Бремя спасения евро
Предстоящий 8-9 декабря саммит Европейского союза в Брюсселе может стать последним в нынешнем формате данной организации. Список сценариев, касающихся приоритетов финансовой политики «единой Европы», обширен, и многие из них носят взаимоисключающий характер.
Наиболее «щадящим» следует признать предложение, разработанное совместно Францией и Германией - экономическими и политическими «тяжеловесами» Евросоюза, которое предусматривает предоставление Европейскому Центробанку права и возможности для выкупа долговых обязательств Греции, Италии, Испании, Португалии и других «проблемных стран». По данным вашингтонских источников британского агентства «Рейтер», французский президент Николя Саркози, федеральный германский канцлер Ангела Меркель и руководители Евросоюза в лице председателя Совета ЕС Хермана ван Ромпея, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и верховного комиссара Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон уже согласовали основные параметры данной стратегии с администрацией США – в том числе в ходе состоявшегося 28 ноября саммита США-ЕС в Вашингтоне. Кроме того, по свидетельству эксперта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хитер Конли, американский президент поддерживает с Саркози и Меркель регулярные закрытые контакты. Одна из причин, по которой администрация США требует от Европейского союза принятия жестких антикризисных мер для спасения евро, связана с необходимостью для президента Обамы отчитаться перед президентскими выборами 2012 года за выполнение ключевого обещания в экономической сфере – об удвоении к 2014 году американского экспорта. Без восстановления европейского рынка данная задача решена быть не может.
Именно по инициативе администрации Барака Обамы в решения саммита США-ЕС 28 ноября было включено положение о том, что Вашингтон верит в способность лидеров Европы «справиться с кризисом» - в том случае, если те проявят к этому «политическую волю». А проводящий в преддверии саммита ЕС серию переговоров в европейских столицах министр финансов США Тимоти Гайтнер откровенно дал понять, что именно его страна ожидает от ЕС в целом и ведущих его государств. Он заявил буквально следующее: «Даже если вы придерживаетесь очень консервативных, пессимистических оценок относительно окончательной цены урегулирования настоящего кризиса в Европе – более сильные члены еврозоны (читай – Германия – П.И.) имеют все возможности для того, чтобы абсорбировать эти затраты». Как обоснованно отмечает в связи с европейским турне Гайтнера обозреватель британского агентства «Рейтер» Алистер Булл, Вашингтон пытается донести до своих европейских партнеров необходимость «решительно и энергично взяться за урегулирование кризиса», угрожающего «подорвать хрупкое восстановление США».
В противном случае вполне ожидаем крах «обамамании», чреватый возвращением в Белый дом республиканцев, при которых отношения Европы и Америки были далеки от идеальных.
Достаточно вспомнить историю иракской войны 2003 года – вызвавшую столь резкие протесты Германии и Франции, что многие заговорили о грядущем распаде НАТО.
Североатлантический альянс не распался, но противоречия никуда не делись. А по иронии судьбы США сегодня вынуждены уповать в урегулировании опасного для них кризиса в Евросоюзе как раз на Париж и особенно на Берлин.
Явно импонирующая американцам идея расширения полномочий Европейского банка прописана в обнародованном на днях докладе Организации экономического сотрудничества и развития. По данным ряда экспертов, выкуп долговых обязательств проблемных стран теоретически способен предотвратить распространение кризиса на другие страны, однако затраты по самым скромным подсчетам только на сегодняшний день превысят 560 млрд евро. Свободные средства подобных масштабов отсутствуют не только в Европейском Центробанке, но и в Европейском фонде финансовой стабильности. Между тем, промедление в выкупе долговых государств делает эту акцию еще более затратной, учитывая, в частности, растущую доходность государственных облигаций той же Италии, понижение рейтинга доверия Венгрии, аналогичную угрозу, наивысшую над французскими банками, и неудачу с размещением десятилетних облигаций Германии.
