не только в пилотируемой космонавтике, но и в активной эксплуатации беспилотных аппаратов. Кстати, спор специалистов на тему, что сложнее и что важнее, продолжается. Очень многие еще сорок лет назад доказывали, что пилотируемую космонавтику надо развивать дозированно, делая упор на автоматические аппараты различного назначения. Сторонники этой идеи доказывают, что, если бы СССР не распылял средства, то у нас раньше, чем в США, появилась бы массовая мобильная телефония с использованием космического сегмента. Мы бы раньше и эффективнее США начали исследование Луны, Марса, Венеры, других планет.

Действительно, что сложнее: посадить на Луну и вернуть обратно пилотируемый модуль или автоматический аппарат? Могла ли технически отсталая страна запустить на спутник Земли несколько луноходов и дистанционно управлять ими в течение многих недель? А ведь мы это делали - и безо всякой технически-вычислительной помощи со стороны Соединенных Штатов. Сами, оказывается, умели считать и рассчитывать сложнейшие алгоритмы управления и траектории полетов. К сожалению, те профессионалы, которые могли это делать, состарились. Никто их не лелеял, не обеспечивал всем необходимым… Власть имущим еще во времена «поздней перестройки» они стали неинтересны, а в нищие девяностые годы эти люди были олицетворением, как тогда говорили, «совкового подхода к инновациям и бизнесу нового формата». Кто-то даже откровенно высказывался: чем скорее эти «красные мастодонты» уйдут, тем скорее произойдет полное обновление, и помчатся российская наука, техника, технология и, соответственно, вся экономика вслед за цивилизованным миром семимильными шагами с постоянным ускорением. Мало что изменилось и в «тучные нефтеносные» времена.

Впрочем, изменилось. Появились деньги, и началось их накопление.

Новые топ-менеджеры космической индустрии рассудили: будут миллиарды – решим все проблемы. Миллиарды откладывались в кубышку годами, а живые носители старой советской школы тем временем старели, уходили на пенсию, и, увы, из жизни тоже.

Наконец, кубышка была распечатана. В индустрию хлынули те самые миллиарды. Освоение их пошло очень динамично и в духе времени. Покупались новые мощные компьютеры и новейшие вычислительные программы - за рубежом, естественно. Молодым разработчикам, легко разбирающимся в «компах» и «софтах», повышали и повышали зарплаты. От них лишь требовали отдачи: здесь и сейчас. И они давали «на-гора» то, что выдавал им компьютер, которому сегодня приказано верить безгранично. Проверить правильность вычислений при помощи математических формул и таблицы умножения на бумаге, скорее всего, никто и не думал. Это же архаично. Вот и получалось, что итогом таких расчетов были перезаправленные или недозаправленные баки с горючим и другие ошибки ценой в миллиарды рублей.

Потом кто-то из деловых людей, работающих в космической промышленности, прикинул: а зачем покупать за рубежом все лицензионное и сертифицированное? Можно взять за центы какие-то важные микросхемы, но оформить их по цене в тысячи долларов – сколько они, качественно изготовленные, стоят на самом деле. Так же можно поступить и с программным обеспечением. Сложная лицензионная программа может стоить миллионы, а «левая» - сотни долларов. Это, конечно, версии, но в отчетах о расследовании участившихся аварий при запусках мелькали сообщения о том, что сбой какой-то программы происходил именно из-за дешевых - по сути, «левых» деталей.

На выполнение определенного важного этапа работы в проектировании сложного космического аппарата объявляется обязательный тендер. Побеждает фирма, гарантирующая экономию средств. За счет чего эта экономия будет достигнута? Никого не интересует. Формально все соблюдено, конкурс состоялся, экономия есть. А последующая неудача, оцениваемая в миллиарды – она же застрахована. Все свое дело сделали, все в шоколаде.

В России одним за другим грохнулись: спутник «Глонасс-М», огромный спутник связи «Экспресс-АМ4», и грузовой корабль, летевший к МКС - «Прогресс М-12М». И вот - «Фобос-грунт». Прямые финансовые потери превысили 20 миллиардов рублей. Покроет их бюджет. Разве это справедливо? Да и не в потерянных деньгах трагедия.

Проект «Фобос-грунт» начали готовить еще в девяностые годы. Это была сложнейшая научно-технологическая программа. И реализовать ее могла только Россия.

Были проведены сложнейшие расчеты, созданы уникальные космические аппараты. Российский аппарат, несший множество зарубежных включений, должен был долететь до Марса, выйти на орбиту загадочного спутника Красной планеты – Фобос. Затем - совершить посадку на спутник, взять пробу грунта и взлететь с далекого сателлита далекой планеты. А потом – вернуться на Землю.

Проект «Фобос-грунт» стал международным. Более того, начала формироваться та сакральная идея, которая должна была обеспечить рывок нашей страны по всем направлениям: в науке, промышленности, технологиях, экономике. Неслучайно еще до старта «Фобос-грунта» в Москве успешно завершился медико-биологический эксперимент с «полетом к Марсу» международного экипажа. Если бы наша миссия к Фобосу стартовала успешно, то уже в следующем году можно было начинать подготовку к пилотируемому полету на одну из самых загадочных планет Солнечной системы. Не сложилось. И что? Обойдемся милой улыбкой нынешнего главы Роскосмоса? Кто не работает – тот не ошибается. А кто у нас сегодня работает?

