Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 мая 2024
А ведь могли бы быть первыми…

А ведь могли бы быть первыми…

Послесловие к Международному военно-морскому салону, прошедшему в Санкт-Петербурге
Сергей Птичкин
06.07.2015
А ведь могли бы быть первыми…

Салон показал, увы, полную неясность дальнейшего развития и отечественного судостроения, и самой стратегии ВМФ России. А ведь мы можем быть первыми в мире.

В Петербурге нам должны были, прежде всего, показать лучшие достижения судостроительной промышленности, выделить направления, где мы лидируем, и где экономить нельзя. Но получилась обычная выставка судостроительного хозяйства, где каждый производитель отстаивал свои приоритеты. Картина в целом не сложилась...

Увы, отечественное судостроение после 1991 года оказалось в самом удручающем положении. Верфи были приватизированы, однако новые «эффективные» собственники почему-то не смогли развить то, что им досталось. Советский пассажирский, торговый и рыболовный флот тоже стал частным. Его очень скоро вообще вывели из-под российской юрисдикции, над судами подняли флаги «удобных» стран. Новые судовладельцы выжимали из доставшегося им все, что только возможно, а вот новых судов на отечественных верфях не заказывали. А как без заказов жить в условиях рынка? Невозможно, поэтому военные кораблестроители и гражданские судостроители выживали, как могли. То же касалось и различных КБ морской техники. Спасал экспорт, но его было мало, и на всех иностранных заказов не хватало.

Когда экономическая и политическая ситуации в России выправились и стабилизировались, попытались создать Объединенную судостроительную корпорацию. Но по сравнению с аналогичными корпорациями в области авиастроения и авиационного двигателестроения ОСК по сей день эффективной работы не показала.

Единой судостроительной политики выработать так и не удалось. Деклараций много, дел не очень-то и видно, вот один лишь пример. В Нижнем Новгороде, в КБ скоростных судов имени Р.Е. Алексеева в последние годы разработано несколько проектов судов на подводных крыльях нового поколения. Они бы прекрасно вписались в различные черноморские пароходства и, в частности, сняли бы всю напряженность в доставке пассажиров в Крым. Только вот заказчик судов на подводных крыльях так и не обозначен.

Частникам это не нужно, а государственных пароходств у нас, похоже, нет вообще. Поэтому прекрасные макеты «ракет» и «метеоров», выставленные на стендах концерна «Моринформсистема-Агат», в которое входит это самое КБ, вызывали, скорее, чувство печали, чем восхищения.

Морская коллегия, которая прошла в рамках салона, лишь подтвердила, что единой политики и согласия в области судостроения нет. Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин даже сравнил ситуацию в отрасли с той, что до недавнего времени имела место быть в ракетостроении. Там, по его словам, осваивались огромные бюджетные средства на создание дублирующих друг друга проектов. Пришлось наводить жесткий административный порядок. В судостроении, скорее всего, придется идти тем же путем.

Еще более печальная картина в области морского двигателестроения. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, выступая на коллегии, предложил создать при правительстве комиссию, которая смогла бы ответить, почему в России при объемном финансировании до сих пор нет качественной энергетической установки для флота. Он акцентировал внимание на том, что в стране заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области двигателестроения одновременно расходуют средства Военно-морской флот, морские пограничники, различные частные заказчики. По словам главкома, «мы тратим деньги, вкладываем в одно и то же, но в итоге ничего не имеем». Его поддержал Д. Рогозин, сказав, что «у нас на бумаге все есть, а на самом деле ничего нет, деньги съели».

А если нет корабельной энергетики, о каких перспективных кораблях можно вести речь?

Неслучайно, наверное, еще до открытия салона была озвучена идея ставить на перспективные эсминцы, строительство которых планируется начать с 2018 года, ядерные энергетические установки. С такой энергетикой у нас все в порядке.

Каким точно будет облик ВМФ России, определиться сейчас непросто. Ясно, что создание огромных кораблей типа авианосец страна не потянет. Сегодня лишних финансов нет. А цены на все военное строительство возросли многократно. Надо на чем-то экономить. И ряд весьма компетентных военных экспертов уверены: придется сокращать расходы на целый ряд проектов ВМФ...

Основу военного флота, скорее всего, составят корветы и фрегаты. Если сложится, то значительно усилят мощь ВМФ эсминцы нового поколения, создающиеся в рамках проекта «Лидер». Упор будет сделан на усилении береговой обороны, здесь наша страна в «передовиках», береговым противокорабельным комплексам типа «Бал» и «Бастион» аналогов в мире нет. Возможно, удастся заложить и десантные корабли нового поколения, которые по основным показателям значительно превосходят французские «Мистрали». Но это тоже связано с решением энергетической задачи. Будут двигатели – будут и корабли.

Поддержат отечественное судостроение экспортные заказы. Спрос на российские боевые корабли в мире растет. На прошедшем салоне стенд «Рособоронэкспорта» не пустовал – переговоры с потенциальными иностранными заказчиками шли интенсивно. Интерес проявился к неатомной подводной лодке проекта «Амур-1650». Эта субмарина имеет ряд преимуществ перед иностранными лодками, у нее мощный и сбалансированный комплекс вооружения, включающий противокорабельные ракеты с возможностью их залпового пуска из всех торпедных аппаратов. Кроме того, «Амур» способен решать задачи по уничтожению наземных объектов крылатыми ракетами. Другое превосходство над зарубежными аналогами - увеличенная дистанция обнаружения целей за счет уникального гидроакустического комплекса, а также более низкий уровень шума.

Высоко оценивают специалисты боевые возможности российского фрегата «Гепард-3.9», созданного на базе сторожевого корабля проекта 11661, в его конструкции использованы технологии «Стелс». Два корабля этого проекта – «Татарстан» и «Дагестан» - приняты на вооружение ВМФ России. «Гепард-3.9» может действовать самостоятельно или в составе группы, выполнять конвойные операции, нести патрульную службу, охранять морскую границу и экономическую зону. Он оснащен комбинированной дизель-газотурбинной установкой мощностью 37900 л.с. и способен развивать скорость до 28 узлов. Автономность плавания – 20 суток. Поскольку «Гепард» предназначен для поиска и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, на нем установлены противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э», универсальная 76,2-мм артустановка АК-176М и зенитно-артиллерийский комплекс «Пальма» с управляемой ракетой «Сосна». В качестве противолодочного вооружения на корабле имеются два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. На корабле предусмотрено базирование палубного вертолета полетным весом до 12 тонн. Кстати, в качестве перспективных боевых корабельных вертолетов могут быть использованы Ка-52К, презентация которых состоялась во время салона.

Большим экспортным потенциалом обладает скоростной патрульный катер «Мангуст», он способен развивать скорость более 40 узлов, и предназначен для перехвата практически любых высокоскоростных морских целей.

Его штатное вооружение – 14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка, переносной зенитный ракетный комплекс типа «Игла» и противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» водоизмещением около 60 тонн предназначен для несения дежурной службы в территориальных водах, контролем за соблюдением кораблями и судами режима плавания во внутренних водах, на рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря. Катер полностью соответствует понятию «перехватчик», его аналог принят на вооружение морских пограничников России.

Ну, а если оставить за скобками глобальные вопросы строительства отечественного ВМФ, то сам салон в Санкт-Петербурге стал праздником для всех, кто смог его посетить. Тем более что на корабли и катера, стоявшие у причальных стенок, пускали всех желающих.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.