Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Евросоюз на пути к «супергосударству»

Евросоюз на пути к «супергосударству»

Вацлав Клаус сдался, Лиссабонский договор разблокирован. Что дальше?
Федор Климкин, Брюссель
02.11.2009
Евросоюз на пути к «супергосударству»

Теперь в ЕС самый главный вопрос – кадровый. Пожалуй, именно такой настрой ныне преобладает у глав государств и правительств Евросоюза, которые провели свой очередной саммит в конце минувшей недели в Брюсселе.

Наиболее важным решением саммита стало согласие ЕС на требования президента Чехии Вацлава Клауса (на фото), обставившего рядом условий свое подписание соглашения.

Напомню, что после того как граждане Ирландии ровно месяц назад 2 октября в ходе повторного референдума высказались за Лиссабонский договор, единственным препятствием для его вступления в силу стала именно позиция чешского лидера, известного своим евроскептицизмом. В. Клауса волнует то же самое, что и многих европейцев: превращение «Европы государств» в «государство Европа» или, как некоторые говорят, в «супергосударство ЕС» с единым «командным центром» в Брюсселе. Однако конкретной зацепкой, позволявшей свободолюбивому чеху до сих пор не ставить свою подпись под договором - который ранее уже одобрили депутаты обеих палат чешского парламента - стало обращение группы сенаторов из числа единомышленников В. Клауса в конституционный суд страны. Они попросили суд разобраться, нарушает ли Лиссабонский договор конституцию Чешской Республики, а именно: не создает ли документ предпосылок для создания европейского сверхгосударства, что явилось бы противоречием основному закону Чехии. Вердикт судей ожидается 3 ноября.

Не дожидаясь этого решения, Брюссель сразу после оглашения результатов ирландского переголосования начал оказывать нешуточное давление на Чехию, а параллельно запустил массированную кампанию по изоляции и очернению В. Клауса в общественном сознании европейцев.

Не обошлось и без угроз: глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу фактически пригрозил, что, если чешский президент будет затягивать подписание Лиссабонского договора и создавать «искусственные барьеры» на пути реформы Евросоюза, то страна может остаться без своего представителя в Еврокомиссии. Тем временем, основная масса европейской прессы рисовала портрет Вацлава Клауса как зловредного ретрограда, главного «отщепенца» Европы, да и вообще, законченного еретика, «забаррикадировавшегося» в пражской крепости и держащего всю прогрессивную Европу «в заложниках». «Все взоры теперь устремились в сторону чешского президента, который бросает вызов Европе», - писали европейские СМИ, не удосужившись, вместе с тем, объяснить читателям, почему именно чешский лидер последовательно выступает против Лиссабонского договора. Это и понятно: зачем рядовому жителю Старого Света знать, например, что президент Чехии не против европейской интеграции вообще, а против той ее модели, которая вытекает из Лиссабонского договора и наносит ущерб такому сближению государств единой Европы, которое бы «сохраняло национальный суверенитет и самобытность государств-членов ЕС». Эту официальную позицию чешского президента, разумеется, особо никто из европейских СМИ тиражировать не собирался.

Зато некоторые западные издания пытались истолковать поведение несговорчивого чеха якобы наличием у него зависти к своему соотечественнику и тезке – Вацлаву Гавелу. Дескать, В. Клаус спит и видит, когда же он станет исторической фигурой такого же масштаба, как и архитектор «бархатной революции» в Чехословакии - поэтому и пытается таким образом вписать свое имя в скрижали чешской национальной истории. Завершая демонический образ хозяина Пражского града, особо правдолюбивые журналисты, конечно же, не могли не упомянуть о его «дружеских связях с окружением Владимира Путина» - что само по себе, видимо, является чем-то недостойным и преступным в глазах западной прессы. «Агент Кремля», короче…

Трудно сказать, что сыграло решающую роль: уговоры вперемешку с угрозами со стороны Брюсселя, чисто человеческое желание Клауса, чтобы от него наконец-то отстали, или опасения Клауса-политика, что недовольные его позицией депутаты чешского парламента потребуют импичмента. Однако в итоге категоричный отказ подписывать Лиссабонский договор сменился на согласие его подписать при определенных условиях. Главное из них – гарантии Евросоюза сохранения так называемых «Декретов Бенеша», на основании которых в послевоенные 1945-46 годы в Чехословакии были лишены собственности и выселены порядка 3 миллиона судетских немцев. Смысл этого требования в том, чтобы «изгнанные» и их потомки, проживающие в Германии, не смогли требовать от Чехии возврата конфискованного имущества и недвижимости. В итоге Евросоюз на эти условия чешского президента согласился.

Брюссель ли «дожал» Клауса? Или Клаус «прогнул» Брюссель? Мнения обозревателей на сей счет диаметрально расходятся, однако в данном случае все оценки по поводу «кто кого» – дело персонального вкуса.