В СССР тоже случались космические ЧП. Но тогда сразу же создавались межведомственные комиссии, которые, как правило, достаточно быстро устанавливали причину сбоя. И, главное, делалось все, чтобы подобной ошибки больше не повторилось. Кроме того, на всех предприятиях космической отрасли действовала жесточайшая военная приемка. Качество изделий, которые устанавливались на космические аппараты, было высочайшим.

Сейчас после очередной аварии также создаются комиссии. Но насколько профессионально они работают?

Думается, если бы делались соответствующие выводы и виновные действительно несли наказание, то вряд ли случились бы одно за другим четыре космических происшествия.

Причем все - на стадии пуска и вывода аппаратов на рабочие орбиты или траектории полета. А что касается военпредов, то стараниями нынешнего топ-менеджера минобороны роль их сводится к минимуму. Да и кто сейчас работает на этих ответственных должностях? Зачастую отнюдь не специалисты высочайшего уровня, как было еще недавно, а те, кого на эту должность назначили. Министр обороны почему-то решил, что военная приемка — это что-то вроде обычной воинской части, где офицеры в обязательном порядке должны регулярно заменяться. Сегодня ты оцениваешь качество сборки ракетных двигателей, завтра тебя отправят служить на завод, где собирают радиостанции, а послезавтра - туда, где выпускают патроны. И попробуй от такой ротации откажись. В космической отрасли, как и во всей промышленности высоких технологий, разорвалась преемственность поколений, потеряны многие позиции в уникальной школе отечественной космонавтики. Как следствие — падение профессионализма.

Впрочем, кто-то всерьез уверен, что здесь все нормально. Это раньше приходилось думать собственными мозгами. А сейчас «думает» компьютер. Задача специалиста — уметь выбирать нужные программы и, в общем-то, все. Основную работу сделает ЭВМ. А кто сказал, что компьютеры не ошибаются, причем умышленно? Если говорить о левых программах, то здесь все ясно. Качественно они работать не могут по определению. Но ведь может выдать заведомо неверный результат и совершенно легальный «софт». Напомню: «Сухой СуперДжет-100» проектировался по цифровым технологиям с использованием самых продвинутых американских программ. А Ту-334 рассчитывался чуть ли не при помощи логарифмической линейки и рисовался на ватманах. Но цифровой «Супер» летает очень проблемно. Многие специалисты-авиастроители считают, что сам конструкторский расчет самолета неверен, и полноценным пассажирским судном с заявлявшимися характеристиками этот самолет уже не станет. А логарифмическо-ватманный Ту-334 полностью отвечает заявленным ТТХ, прошел все государственные испытания и давно готов летать. Но он не отвечает «цифровым понятиям» современности, поэтому в серию его приказано не пускать.

Но почему «СуперДжет» не состоялся? Фирма «Сухой» очень щепетильна, там изначально были использованы только лицензионные программы, которые выбирались по рекомендации фирмы «Боинг». Заплатили за них немалые деньги.

И почему нельзя предположить, что заокеанские самолетостроители, чтобы не пускать лишнего конкурента на рынок, порекомендовали такую программу, которая и не позволила спроектировать нормальный самолет?

Проблема в том, что проверить это практически невозможно. Зато в истории военно-технического противостояния США и СССР случались эпизоды, когда под видом совершенно секретного и чрезвычайно важного материала противникам умышленно передавались технологии, ведущие в тупик.

Те, кто работают в авиа- и ракетостроении уже физически не могут обходиться без зарубежной компьютерной техники и американских «софтов». Почему нельзя исключить, что ошибки в расчетах вовсе не случайны и появляются как результат особенностей заокеанской программы.

Речь не о том, чтобы возвращаться к «временам лучины и прялки» - о нашем отношении к умам, которые сегодня именуют «мозгами». И которые не заменить ни одним сверхскоростным компьютером. Россия пока занимает ведущее место на рынке пусковых услуг. Мы давно стали главными «космическими извозчиками». Однако в США сейчас ускоренно создают свою собственную ракету-носитель нового поколения. И, скорее всего, она станет главным «извозчиком» пилотируемых и непилотируемых космических аппаратов. К этому времени рынок должен быть зачищен. И он будет зачищен. Кому захочется пользоваться услугами совсем ненадежного «извозчика», рабочие лошади которого спотыкаются в самый ответственный момент?

Если же уйти от конспирологических версий и вернуться к сегодняшнему дню НПО имени С.А. Лавочкина и к «Фобос-грунту», то уверен: провал этого амбициозного и дорогостоящего проекта был просто неминуем.

Об этом еще в начале марта написал открытое письмо председателю ВПК, заместителю главы правительства Сергею Иванову ветеран НПО инженер Николай Морозов. Он рассказал, как бездарно осуществляется сейчас руководство когда-то легендарной «Лавкой». Какими методами проектируются космические аппараты. Как «пилятся» государственные миллиарды. Упор он сделал как раз на разработку новых антенн и систем управления ими. Значит, ничего удивительного, что антенны посланца к спутнику Марса повернулись не в ту сторону. Удивительно было бы, если бы аппарат лег на намеченный курс.

Как известно, никакой реакции со стороны Сергея Борисовича Иванова, курирующего именно космическую отрасль, не последовало ни в марте, ни сейчас. Может, это случится в году наступающем, когда, как сегодня сообщают, предположительно 12 января «Фобос-грунт» упадет на Землю? Впрочем, если считать действенным «разбором полетов» простое снятие с должности одного-двух руководителей различного ранга, то лучше его вообще не затевать.

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.