Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Двойная игра Украины

Двойная игра Украины

Говорить о провале российско-украинской интеграции в рамках Таможенного союза, по меньшей мере, преждевременно
Артем Ивановский
27.04.2011
Двойная игра Украины

«Одно абсолютно точно: наши отношения вышли из кризиса - как межличностного, так и экономического», - заявил Дмитрий Медведев 26 апреля в ходе встречи с президентом Украины Виктором Януковичем. Далее Медведев сказал, что «тем для обсуждения предостаточно», поскольку российско-украинская повестка дня «как всегда насыщена». При этом он уточнил, что речь идет как о новых проектах, так и о текущих проблемах, которые надо снимать. Президент России особо подчеркнул: «Рост товарооборота еще не означает, что у нас не осталось вопросов для обсуждения».

В ответном заявлении Виктор Янукович постарался продемонстрировать неизменность своей позиции в отношении России, как главного стратегического партнера. В. Янукович упомянул о предстоящем в июне пятом заседании российско-украинской межгосударственной комиссии. Развивая тему двустороннего стратегического партнерства, Янукович заявил: «Есть вопросы, по которым мы продвинулись вперед очень сильно». В качестве примера он привел рост товарооборота в 2010 году почти до 42 млрд. долларов по сравнению с 15 млрд. долларов в 2009 году. Вместе с тем, Янукович признал, что у России и Украины «еще очень много вопросов, которые мы должны совместно решить». В общем, встреча двух президентов внешне проходила, как принято говорить, «в теплой, дружественной обстановке».

Однако в тот же день маятник качнулся в прямо противоположном направлении, более чем наглядно продемонстрировав специфику текущей политической обстановки на Украине.

В интервью влиятельному изданию «The Wall Street Journal» Виктор Янукович заявил дословно следующее: «Украина не получала никаких предложений от России относительно участия в Таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Беларусью». Таков был ответ главы украинского государства на просьбу американского журналиста Джеймса Мэрсона прокомментировать заявления премьер-министра России Владимира Путина о том, что членство в Таможенном союзе позволит Украине получать 9 миллиардов долларов ежегодно.

По словам Януковича, эти слова Путина он расценивает, как «политические заявления» и не более. Он снова подчеркнул: «Украина не получала никаких конкретных предложений». Далее Янукович исключил возможность полноправного членства в Таможенном союзе, которое сделает нереальным подписание соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Он разъяснил, что Украина стремится подписать соглашение о зоне свободной торговли со странами, входящими в Таможенный союз, что он называет «форматом 3+1». Интересно, что Янукович отказался говорить детально об этой «формуле», отметив, что все это будет «гаданием на кофейной гуще, так как переговоры еще не начались». Таким образом, президент Украины в очередной раз предпринял попытку вести политическую игру на двух полях, одновременно позиционируя себя и как «евроинтегратора», и как сторонника российско-украинского стратегического партнерства. Что, разумеется, ничуть не прояснило подлинной позиции официального Киева, где априори осознают взаимоисключающий характер такого рода двойной игры.

Вышеупомянутый «формат 3+1», впервые объявленный Януковичем в президентском послании к Верховной Раде 7 апреля, уже стал на Украине не только притчей во языцех, но и предметом всевозможных политических толкований и спекуляций. Дело дошло до того, что оппозиция в официальном порядке потребовала от президента и правящей партии «популярно» объяснить, что это значит. 22 апреля министр иностранных дел Константин Грищенко выступил на правительственном часе в парламенте с заявлением о том, что переговоры о вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью не ведутся. «Формула 3+1 означает, что Украина намерена взаимодействовать с Таможенным союзом вне рамок формального членства в Таможенном союзе», - подчеркнул он. Далее Грищенко заявил, что Украина не пойдет дальше создания зоны свободной торговли со странами-членами ТС. И в завершение повторил ставший излюбленным тезис о том, что «нам нужно работать как с Европейским Союзом, так и с Россией».

Соответственно, подлинным смыслом политической «формулы» действующего украинского руководства можно считать известный принцип «усидеть на двух стульях». Что абсолютно не устраивает ни Россию, ни Европу.

