Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 декабря 2024
Америку ждет «ближневосточный Вьетнам»?

Америку ждет «ближневосточный Вьетнам»?

Президент США принял решение уничтожить террористическую группировку «Исламское государство»
Икрам Сабиров
11.09.2014
Америку ждет «ближневосточный Вьетнам»?

В ближайшие дни Барак Обама обнародует детали стратегии Соединенных Штатов, направленной на ликвидацию группировки «Исламское государство». Той самой, которая до недавнего времени именовала себя «Исламским государством Ирака и Леванта», ИГИЛ.

Главный пункт американской стратегии уже известен: нанесение авиаударов по позициям группировки ИГ в Сирии и Ираке. «Мы будем преследовать террористов, угрожающих стране, где бы они ни находились», - на всякий случай пообещал Барак Обама в телевизионном обращении к народу Соединенных Штатов. Те, кто угрожает безопасности Америки, нигде не смогут найти убежища, заверил президент сограждан.

Однако значительная часть американских конгрессменов уже высказала опасения, что, ввязываясь в масштабную войну против ИГ, администрация Белого дома рискует получить новый Вьетнам, на этот раз – на Ближнем Востоке.

Сенатор от штата Кентукки Митч Макконнелл, лидер республиканского меньшинства в палате представителей, заявил, что любые планы противодействия ИГ в Ираке и Сирии, выработанные исполнительной ветвью власти США, должны быть сначала одобрены законодателями. «Мой взгляд и взгляды большинства членов моей фракции заключаются в том, что президенту следует получить согласие конгресса», - подчеркнул законодатель. При этом он подтвердил, что, по мнению республиканцев, таким согласием Барак Обама должен заручиться «применительно ко всему, что решит делать».

Вскоре руководство республиканцев чуть смягчило заявление сенатора. Публике разъяснили: подготовка и обсуждение резолюции, наделяющей администрацию правом применения за рубежом военной силы в рамках борьбы с ИГ, будет зависеть от конкретного содержания предложенной президентом стратегии. Однако очевидно, что конгресс откровенно не доверяет Белому дому в столь деликатном вопросе.

Для подобного недоверия есть все основания.

«Ближневосточная политика» Барака Обамы стала достаточно уникальным для американской дипломатии явлением. Она представляет собою череду феерических провалов в регионе, который предыдущая администрация с таким трудом почти поставила под контроль.

Спешный вывод войск из Ирака, добавивший к рейтингу лауреата Нобелевской премии мира десяток пунктов, обернулся атакой ИГИЛ и угрозой распада страны на три воюющих между собой части. Свержение Муамара Каддафи погрузило в хаос не только Ливию, но и прилегающие к ней африканские территории, ставшие «землей джихада». Попытка руками местных оппозиционеров и исламистской интервенции свергнуть Башара Асада в Сирии провалилась, но метастазы этого конфликта сейчас распространяются по всему Ближнему Востоку. Сегодня они угрожают уже непосредственно Иордании и Ливану, а значит, в ближайшем будущем - Турции и Саудовской Аравии. Если прибавить к этому провал лично курировавшихся Бараком Обамой и его верным наперсником Джоном Керри израильско-палестинских переговоров и диалога «шестерки» с Тегераном, то картина для Белого дома получается и вовсе безрадостная.

Все время своего пребывания в президентском кресле Барак Обама пытался, как ему казалось, гибко лавировать между «ястребами», требовавшими продолжения войны с «международным терроризмом», то есть дальнейшим установлением тотального контроля над регионом, и «голубями», которые, в принципе, были не против экспорта демократии в отсталые районы мира, но делать это предлагали «помягче». Долавировался…

Так и не дождавшись от Барака Обамы ответа на вопрос «Кого будем бить дальше?», израильтяне и саудиты, опираясь на тесные и давние контакты в Пентагоне, ЦРУ и на Капитолийском холме начали собственную игру. Ее суть - ограничение растущего в регионе влияния Ирана, а также поддержка процесса возникновения мелких государств, которые и легко берутся под контроль, и ожесточенно грызутся между собой.

«Если наши враги убивают друг друга, следует дать им на это время и предоставить эту возможность», - пояснил израильский премьер Беньямин Нетаньяху.