Между тем, именно Германия в настоящее время является в рядах ЕС главным противником предложений США переложить бремя спасения евро на плечи европейских «тяжеловесов».
Не случайно прозвучавшее на днях предложение Баррозу о выпуске странами еврозоны единых антикризисных еврооблигаций натолкнулось на жесткую отповедь Берлина. Германский вице-канцлер Филипп Рослер назвал «безответственной» попытку возложить ответственность за решение долговых проблем одних стран на плечи других. А министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью местной газете Passauer Neue Presse предложил в качестве альтернативы выпуску единых облигаций еврозоны создание каждой страной - членом зоны евро национального страхового фонда для поддержания «на плаву» собственных государственных облигаций объемом до 60% национального валового внутреннего продукта. В этом случае Германия, по словам Шойбле, согласилась бы вложить в подобный фонд до 500 млрд евро – но лишь при условии, что аналогичным образом поступят и ее коллеги. И хотя министр и пообещал, что данная инициатива будет обсуждаться на ближайшем саммите ЕС, ее принятие на уровне глав государств и правительств пока выглядит проблематичным. А любые другие варианты, скорее всего, будут отвергнуты уже самой Германией со ссылкой, что выкуп долговых обязательств Греции, Италии или Испании лишь подстегнет инфляцию и ударит по карману немцев.
По образному выражению американского журнала «Тайм», настроения в Германии сегодня можно обрисовать одной фразой, означающей не что иное, как замкнутый круг: «спасаешь евро – страдай, не спасаешь – страдай». Аналогичную тенденцию отражают и исследования, проводимые официальным социологическим ведомством Еврокомиссии – «Евробарометром». В его последнем докладе говорится, что 71% граждан Евросоюза не верят в способность организации преодолеть нынешний кризис. При этом еще больше – 87% - сообщают о росте в границах ЕС уровня бедности, а 35% опрошенных считают непосредственной угрозой для себя потерю работы. Причем в ряде стран доля граждан, которые боятся потерять рабочее место, значительно выше. В Литве она составляет 61%, в Греции – 63%, а в Испании – 72%.
Второй возможный сценарий развития ситуации в Евросоюзе связан с предложениями бывшего руководителя Европейского банка реконструкции и развития Жака Аттали, который настаивает на отказе от национальных бюджетов стран-членов ЕС в пользу единого европейского.
В противном случае, по его прогнозам, единая европейская валюта может не дожить даже до Нового года. Сходный прогноз высказал на днях бывший министр финансов Франции, на протяжении десяти лет занимавший пост председателя Еврокомиссии, Жак Делор в интервью британской газете Daily Telegraph. По его мнению, корни нынешнего кризиса уходят в 1999 год, когда и было принято решение о введении евро. Данное решение Жак Делор считает поспешным и принятым в отсутствие необходимых общеевропейских финансовых институтов, способных осуществлять функции регулятора. С тех пор руководство ЕС, по его словам, игнорировало нарастающие противоречия, а «министры финансов просто закрывали глаза на проблемные моменты, которые необходимо было урегулировать». По мнению бывшего председателя Еврокомиссии, в настоящее время ни Германия, ни остальные страны-члены Евросоюза не владеют рецептами преодоления кризиса. Берлин, по данным Жака Делора, продолжает настаивать на проведении политики «строгого валютного регулирования», что в нынешних условиях означает отказ от предоставления проблемным государствами необходимой финансовой помощи по линии Европейского Центробанка. Что же касается остальных стран-членов ЕС, то они вообще не в состоянии выработать какой-либо «общий план действий».