В последнее время все заинтересованные стороны заметно активизировали усилия с целью побудить официальный Киев определиться в своих политических и экономических предпочтениях. Причем по мере приближения к 11 мая — дате проведения в Верховной Раде специальных слушаний по вопросу о формате дальнейших взаимоотношений с ЕС и Таможенным союзом - конкурентная борьба за Украину принимает все более напряженный характер. И в ход идет дипломатическая «артиллерия» самого крупного калибра. Напомним, что 18 апреля в Киев с визитом прибыл президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. После прошедшей за закрытыми дверями встречи с президентом Украины, Янукович и Баррозу провели совместную пресс-конференцию, на которой сделали, как отмечала украинская пресса, «решительные заявления». В частности, Янукович подчеркнул, что Украина положительно оценивает конструктивный ход переговоров по всем частям соглашения об ассоциации, включая часть о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. «При сохранении динамики в переговорах мы сможем согласовать документ к следующему саммиту Украина-ЕС, который состоится в декабре 2011 года в Киеве», - заявил он. В свою очередь, Баррозу недвусмысленно заявил: «2011 год будет решающим для сотрудничества между Украиной и ЕС» и четко дал понять, что Украина «должна сделать свой непростой выбор». По его словам, при присоединении Украины к Таможенному союзу Киев может забыть в среднесрочной перспективе о зоне свободной торговли с ЕС.

Заявления Баррозу вызвали немедленную реакцию российской стороны.

21 апреля ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев объявил, что Европейский Союз шантажирует Украину, делая заявления о невозможном одновременном участии Киева в Таможенном союзе и создании зоны свободной торговли с ЕС.

«Это необъективно, это, скорее, политическое давление и шантаж», - подчеркнул Глазьев в своем интервью украинским журналистам. По его словам, такое развитие событий наводит на мысль, что «главная задача Брюсселя в переговорах о ЗСТ с Украиной - это не общий рынок товаров, который Украина хочет, а, скорее, барьер, чтобы Украина не смогла войти в Таможенный союз». Далее Глазьев предупредил, что итогом непродуманной политики украинского руководства может стать серьезный ущерб экономике Украины. В этой связи интересно отметить, что такие экономические последствия вполне осознаются на Банковой. Весьма красноречивым тому подтверждением стали заявления Виктора Януковича, сделанные сразу после встречи с Баррозу. Во время рабочей поездки в Донецкую область 19 апреля он заявил следующее: «Совместные российско-украинские проекты в аэрокосмической сфере укрепляют Украину. Мы видим, что совместные программы нас только усилят, и совместная работа создаст очень хорошие условия для внедрения авиакосмических технологий в различных отраслях». В данном случае объектом двойной игры стала уже Европа.

Невольно возникает резонный вопрос: что все это значит и чего, собственно, рассчитывает добиться украинское руководство подобной политикой? Прежде всего, следует принять во внимание крайне тяжелую экономическую ситуацию на Украине, которая оказывает соответствующее влияние на положение дел в политике. На днях Виктор Янукович официально признал, что в текущем финансовом году Украина должна выплатить 85 миллиардов гривен по внешним долгам, что неизбежно расширит «черную дыру» бюджетного дефицита. По разным оценкам, цифра дефицита составляет порядка 100-115 миллиардов гривен. До недавнего времени единственным средством сбалансирования бюджета были кредиты Международного валютного фонда.

Однако МВФ предъявил украинскому руководству более чем жесткие условия получения третьего транша: повысить пенсионный возраст, повысить цены на газ и коммунальные тарифы для населения и так далее.

С учетом того обстоятельства, что в октябре 2012 года состоятся парламентские выборы, принятие подобных условий означало бы заведомое поражение правящей партии. Поэтому сегодня украинское руководство поставлено перед суровой необходимостью принятия срочных мер по оздоровлению экономической ситуации и изысканию дополнительных источников доходов в бюджет, которые неразрывно связаны с политической составляющей - «евроинтеграция» или союз с Россией. Излишне говорить о том, насколько непрост такой выбор в преддверии парламентской кампании и какое оружие может получить в свои руки оппозиция в случае принятия властью окончательного решения отказаться от зоны свободной торговли с ЕС. Поэтому все действия Януковича продиктованы очевидным желанием потянуть время с целью найти оптимальное решение, которого все еще нет. При этом близость выборов диктует необходимость одновременного сохранения двух лиц - и облика «евроинтегратора», и облика стратегического партнера России, что отвечает предпочтениям соответствующих электоральных групп. Можно также предполагать, что тактика затягивания переговоров и с Москвой, и с Брюсселем, учитывая их обоюдную заинтересованность в Украине, применяется для того, чтобы в конце концов одна из этих сторон пошла на максимальные уступки и предложила наиболее экономически выгодные условия.

Таким образом, говорить о полном провале российско-украинской интеграции в рамках Таможенного союза, как это делают некоторые эксперты, по меньшей мере, преждевременно. Шансы еще сохраняются, и остается надеяться, что политическому руководству России хватит политической воли, здравого смысла и прагматизма для одержания победы, столь важной для общих интересов наших братских стран и народов.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.