Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 декабря 2024
Кто будет жить в России в 2015 году

Кто будет жить в России в 2015 году

Ольга Добромыслова
17.12.2004

Чтобы не оказаться на грани вымирания, Россия должна стимулировать переезд иммигрантов из русскоговорящих стран бывшего СССР, считает глава Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров.

- Сегодня много говорят о депопуляции - абсолютной убыли населения. Обратима ли она? Или уже есть основания квалифицировать депопуляцию как смертельную опасность для России?

- В 1992 году в России было зарегистрировано смертей больше, чем рождений. На протяжении последующих 8 лет ситуация усугублялась. И вот уже четвертый год мы наблюдаем медленный, но неуклонный рост рождений. 2004-й подарил России около 1,5 миллиона детей и забрал 2,3 миллиона жизней. Кстати, по последнему показателю мы далеко позади всех развитых стран. Причины - печальное зеркало российского бытия: в прошлом году зарегистрировано 52 тысячи самоубийств, 42 тысячи убийств, 43 тысячи человек погибли от травм, полученных в катастрофах на транспорте, 41 тысяча смертей - в результате отравления некачественным алкоголем, а всего - 328 тысяч смертей от несчастных случаев, отравлений и травм. Очень высоко число смертей от сердечно-сосудистых заболеваний - более 1,3 миллиона. Мужчины в трудоспособном возрасте умирают в 4 раза чаще, чем женщины. Если бы в России смертность трудоспособного населения была на том же уровне, что и на Западе, мы сохраняли бы до 500 тысяч (!) человек в год.

Россия сегодня принадлежит к числу стран с самой низкой рождаемостью: 1,3 ребенка на женщину. Рождаемость снижается уже несколько десятилетий. Но снижение происходит волнообразно: за падением обязательно следует небольшой рост. На рост работает наше демографическое прошлое. Предыдущий всплеск рождаемости был в 1983-1987 годах. А ему, в свою очередь, предшествовала высокая рождаемость 50-х годов прошлого века. Пики и спады рождаемости повторяются примерно через каждые 25 лет. И это понятно: количество детей зависит от количества молодых матерей.

- Если следовать вашей логике, то рождаемость будет расти просто потому, что расти ей пора.

- Именно так. В этом смысле сегодняшней России повезло. В последние годы молодых семей прибавилось, да и отложенное ранее рождение второго ребенка кое-кто реализовал. Хотя часто отложенное превращается в неосуществленное. Сейчас и рождение первого ребенка стали откладывать, что раньше было редкостью. У нас стало заметно меньше мам до двадцати лет. В среднем по России рожают в 22-24 года. А в Москве - в 25-27, почти как на Западе. Оно и понятно: сначала молодые люди хотят выучиться, встать на ноги, подготовиться к рождению детей, а потом и детей заводить. На помощь старшего поколения, как раньше, уже надеяться не приходится. Да и от государства существенной помощи не ждут.

- Рожать-то рожают, но при теперешней дороговизне всего и вся, при теперешней "доступности" качественных медицинских услуг "по карману" ли среднестатистической российской семье хотя бы один ребенок?

- Давайте посмотрим. Средняя зарплата по России на октябрь этого года 7100 рублей. Средний по России прожиточный минимум ребенка - 2336 рублей, взрослого - 2629 рублей (в Москве он превышает 3,5 тысячи). И вот человек родился. Единовременное пособие 4,5 тысячи (в Москве и некоторых других городах есть городские доплаты к федеральным пособиям) потрачено на коляску, кроватку, ванночку и прочие предметы ухода за ребенком. А дальше как? Сложите три прожиточных минимума (папа+мама+ребенок), сравните результат с зарплатой нашего среднестатистического главы семьи (предположительно единственного ее кормильца на ближайшие пару лет) - и вы поймете, что с рождением ребенка такая семья оказывается у черты бедности или за чертой.

Правда, мама в первые полтора года жизни малыша будет получать от государства по 500 рублей в месяц. В середине 90-х размер этого пособия составлял около 20 % от средней заработной платы, сейчас - 7 %. Так что погоды и эти деньги, сами понимаете, не делают. Более того, анализ сумм, предназначенных к выплате по уходу за ребенком до полутора лет, говорит о том, что полностью пользуются этим "оплачиваемым" отпуском далеко не все россиянки из числа тех, кто имеет на него право (включенных в систему социального страхования). Не каждая женщина может себе позволить таким образом "сидеть на шее у государства". Не всякая семья решится вторично поставить себя на грань выживания. А кто-то, насмотревшись на друзей и соседей, и на первого ребенка не решится. Основной фактор бедности сегодня в нашей стране - дети. Среди бездетных молодых семей бедных практически нет, среди однодетных - немало, среди двух-трехдетных - больше половины. В большинстве случаев, появляясь на свет, дети делают семьи, в которых родились, бедными. Сегодня более 18 из 30 миллионов детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, и на них семьи получают пособие... аж 70 рублей в месяц.

