Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 июля 2024
Чего не хочет видеть «китайский дракон»

Чего не хочет видеть «китайский дракон»

Реакция на Предложения Китая по политическому урегулированию кризиса на Украине
Елена Пустовойтова
28.02.2023
Чего не хочет видеть «китайский дракон»

Ответ на Предложения Китая со стороны генсека НАТО Йенса Столтенберга уже известен: к Китаю нет большого доверия, поскольку он не осудил незаконное вторжение России на Украину и, кроме того, «подписал с Россией за несколько дней до вторжения безграничное партнерское соглашение», – отмёл он китайскую инициативу, будучи в Эстонии.

Вполне свойственный блоковому мышлению Столтенберга ответ означает, что «круг доверия» очерчен Вашингтоном строго, и «китайскому дракону» вход туда заказан, несмотря на всю его драконью мудрость.

Нет сомнения в том, что 12 пунктов движения к миру, заявленных Пекином, обсуждались и во время визита в Москву главы канцелярии Комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И. Известно, что в ходе недавней Мюнхенской конференции по безопасности Ван И познакомил с принципами урегулирования и главу МИД Украины Дмитрия Кулебу. То есть попытка к обсуждению китайской инициативы была сделана ещё до того, как она была обнародована – без сомнения, для того, чтобы максимально учесть позиции сторон. И вот документ перед нами. Уж коли Пекин заявил себя как третейского судью, то совершенно очевидно, что достижение политического урегулирования на Украине не может быть достигнуто без тщательного исследования причин возникшего противостояния между двумя странами и анализа роли в конфликте всех его участников. Объяснять это «дракону», символу доброго начала ян в китайской культуре, казалось бы, излишне. Но задумаемся над первой статьей документа: она содержит требование уважать суверенитет всех государств, общепризнанное международное право, включая цели и принципы Устава ООН, и строго соблюдать суверенитет, независимость и территориальную целостность любого государства... Кто бы стал с этим спорить полвека назад?

Но после Афганистана, Ирака, Ливии, Боснии и Герцеговины, Ливии, после всех этих «несокрушимых свобод» и «шоков и трепетов» по всему миру, даже ребёнок не поверит в то, что Вашингтон сделает под козырёк ООН и уравняет свои права с правами всех стран, «вне зависимости от их размера, мощи и экономического потенциала».

Сегодня безоговорочно «стоять» на одном принципе международного права – территориальной целостности – значит растоптать другой, основной принцип международного права: право народов на самоопределение, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования.

Основополагающие нормы международных отношений Штаты уже давно превратили в пыль, осевшую на американских ботинках. Разве это неизвестно «мудрому и доброму китайскому дракону»? И то, что Пекин готов пожертвовать интересами народа Донбасса, ясно указывает по какую сторону развернувшегося глобального конфликта он стоит.

Оставив без внимания причины украинского кризиса, раскрывшего масштаб противостояния с остальным миром англо-саксонского «натиска на восток», Пекин не сможет умирить Россию с Украиной. И все его призывы из статьи 2 о том, что безопасность одного государства не может обеспечиваться за счет безопасности другого, что региональная безопасность не может быть достигнута путем усиления и расширения военных блоков, – давно звучащие призывы, на которые НАТО так же давно дал ответ.

Статья 3 требует прекратить военные конфликты: «В войнах не бывает победителей. Вместо того чтобы подливать масло в огонь и накачивать противостояние, все стороны должны проявлять благоразумие и сдержанность во избежание дальнейшей эскалации и выхода из-под контроля ситуации вокруг Украины». Статья 4 – запустить мирные переговоры. «Международное сообщество должно придерживаться верного направления в пользу примирения, проложить путь к запуску политического урегулирования, создать условия для возобновления переговоров и предложить соответствующие площадки. Китайская сторона готова играть для этого конструктивную роль». Обратите внимание – Пекин призывает международное сообщество к примирению, прекрасно понимая, что никакого примирения не будет – ну, не совсем же слеп «дракон».

Ликвидировать гуманитарный кризис требует статья 5. Защищать мирное население и пленных – статья 6. И далее – обеспечить безопасность атомных электростанций статьей 7. Статьей 8 – снизить стратегический риск и не допустить применение ядерного оружия и разработку и применение биологического и химического оружия. Следующей статьёй – обеспечить вывоз украинского зерна. Отменить односторонние санкции требует статья 10, больше всех других актуальная для Пекина. Отсюда и категоричность авторов: «Не допустим любых несанкционированных Советом Безопасности ООН односторонних ограничительных мер. Отдельные страны должны прекратить злоупотребление односторонними санкциями и экстерриториальное применение юрисдикции против других стран». И под занавес ещё парочка «обеспечить»: устойчивость цепочек производства и поставок и восстановление Украины после конфликта.

Все эти разноголосые требования Пекина рождают странное ощущение. Но выступать с инициативой, явно обреченной на провал, не в духе Си Цзиньпина. Похоже, он замер на тонком канате, балансируя между США и Россией.

То есть возможностью «усладить» США своим нейтралитетом, который в настоящее время напрямую означает нежелание понимать природу глобального конфликта и то, что Россия стала первой его жертвой, и редкими по масштабам возможностями сотрудничества с Москвой, приносящей Пекину «золотые яйца».

Вот почему эквилибристика 12-ти предложений по умиротворению лишена каких-либо конкретных компромиссов или предложений, отличающихся от лозунгов и призывов к миру, которые перекочевали из второй половины прошлого века.

Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что даже такая эквилибристика даёт англосаксам возможность использовать китайский нейтралитет для принуждения к введению санкций против России, если Москва будет настаивать на заявленных ею целях военной спецоперации и не пойдет на существенные уступки в переговорах при посредничестве Пекина. Тогда Лондону с Вашингтоном будет легко обвинить Китай в том, что это именно экономические связи Китая с Россией делают непримиримой позицию президента России Владимира Путина. И Вашингтон хорошо понимает, какой катастрофой может обернуться для российской экономики закрытый наглухо восточный коридор. Но именно это обстоятельство и может помочь Си Цзиньпину подобрать такое предложение Владимиру Путину, от которого тот не сможет отказаться.

Готовящийся визит китайского лидера в Россию, похоже, станет для обеих стран судьбоносным. Именно тогда мы и услышим ответ на вопрос, считает ли Пекин специальную военную операцию России на Украине настоящим полем боя за многополярный мир, за конец американскому доминированию.

А пока традиционная для китайской политики ситуация «win – win» готова превратиться для Пекина в малоприемлемый для имиджа страны «lose – lose», не считая ещё и той опасности, что китайцы будут выглядеть предателями для большинства россиян. Гонконгская Asia Times откровенно предупреждает о том, что, пустив под горку свою 12-пунктовую инициативу, Китай рискует потерпеть неудачу в своих посреднических усилиях, поскольку компромиссов по вопросам, стоящим за войной, достичь чрезвычайно трудно, и шансы на успех у посредничества невелики. Единственной выгодой для Китая в провалившихся посреднических усилиях будет возможность «ненадолго выглядеть ответственной глобальной державой, стремящейся к международному миру». И самое главное – из желания угодить всем Пекину приходится говорить так, будто нет у него за спиной «тайваньской мины», давно и ясно указывающей ему на глобальный переворот.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.