Точно одно: дорога к завершению процесса ратификации Лиссабонского договора отныне открыта. Конечно, осталось еще дождаться завтрашнего решения конституционного суда в Чехии, однако мало кто в Европе сейчас сомневается в том, что оно будет благоприятным по отношению к договору. Поэтому стоит со всей серьезностью отнестись к словам французского президента Н. Саркози, утверждающего, что соглашение может вступить в силу уже 1 декабря. Во всяком случае, как надеются в руководстве ЕС, не позднее 1 января 2010-го. Официальный сайт www.cityporno.org бесплатно

Другой вопрос – обезопасил ли себя Брюссель от новых «сюрпризов»? Ведь, очищая во что бы то ни стало путь к принятию Лиссабонского договора, пойдя ради этого на уступки ряду стран-членов ЕС - Великобритании, Польше, Ирландии, а теперь и Чехии - Брюссель открыл своего рода «ящик Пандоры»: национальные привилегии по договору могут захотеть выторговать себе и другие участники сообщества. Что остановит их от соблазна последовать примеру Чехии? Вот уже Словакия, давно ратифицировавшая договор, потребовала себе юридические гарантии, аналогичные чешским, на том основании, что эта страна ранее составляла с Чехией единое государство. Надо также вспомнить, что в послевоенные годы из разных частей Европы изгоняли не только немцев, но и, в частности, сотрудничавших с ними венгров и итальянцев, причем подобная политика очищения от бывших коллаборационистов проводилась не только в Чехословакии, но и в Венгрии, Польше, Югославии, Румынии… Чем не бомба замедленного действия?

А тут еще масла в огонь подливают британские консерваторы, грозящие прийти к власти в Англии на выборах летом 2010-го.

Часть особенно евроскептично настроенных «тори» толкают своего лидера Дэвида Кэмерона к тому, чтобы, как только он въедет на Даунинг-стрит, практически сразу же провести референдум по Лиссабонскому договору - даже если на тот момент соглашение уже войдет в силу. Ранее сам Д. Кэмерон предупреждал: «Я хочу, чтобы мы провели референдум. Пока по договору идут дискуссии и дебаты в других частях Европы, мы будем бороться за этот референдум. И тогда я попрошу британский народ сказать «нет» этому договору».

Все это позволяет экспертам говорить о том, что, несмотря на практически уже решенный вопрос о ратификации Лиссабонского договора, институциональный кризис, в котором пребывает Евросоюз с момента провала проекта евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005-м, все еще не окончен. Преодолен лишь один из его этапов. Однако подобные опасения, по всей видимости, не сильно волнуют сейчас европейских лидеров. Они, вместе с брюссельскими чиновниками и политиками, абсолютно уверены, что все трудности уже позади, и вовсю обсуждают возможные кандидатуры на пост первого постоянного председателя Европейского Совета и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности. Эти должности, которые в прессе называют не иначе как «президент» и «министр иностранных дел» ЕС, вводятся Лиссабонским договором. На завершившемся в Брюсселе саммите, где данный вопрос не стоял в повестке дня, однако активно обсуждался в кулуарах встречи, было принято решение в ближайшее время - возможно, 11-12 ноября - провести в бельгийской столице внеочередной саммит, участники которого уже официально определят кандидатуры на два новых руководящих поста ЕС, а также новый состав Еврокомиссии.

Решающее слово во всех кадровых раскладах будет наверняка за ведущими странами ЕС, в первую очередь - Германией и Францией. Эксперты отмечают: шансы экс-премьера Великобритании Тони Блэра, бывшего до недавних пор одним из основных фаворитов гонки за президентское кресло Евросоюза, практически свелись к нулю, после того как Берлин и Париж решили, что хотят видеть на этом посту представителя правых политических сил, то есть Европейской народной партии, занимающей доминирующие позиции в органах ЕС. Это решение выводит в качестве наиболее вероятного кандидата в президенты премьера Люксембурга Жана-Клода Юнкера. Таким образом, левым в Евросоюзе остается пост министра иностранных дел. Говорят, что эта должность будет хоть и не столь престижной, как президент ЕС, однако не менее влиятельной, поскольку глава дипслужбы Евросоюза - Европейской службы внешних действий - должен будет отвечать за выработку единой внешнеполитической позиции ЕС. Фаворитом на эту должность, среди прочих претендентов, сейчас называют нынешнего главу британского Форин-офис Дэвида Милибэнда.

В случае избрания президентом ЕС Юнкера в отношениях между Россией и Евросоюзом могут произойти перемены в лучшую сторону: у этого политика явных антипатий или предубеждений к нашей стране нет.

Более того, в своем недавнем интервью французской газете «Монд» люксембуржец не побоялся открыто заявить о своих дружеских отношениях с Владимиром Путиным. Другой разговор – Милибэнд, который запомнился тем, что в свое время посоветовал России внести поправки в конституцию в ответ на отказ российских властей выдать Андрея Лугового, подозреваемого британцами в отравлении радиоактивным полонием Александра Литвиненко в 2006-м. Во время российского вмешательства в грузино-югоосетинский конфликт в прошлом году этот деятель призывал страны ЕС и НАТО «пересмотреть отношения с Россией» и вместе с Украиной собирался строить «коалицию против российской агрессии».

Конечно, расклад фаворитов в гонке за новые высшие должности Евросоюза может еще несколько раз поменяться. Благо, кандидатов предостаточно. Россия с большим вниманием следит за тем, как развиваются события в ЕС. Как отметил председатель международного комитета Совета Федерации, российский сенатор Михаил Маргелов, нашей стране не безразлично, кто будет руководить Евросоюзом.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.