- Очевидно, единовременные пособия увеличат. Но ведь что-то нужно делать, чтобы семья не оказывалась постоянной заложницей неразворотливости и равнодушия властей.

- Да, есть информация, что со следующего года единовременное пособие при рождении ребенка будет составлять уже 6000 рублей. Очевидно, это будет преподнесено как существенный шаг в поддержку семьи. На самом же деле это всего лишь компенсация инфляции - за три года (с 2002-го) размер пособия ни разу не индексировался. Как и ежемесячное пособие, как и пособие по уходу за ребенком. Увеличение оплаты отпуска по уходу за ребенком в проекте бюджета Фонда социального страхования на 2005 год не предусмотрено. А ежемесячные пособия и вовсе в федеральном бюджете не значатся. Теперь, как и в 90-е годы, они будут выплачиваться за счет средств регионов. Кто-то повысит, а кто-то и 70 целковых не осилит без помощи центра. Пособия на детей у нас как-то незаметно превратились из социальных гарантий в льготы. А с льготами государство повело решительную борьбу путем их "монетизации".

Я считаю: поможет семье "не быть в заложниках", как вы сказали, принятие федерального закона о минимальных социальных стандартах и, в его развитие, закона о государственных гарантиях поддержки семей с детьми. Был Закон 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Но большая часть расходов (на ежемесячные пособия) должна была финансироваться из региональных бюджетов, а деньги на детей нашли, увы, далеко не все. Стали расти долги по детским пособиям, пока не превысили 30 миллиардов рублей. Так что пришлось проблему решать все-таки за счет федерального бюджета. Но ведь в следующем году мы опять переходим на выплату пособий за счет регионов... А время-то не ждет: через несколько лет начнет сокращаться численность трудоспособного населения. Иждивенческая нагрузка на работающих возрастет. Рост ВВП и реальных доходов замедлится, нагрузка на пенсионный фонд увеличится. Угроза для экономики страны.

- В какой мере убыль населения компенсируется иммигрантами?

- В середине 90-х поток иммигрантов покрывал ее в значительной мере. Потом пошел на убыль. В 1998 году иммигранты компенсировали убыль населения на 40 %, в 2000-м - на 20 %, в 2002-м - на 10%, в 2004 году, скорее всего, эта цифра составит менее 5 %.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть миграционная политика России?

- Приток мигрантов будет благом для России. Мы хотели бы преимущественно молодых, здоровых, образованных, приехавших работать, а не пополнять этнические преступные группировки. Сейчас, увы, дело обстоит совсем иначе. Поэтому нужно финансировать программы стимулирования переезда в Россию русскоязычного населения из бывших республик СССР, расширять обучение в российских вузах молодежи, еще не забывшей русский язык. Нужно научиться регулировать трудовую миграцию, сделать выгодной ее легализацию, создать систему учета мигрантов.

- Что еще можно и нужно предпринять, чтоб преодолеть демографический кризис?

- Не стоит считать ситуацию безвыходной, как и не стоит уповать на чудо. Нужно, чтобы заработная плата позволяла иметь более чем одного ребенка. Я уже говорил, нужен федеральный закон о социальных гарантиях поддержки семей с детьми. Не запреты и даже не стимулы, а гарантии стабильной и предсказуемой жизни - вот что главное в социальной политике. Эти гарантии должны включать налоговые льготы, пособия, отпуска, жилищные кредиты, дошкольные учреждения, охрану здоровья детей, летний отдых и т.д. Какие гарантии должен обеспечивать федеральный уровень, какие - регионы? Вопрос. Давайте искать ответ на него.

Нужна демографическая экспертиза всех принимаемых решений: важно видеть их демографические последствия, в том числе отдаленные. Нужно повысить уровень демографической грамотности органов управления. Демография - это стратегический взгляд на развитие страны. Хватит под ноги смотреть. Наконец, нужно пропагандировать ценности семьи и здоровья и стимулировать их. Быть родителем - должно быть престижно, быть здоровым - выгодно.

- Валерий Владимирович, наш разговор мы начали с того, что Россия у опасной черты. Коснулись того, как удержаться, не шагнуть за нее. Так кто же, по-вашему, будет населять нашу страну к 2015 году?

