Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

И снова - авария

Проданный Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» - Викрамадитья» - не смог пройти ходовые испытания
Сергей Михайлов
17.09.2012
И снова - авария

Один из самых амбициозных проектов отечественных судостроителей и торговцев вооружением, похоже, идет ко дну буквально на глазах. То, что случилось на завершающей стадии испытаний переделанного для Индии советского авианесущего крейсера, получившего новое имя «Викрамадитья» - настоящая катастрофа, аналогичная тем, что преследуют космическую промышленность России.

По сообщениям средств массовой информации - что подтверждено источниками из промышленности - во время ходовых испытаний у авианосца вышли из строя один за другим семь паровых котлов из восьми. Вопрос стоит уже не об отправке «Викрамадитьи» далекому заказчику за моря и океаны, а о том, как вообще дотащить эту громадину до стапелей «Севмашпредприятия», где он перестраивался минувшие восемь лет. И что с ним делать дальше…

Судьба этого советско-российско-индийского тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) печальна. Заложили его в 1978-м на «Черноморском судостроительном заводе» в Николаеве под именем «Баку». В состав ВМФ он вошел в 1988-м. Получается, строили и доводили до ума аж десять лет. ТАКР «Баку» переименовали в «Адмирал флота Советского Союза Горшков» 4 октября 1990-го – потому что Азербайджан стал демонстративно выходить из правового поля СССР. Интересно, что в нынешних официальных документах он фигурирует в урезанном виде: «Адмирал Горшков». В составе Северного флота «Баку» - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был всего четыре года, меньше, чем строился, что для больших боевых кораблей исключение. Как правило, они несут службу десятилетиями. В 1992-м он встал на плановый ремонт, да так в нем и остался.

СССР распался, а России периода девяностых океанский военный флот вообще оказался не нужен. А корабль-то был почти новый. На него обратили внимание и китайцы, и индийцы.

Предпочтение отдали последним, при этом Дели еще пришлось долго уговаривать купить ТАКР. Сумма контракта, заключенного в 2004 году, составила 1,6 миллиарда долларов, затем ее увеличили до 2,33 миллиарда. Официально он был продан Индии 20 января 2004-го, 5 марта того же года авианосец исключили из боевого состава ВМФ России, торжественно спустили Андреевский флаг - хотя какие тут могут быть торжества. Прежнее название корабля было аннулировано, появилось новое, «Викрамадитья» - «Всемогущий». При этом для уже индийского авианосца должны были сделать фактически новую версию палубного истребителя МиГ-29К.

Сдать заказчику «Викрамадитью» обещали в 2008-м. У нас ведь как рассуждают? Мы корабелам целых полтора миллиарда долларов отваливаем всего-то на ремонт! Да за такие деньги новый корабль можно построить! Выполнить и доложить! И не волнует топ-менеджеров несчастной нашей оборонки, и, тем более, торговцев оружием, всего-то посредников, ни состояние угробленной промышленности, ни наличие квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Они же, манагеры, в рынке живут и рыночно мыслят. Наши деньги – ваш товар! И никак иначе. Только вот деньги, даже доллары, не могут, как по мановению волшебной палочки, обратиться в качественный товар. А качественный товар оборонная промышленность все чаще и чаще произвести не может уже физически.

За двенадцать лет, с 1992 до 2004-й, отстояв у причальной стенки, ТАКР «Адмирал Горшков» пришел в полную негодность. Никакому ремонту он не подлежал. Пришлось фактически заново строить для Индии авианесущий крейсер. Как говорили специалисты-судостроители, дешевле и проще было спроектировать и построить совершенно новый авианосец, чем возиться с переделкой старого. Но у нас ведь хотели как лучше и как экономнее. Получилось то, что получилось – результат был предсказуем.

В целом «Викрамадитья» получился неплохим авианосцем в своем классе, вполне отвечавшим даже очень современным требованиям. Для него создали очень хороший палубный истребитель МиГ-29К. Индийцам он понравился, и они заказали у России больше машин, чем требовалось для оснащения одного корабля.

Оружие на авианосце тоже оказалось на высоте.

Испытания авианосца должны были завершиться этим летом. Торжественно передать «Викрамадитью» Индии планировалось 4 декабря 2012-го – в день ВМС этой страны, то есть через три месяца. Намечались грандиозные торжества по этому случаю. Праздник не состоится. Выход из строя семи паровых котлов из восьми – это ЧП из ЧП. За такие вещи не при Иосифе Сталине, а даже при «либерале» Никите Хрущеве неизбежно как минимум сняли бы тех, кто реально виноват.