Третий сценарий предложен председательствующей в завершающемся полугодии в Евросоюзе Польшей. Ее ключевым элементом является допуск к принятию решений по финансовым вопросам, связанным с евро, государств, не входящих в еврозону. Понятно, что в первую очередь речь идет о Великобритании, с которой у Польши в последние годы сложились более тесные взаимоотношения, чем с Францией и Германией. Данное положение прописано в подготовленном польским правительством документе как «создание согласованной и всеобъемлющей структуры экономического управления в ЕС» при сохранении «тесного экономического сотрудничества членов еврозоны». Британский премьер Дэвид Кэмерон, в свою очередь, видит в предлагаемых Германией шагах путь к экономическому и политическому расколу Евросоюза по признаку наличия или отсутствия в той или иной стране евро. К тому же Кэмерон успел публично разругаться с Саркози насчет того, вправе или нет торгующий на фунты Лондон участвовать в решении проблем зоны евро. А это уже геополитическая реинкарнация раскола 2003 года с его американо-британской коалицией в Ираке и солидарной германо-французской оппозицией.
Наконец, есть и еще один сценарий, в соответствии с которыми уже в ближайшие недели ряд стран-членов Евросоюза во главе все с той же Германией могут выйти из зоны евро.
По данным ряда европейских средств массовой информации, в том числе итальянской газеты Repubblica, соответствующая рекомендация содержится в плане, подготовленном группой немецких экономистов во главе с профессором Гамбургского университета имени Гельмута Шмидта Дирком Майером. Авторы документа исходят из того, что банковские и страховые потери от распада зоны евро значительно меньше, чем расходы на ее содержание (в цифрах на сегодняшний день соотношение примерно 340 млрд евро против 560 млрд). Сейчас распространены шикарные бонусные предложения от разных казино. Лучше всего получать бонусы в онлайн казино Плей Фортуна с отзывами реальных игроков, через известный сайт об азарте. Тут всегда можно найти и другие заведения предлагающие поиграть в честный и изестнейших игровых автоматах. В качестве «могильщика» зоны евро в случае реализации данного плана выступит Германия, за которой могут последовать Нидерланды, Финляндия и ряд других государств. Доклад «группы Майера» предусматривает закрытие всех национальных банков, экстренный выпуск в обращение «новых евро», отличающихся от старых банкнот наличием особой магнитной полосы, запрет на ввоз в страну прежних денег и, наконец, возвращение в оборот национальной валюты – что может произойти в течение полутора-двух месяцев.
Даже в Швейцарии, которая и не переходила на единую европейскую валюту, всерьез анализируют сценарий распада еврозоны. Так, эксперты национального банка USB уже подсчитали, что среднестатистическому трудоспособному гражданину Германии и Франции выход его государства из еврозоны обойдется в 6-8 тысяч евро только за первый год. Для Италии или Испании эта сумма может составить 10-11 тысяч евро.
По имеющейся информации, к настоящему моменту руководство Евросоюза видит предстоящий саммит ЕС и его решения касательно судьбы евро следующим образом. Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу представят согласованный доклад, в котором речь пойдет о срочном внесении изменений в базовые документы ЕС в целях укрепления бюджетной дисциплины стран - членов еврозоны и более централизованного управления ею. Иными словами, доклад будет в целом отвечать германскому подходу к преодолению кризиса – что неудивительно, учитывая, что его разрабатывали чиновники и эксперты Германии, Франции и Италии. Однако преодоление возможного вето со стороны Великобритании видится тяжелой задачей. В сложившейся геополитической ситуации как раз и может быть востребован польский вариант. Однако он, в свою очередь, сформулирован настолько расплывчато, что вряд ли способен рассматриваться как конкретная программа неотложных мер.
Между тем, по свидетельству британского издания Business New Europe, «долговой кризис усиливается», и это напрямую касается отнюдь не только «проблемных стран». То, что в Испании уровень безработицы достиг максимального показателя за всю историю этой страны (23%) вряд ли можно считать новостью. Да и испанские избиратели уже дали свой ответ на подобные процессы, в массовом порядке проголосовав на недавних парламентских выборах за оппозицию во главе с Народной партией. А вот информация британского Управления национальной статистики о том, что уровень безработицы в Великобритании достиг максимального за последние 17 лет уровня - это уже явный сигнал тревоги для всей Европы. Да и в США, согласно докладу национального Бюро переписи, каждый седьмой гражданин – а всего 49 млн человек – проживает за чертой бедности. Такого не было в последние 53 года.