Аналогичным образом поступили и джихадисты всех мастей. Если в сценарии «международной войны с террором» у каждого из руководителей экстремистских организаций была не только отведенная сценаристами из Вашингтона роль, но и гарантированная оплата своих «услуг», то из-за «гибкости» Барака Обамы они оказались в весьма затруднительном положении, в первую очередь – с финансами. Вполне справедливо рассудив, что «Обама и Америка нас предали», предварительно использовав как «пушечное мясо», руководители террористических «фирм» и «корпораций» перешли на своеобразное самофинансирование. Занялись извлечением прибыли от контрабанды нефти и оружия, наркотрафика и торговли «живым товаром». Бизнес оказался столь выгодным, что огромное количество занятых в терроре «ООО» и «ЗАО» откровенно плюнули на своих американских кураторов и начали «государственное строительство» на попавших под их контроль территориях, планируя в дальнейшем вести самостоятельную политику.

Но последней каплей в чаше терпения «ястребов» стало то, что пока Барак Обама говорил, Тегеран делал. «Иран стал первой страной, которая оказала нам помощь оружием и боеприпасами для отражения атак исламистов», - заявил президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. Стремление курдов к независимости и создание ими на территории Иракского Курдистана своего государства никакого восторга, и уж тем более поддержки, в Иране не вызывает. Но сегодня это уже вторично, сегодня Тегеран направляет курдам оружие, а в их воинских подразделениях появились иранские военные советники. И это – иранские шаги по созданию в регионе антитеррористической коалиции, причем коалиции нового типа, в которой будут участвовать не столько государства, сколько негосударственные образования. Это не традиционный альянс, который, например, создавали Штаты для вторжения в Ирак или Афганистан, а общественный фронт. В его состав войдут люди разных национальностей, чтобы противостоять террористической чуме, пришедшей на их земли.

И любому понятно, что Вашингтону в этой коалиции места не будет. А поскольку такой общественный фронт имеет все шансы самостоятельно справиться с джихадистами, то обо всех усилиях США установить контроль над регионом уже можно забыть. С учетом того, что за усилиями Ирана стоит поддержка России и Китая при весьма благожелательном, хоть и до времени скрываемом нейтралитете Германии, этот расклад заставляет вашингтонских «ястребов» стирать клювы от ярости.

Впрочем, остатков этих клювов вполне хватило для того, чтобы вбить в голову американского президента мысль о необходимости срочных действий. А под шумок положить ему на стол сценарий нового этапа «международной войны с терроризмом», означающий продолжение курса на расширение американского вмешательства в происходящее в регионе.

Именно это так встревожило и палату представителей, и сенат.

Призрак «второго Вьетнама», на этот раз на Ближнем Востоке, вновь начал бродить по властным коридорам Вашингтона, откровенно пугая тех, кто сохранил возможность адекватной оценки ситуации.

Во Вьетнаме тоже начиналось без одобрения конгресса, тоже поначалу выглядело как увеличение числа инструкторов и советников, а закончилось… Ну, знают все.

Помимо «вьетнамского синдрома», есть еще одно обстоятельство. За тринадцать лет ведения «войны с международным терроризмом» значительная часть истеблишмента США четко усвоила несколько уроков. Во-первых, расширение американского военного присутствия совершенно не является гарантией победы, а, во-вторых, на несколько порядков увеличивает угрозы, как американским интересам, так и безопасности США в целом.

Поэтому на Капитолийском холме считают, что контроль Америки над Ближним Востоком должен быть сохранен, но решать эту стратегическую задачу лучше чужими руками. Так что часть американской политической элиты намерена сделать все, чтобы не дать Бараку Обаме и усиливающимся в его окружении «ястребам» под конец президентского срока загнать страну в «ближневосточный Вьетнам».

Эта позиция, собственно, и является тем самым «моментом истины», из которого должна исходить Россия в определении степени своего участия в разворачивающихся на Ближнем Востоке событиях. Несомненно, Вашингтон попытается втянуть Москву в спешно создаваемую им «международную антитеррористическую коалицию 2.0». Красивые слова аргументации и благородные цели для убеждения уже, не сомневаюсь, заготовлены. Как заготовлены и гневные ноты осуждения в случае нашего отказа.

Нам будут много обещать, но нужно помнить: эта «международная коалиция», прежде всего, чужой инструмент чужой игры, в которой, как ни подстраивайся, правила диктуют другие.

России в этой коалиции делать нечего, поскольку у нас в регионе собственная дипломатическая партия, которая, судя по итогам прошедших в конце месяца переговоров Сергея Лаврова с иранским министром иностранных дел Джавадом Зарифом, развивается достаточно успешно.

Москве не следует даже близко подходить к столу, где американский крупье сейчас тасует крапленую колоду.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.