- Через 10 лет в России будет не 143,5 миллиона человек, как сейчас, а на 6-8 миллионов меньше. Свое 16-летие в 2015 году отметит поколение 1999 года - самое маленькое в нашей современной истории. В брак будут активно вступать родившиеся уже не в СССР, а в новой России - поколение начала 90-х, а их было меньше, чем тех, кто родился в 80-х. Так что свадеб будет меньше, чем сейчас. Пенсионного возраста достигнут мужчины 1955 года рождения и женщины 1960 года - их будет более 2 миллионов. Впрочем, думаю, к этому времени уже возраст выхода на пенсию будет иным. Это неизбежно. Несмотря на долгожданное удвоение ВВП, достижение которого будет с 2010 года отодвинуто примерно на 2015 год. Это тоже неизбежно.

Если хоть часть из того, о чем было сказано выше, будет реализована, то Россия станет страной более пригодной для рождения детей и полноценной жизни, чем сегодня.

Вторые дети будут рождаться чаще, чем сейчас. Детей, родившихся вне брака, абортов, разводов и бедных семей с детьми будет меньше, чем ныне. Продолжительность жизни мужчин повысится до 63-64 лет, а женщин - превысит 75. Увеличится доля тех, кто родился не в России, но переехал в Россию жить и работать. Ксенофобии (ненависти к чужакам) станет меньше, а толерантности (уважения к людям иной внешности и культуры) больше...

Подождем 10 лет.

Александр Чуев, зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций

- Александр Викторович, считаете ли вы, что убыль российского населения достигла таких темпов, что может стать необратимой?

- Проблема действительно становится близкой к катастрофе: население России ежегодно уменьшается более чем на миллион человек. Прежде всего мы теряем население на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, в Центрально-Черноземном районе и на Северо-Западе, то есть в регионах, где большинство населения - русские.

- Какие меры могли бы сегодня изменить ситуацию к лучшему?

- Я считаю, пособие на первого ребенка должно быть не менее 5 тысяч рублей, на второго - 15 тысяч, на третьего - 30 тысяч. Тогда женщины начнут рожать. Но только единовременное пособие проблемы не решит. Необходимо действительно оплачивать матерям отпуск по уходу за ребенком до полутора лет - в размере, близком к прожиточному минимуму. И следующий за этим отпуск тоже должен оплачиваться - хотя бы на уровне минимальной заработной платы. Особенно это касается многодетных семей. Многодетным семьям необходимо вернуть льготы - касающиеся жилья, проезда, медицинского обслуживания.

Если говорить о жилье, так у нас нет государственной политики в области жилья. У нас есть государственная политика, которая сводится к созданию рынка жилья. Но семья и рынок - вещи абсолютно несовместимые. Я считаю, молодым семьям необходимо выдавать специальные кредиты, которые те возвращали бы государству рождением ребенка.

Важно, чтобы государство обратило внимание на семью и начало формировать демографическую политику. Необходимо создать министерство или федеральную службу, которая занималась бы демографией. Должна появиться президентская программа сохранения и сбережения народа. У нас вымирают районы Сибири и Дальнего Востока. Мы можем потерять территории.

- Как не допустить этого?

- Необходимо говорить о государственной программе заселения этих земель. Нужно широко открыть двери для тех жителей бывших союзных республик, кто хочет вернуться на свою историческую родину. Но важно помогать переехать туда и российским семьям, которым сейчас трудно. Дать им возможность начать новую жизнь: бесплатно предоставлять землю, выделять деньги на строительство жилья. Нужен закон о репатриации, чтобы разделить репатриантов и иммигрантов. Миграцию необходимо тормозить, ужесточать условия въезда представителей других государств, наций, народностей. Выходцам же из России необходимо предоставлять режим наибольшего благоприятствования. Это должно стать государственной политикой. Я подготовил пакет законов и надеюсь их вынести на обсуждение в весеннюю сессию.

- Но ведь реализация предлагаемых вами законов потребует немалых средств. Вы уверены, что они найдутся?

- Я не говорю об увеличении бюджетных расходов. Для детских пособий, к примеру, можно взять средства из Стабилизационного фонда. А вообще, конечно, важно осознавать: семейную политику рассматривать в отрыве от политики в целом нельзя. Все, о чем я говорю, не изменив политики в целом, сделать трудно.

- Так кто же, по-вашему, будет жить в России в 2015 году?

- Если все пустить на самотек, то к 2015 году население страны уменьшится до 125-127 миллионов человек. Если будет принят предложенный мной пакет законов, то в ближайшие три-четыре года уменьшение численности населения остановится и начнется ее рост. Надеюсь, рождаемость увеличится на 500-700 тысяч человек в год.



Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.