Рекордная безработица и связанный с этим рост социального отчаяния – это не кризис ликвидности банков, волатильность курса евро или проблемы с размещением государственных облигаций. Речь идет о самом чувствительном элементе социально-экономической системы, напрямую связанном с настроениями избирателей. За последние два года Европа уже столкнулась с радикальным «поправением» электората и беспрецедентным успехом радикальных партий.
Растущая безработица вкупе с наплывом нелегальных иммигрантов и неспособностью элит решать множащиеся проблемы и есть та гремучая смесь, которая может вполне демократическим путем привести к власти новые силы. В 1930-х годах Европа это уже проходила.
А нынешним августом сами лондонцы смогли убедиться, что призрак если не коммунизма, то массовой анархии и насилия все еще – или вновь уже – бродит по просторам «единой Европы».
Уже и сами лидеры Евросоюза не скрывают паники. Еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рен призывает лидеров европейских государств ускорить процесс создания Европейского стабилизационного механизма (ESM). Ранее предполагалось создать его в 2013 году, но европейцы явно не поспевают за событиями. Если же механизм не будет создан, тогда, по мнению Рена, «точные последствия трудно предсказать», а «выживание еврозоны окажется под угрозой». Беда в том, что принципы действия подобного стабилизационного механизма в ЕС понимают по-разному.
Однако раскол в Европе, чреватый кризисом в отношениях США и Евросоюза – лишь малая часть геополитических последствий нынешнего кризиса. Другим его аспектом – быть может, еще более пугающим для Вашингтона и Брюсселя – является рост экономических показателей их конкурентов в лице стран БРИКС, а также Турции. По данным Business New Europe, уровень бедности в США в октябре текущего года составил 15,1% - превысив аналогичный показатель для России (12,3%). Что касается Китая, то там уровень безработицы и, что еще более характерно, вводимого сегодня западными экспертами «индекса отчаяния» населения намного ниже, чем в США и Западной Европе. Аналогичные тенденции прослеживаются в Турции и даже в странах Центральной и Восточной Европы.
Это дало основания британскому историку Найэллу Фергюсону заявить о конце «500-летней монополии Запада» на процветание. И подобная оценка отнюдь не выглядит данью политическому моменту.
В сложившейся сегодня в Европейском союзе ситуации присутствует и еще один аспект. Нежелание европейских «тяжеловесов» во главе с Германией брать на себя излишние обязательства помощи «проблемным государствам» предоставляет США необходимое пространство для маневров с тем, чтобы перетянуть подобные государства на свою сторону, играя на противоречиях внутри ЕС. Неудивительно, что одновременно с Тимоти Гайтнером в турне по европейским столицам с посещением Турции и Греции отправился вице-президент США Джозеф Байден. По имеющейся информации, он призван заверить греческое руководство в незыблемости поддержки Афин со стороны Вашингтона и заодно указать на желательный для США внешнеполитический курс нового кабинета. А он заключается в сворачивании сотрудничества с Россией по энергетическим проектам, уступках Турции по кипрской проблеме и возможно даже в подключении Греции к реализации программы ПРО. Не приходится сомневаться, что в ближайшее время США попытаются укрепить взаимодействие и с другими «проблемными государствами» ЕС, играя на теме нежелания Германии проявлять пресловутую политическую волю к спасению их экономик. При этом для каждой из них найдутся те или иные предложения, следующие в русле «евроатлантизма». В свою очередь, предварительные договоренности Джо Байдена с турками и греками дают американцам дополнительные козыри в дискуссиях с Евросоюзом.
Искендеров Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук