Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Духовенство примеряет камуфляж

Духовенство примеряет камуфляж

Александр Суровцев
03.06.2005

Об авторе: Александр Иванович Суровцев - полковник, кандидат философских наук.

В рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений (23-30 января 2005 года) работала военная секция, участники которой пятый год собираются в Военной академии Генерального штаба Вооруженных cил (ВС) России.

Военная секция - самый заметный и содержательный форум, отражающий современный уровень отношений между армией и церковью. Ее цель - определить тенденции и перспективы военно-церковных отношений в интересах духовной и военной безопасности России. На секции "Армия и церковь: соработничество во имя жизни" большое внимание было уделено вопросу о введении института военного духовенства.

Даже в годы господства коммунистической идеологии, когда церковь подвергалась гонениям, она находила моральные силы и материальные средства для оказания помощи военнослужащим. Например, сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года к народу обратился Предстоятель русской православной церкви (РПЦ) с призывом защитить Родину от агрессии. По всей стране в православных храмах и приходах собирались пожертвования на нужды фронта. На эти средства были построены колонна танков имени Дмитрия Донского и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.

К 60-м годам прошлого столетия заслуги церкви перед народом были преданы забвению. Офицеры старшего поколения хорошо помнят, что за участие в церковных обрядах полагалось строгое партийное взыскание вплоть до исключения из КПСС с вытекающими отсюда последствиями.

Принятие 25 сентября 1990 года Закона "О свободе вероисповеданий" положило начало коренному реформированию государственно-церковных отношений. Как отозвались эти преобразования в Вооруженных силах?

Во-первых, армия и флот ощутили себя объектом повышенного внимания со стороны освободившихся от государственного прессинга религиозных организаций, как отечественных, так и зарубежных.

Во-вторых, органы военного управления Минобороны России зафиксировали повышение интереса к проблемам религии и веры среди военнослужащих, в армии наблюдался плавный, но устойчивый рост религиозности.

В-третьих, органы военного управления, невольно ставшие участниками государственно-церковных отношений, стали искать пути конструктивных взаимоотношений с религиозными организациями.

Принятие новой Конституции РФ и последующих федеральных законов установили общие принципы государственно- и военно-конфессиональных отношений.

Первым официальным документом, закрепляющим нормы военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации генералом армии Павлом Грачевым. В соответствии с его положениями был создан Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными силами и Русской православной церковью.

Конкретные перспективы сотрудничества РПЦ и ВС были обсуждены на первой всероссийской конференции "Православие и Российская армия", которая состоялась в Москве 25-27 октября 1994 года. На конференции впервые был поставлен вопрос о введении института военного духовенства в Вооруженных силах. Примечательно, что инициатива исходила от военных руководителей.

Позиция священноначалия оказалась более реалистичной. Наряду с признанием роли военного духовенства в дореволюционной России было отмечено, что сегодня страна живет в принципиально иной правовой ситуации, когда государство, являясь светским, не только декларирует, но и реально обеспечивает свободу вероисповедания и равноправие религиозных организаций. В результате было принято компромиссное решение об окормлении воинов приходскими священниками на местах. Прозвучала фраза и о том, что к вопросу о военных священниках можно будет вернуться через 10 лет, к 2005 году.

И вот 10 лет позади. К самым заметным событиям в военно-церковных отношениях минувшего десятилетия можно отнести создание Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, в составе которого были сформированы сектора видов Вооруженных сил и родов войск; подписание Соглашения о сотрудничестве между ВС и РПЦ в апреле 1997 года, заключение соглашений некоторых видов и родов войск с Синодальным отделом; возобновление выпуска журнала "Вестник военного и морского духовенства"; строительство воинских храмов и часовен в военных гарнизонах; организацию факультетов и лекториев православной культуры в военно-учебных заведениях.

На ежегодных Рождественских, Глинских, Покровских чтениях, многочисленных военно-патриотических конференциях и семинарах неизменно поднимается вопрос о возрождении института военных капелланов. Реальное состояние дел в этой области продемонстрировали первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию, которые состоялись в июне 2003 году на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий. Сборы убедительно показали, что пастырское служение среди военнослужащих востребовано личным составом и осуществляется на плановой основе по согласованию с органами военного управления различных уровней от Минобороны России до отдельной воинской части.

На заседании секции "Армия и церковь: соработничество во имя жизни", проходившей в рамках XIII Рождественских чтений, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Барынькин в своем докладе подчеркнул, что "неизменными и незаменимыми помощниками в созидании храмов в душах воинов являются православные пастыри. Пришло время всерьез поставить вопрос о введении в ВС института военных капелланов. Хорошо известны правовые препятствия в этой области. Но если существует объективная потребность в военных священниках, если все острее ощущается несоответствие законодательной базы требованиям времени, то мы должны авторитетно заявить об этом".

Большинство выступающих на заседании секции поддержали эту идею, что нашло отражение в итоговом документе. В рекомендации секции, в частности, был включен следующий пункт: "Принимая во внимание многовековую традицию окормления российского Христолюбивого воинства Русской православной церковью, положительный опыт взаимодействия органов военного и церковного управления в современных условиях, активное взаимополезное сотрудничество воинских соединений и частей с приходскими священниками в местах постоянной дислокации войск, рассмотреть вопрос о введении в Вооруженных силах института военного духовенства. Учитывая правовые, организационные и кадровые трудности в решении этого вопроса, создать совместную рабочую группу из представителей Вооруженных сил и Русской православной церкви для всестороннего изучения проблем, связанных с созданием института военного духовенства".

Похоже, вопрос об учреждении должности военного и морского духовенства уже переходит в практическую плоскость.



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.