Как стало известно, при ходовых испытаниях во время движения на полном ходу в 30 узлов рассыпалась кирпичная теплоизоляция, котлы вышли на аварийный режим работы и встали. Запустить снова их не удалось. Выяснить, что же случилось с ними, возможен ли их ремонт на корабле, или все придется полностью менять, можно только на заводе, куда «Викрамадитью» еще надо доставить.

Утверждается, что в этой катастрофе - иначе и не скажешь - виноваты чуть ли не заказчики. Они, мол, капризные, потребовали заменить асбестовую теплоизоляцию на другую, более экологичную. Асбест, который все еще широко применяется в России, во всем мире давно под запретом как сильнейший канцероген. Странно, что этого не знали изготовители котлов, пытаясь «впарить» инозаказчикам явно непроходной теплоизоляционный продукт. Асбест не прошел, тогда, скорее всего, в качестве теплоизоляции использовали просто огнеупорный кирпич без всяких амортизирующих прокладок. Еще удивительно, что кирпичная кладка на корабле не рассыпалась при самом начале ходовых испытаний.

Я не собираюсь учить ученых котлостроителей. Просто иногда надо оторвать глаза от земли-воды и поднять их к небу, осмотреться по сторонам, поискать современную теплоизоляцию не на кирпичном уровне.

Давным-давно один из разработчиков прекрасного проекта подводных лодок «Альфа» - самых маленьких и самых скоростных АПЛ в мире - поведал мне такую историю. При проектировании компактной атомной субмарины, конструкторы столкнулись с, казалось, непреодолимой проблемой: как вместить в малые объемы гигантские агрегаты, традиционно применявшиеся в судостроении. И тогда обратились к опыту самолетостроителей и создателей космических орбитальных станций. Удалось полностью изменить саму идеологию строительства АПЛ, и получился чудо-корабль, в котором использовалось множество поистине космических технологий.

Для советского многоразового космического корабля «Буран» была разработана уникальная теплоизоляция, которая держала тысячеградусные температуры, а также сохраняла прочность при сильнейших ударных нагрузках и вибрации. Это было ноу-хау, опережавшее даже уровень теплоизоляции американских «шатлов». Не знаю, сохранилась ли технология создания покрытия «Буранов», но при желании ее можно было воссоздать. И сделать теплоизоляцию котлов «Викрамадитьи» в тысячи раз лучше, чем при традиционном применении асбеста, и в миллион раз надежнее, чем при «доменно-кирпичной» кладке.

Теперь, как говорят специалисты, для устранения аварии, возможно, придется разрезать корпус авианосца, извлекать котлы и чинить их вне корабля, а то и менять полностью, то есть затевать выпуск новых – а это годы и годы.

Хотя представители предприятия, выпустившего котлы, поспешили заявить, что ничего страшного не случилось, произошла просто аварийная остановка, сами котлы не сгорели. А некоторые эксперты уже оптимистично заявили: никакой трагедии нет. Строили авианосец в два раза дольше обещанных четырех лет - потерпит заказчик еще пару годков. Вот только потерпит ли? Это во-первых. А во-вторых, кто платить за сгоревшие котлы будет?

Интересно, что в Китае построили и вводят в строй аналог «Адмирала Горшкова» – свой собственный авианосец, переделанный из советского недостроенного ТАКР «Варяг». Этот авианесущий крейсер заложили в 1988-м в Николаеве, но достроить не успели. После раздела Советского Союза корпус «Варяга» без всякой внутренней начинки перешел к Украине. В 1988-м плавающий металлолом Украина продала Китаю, как было заявлено, для оборудования на нем казино. Совсем недавно в прессе появились фотографии красавца-авианосца, в котором нетрудно было узнать достроенный «Варяг» под флагом КНР и с бортовым номером «16». Как сообщается, этот корабль уже совершил десять успешных выходов, проведя в море более ста суток. Вам предстоит еще узнать о королеве азартных игр, а именно о рулетке. Европейская рулетка - действительно выбор миллионов почетных игроков. Считается одним из популярнейших развлечений.

Коммунистическому Китаю по силам то, что уже не тянет капиталистическая Россия...  

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..