Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 мая 2024
G8: новая роль России

G8: новая роль России

К открытию саммита в Японии
Александр Крылов
07.07.2008
G8: новая роль России

G8 представляет собой неофициальный форум лидеров ведущих стран мира. Хотя «восьмерка» не является международной организацией с общим руководством и уставом, принятые на уровне глав государств решения приобретают характер политических обязательств государств-участников. Нынешний формат «восьмерки» сложился в 1997 году, когда в состав этого престижного клуба государств была принята Россия.

Долгое время Россия играла в G8 роль «бедного родственника». Заявления о том, что наша страна по своим экономическим показателям и уровню развития демократии не может быть членом G8, делались на Западе постоянно. Многие влиятельные западные политики, в том числе и нынешний кандидат в президенты США Джон Маккейн, не раз заявляли о том, что авторитарную и недемократическую Россию необходимо исключить из G8 и принять вместо нее экономически не менее значимую, но при этом более демократическую страну, такую как Бразилия или Индия.  

Призывы исключить Россию из G8 остались всего лишь призывами.

Нынешняя администрация США предпочла вести с Россией «наступательный» диалог. Диалог, по сути, был монологом: российскому руководству излагалась сформированная еще до саммита G8 общая позиция Запада по наиболее актуальным международным и внутрироссийским проблемам. Общая евроатлантическая позиция, в частности, состояла в том, что Россия должна решительным образом «либерализовать» свой энергетический сектор. То есть предоставить российские нефтегазопроводы для западных компаний и поставщиков энергоресурсов из Центральной Азии, даже не рассчитывая при этом на то, что наши западные партнеры будут уважать российские политические и экономические интересы.  

Обвинения в авторитаризме, свертывании демократии, диктате по отношению к постсоветским государствам, энергетическом шантаже и т.п. использовались не для реального продвижения демократии в России, а в первую очередь как средство давления на Кремль, при помощи которого стремились добиться значительных экономических и политических уступок.  

Проявлением традиционного накануне саммитов G8 критического пыла в адрес России стала публикация во влиятельной британской Times. «Неназванные представители британских спецслужб» заявили на страницах этой газеты, что «только терроризм «Аль-Каиды» и иранская ядерная программа представляют большую угрозу безопасности страны, чем Россия». Как указывает Times, Британия наводнена агентами «трех главных спецслужб России» и это вызывает раздражение британских спецслужб, так как на борьбу с промышленным и военным шпионажем со стороны России приходится тратить слишком много ресурсов.  

Бросается в глаза, что накануне нынешнего саммита G8 публикаций подобного рода в западных СМИ куда меньше, чем обычно. Многие прежние сюжеты явно теряют свою актуальность (Литвиненко, Политковская, Ходорковский, Северный Кавказ, права сексменьшинств и т.п.). Не вызвали у западных СМИ особого интереса и очередные призывы Джона Маккейна исключить Россию из клуба наиболее индустриально развитых государств. В Токио к подобным призывам не отнеслись серьезно. Как пояснили представители японского правительства, там считают невозможным включение вопроса о членстве России в повестку дня саммита G8 на Хоккайдо. По мнению японцев, необходимо «разделять американскую предвыборную кампанию, являющуюся внутренним делом США, и международную встречу глав государств и правительств G8».  

Российское руководство считает, что тема исключения России из G8 давно стала анахронизмом. «Насколько я знаю, в последнее время об этом специально никто не говорил. Совершенно очевидно, что какие-либо тезисы об исключении России или давлении на Россию выглядят просто несерьезно», - заявил президент РФ Д. Медведев в интервью представителям СМИ стран «Группы восьми» в преддверии нынешнего саммита. По его мнению, G8 существует «не потому, что это кому-то нравится или не нравится, а потому, что это объективно самые крупные экономики и самые серьезные с точки зрения внешней политики игроки». Он отметил, что попытки ограничить Россию в этом качестве нанесут ущерб всему мировому порядку.  

Президент РФ в своем комментарии по поводу позиции Маккейна не стал скрывать своего пессимизма в оценке экономической ситуации в США.

Он выразил уверенность, что любая администрация США, если она желает добиться успехов, «в том числе и в преодолении, по сути, депрессии, которая сегодня существует на американском экономическом рынке, должна проводить прагматическую политику и внутри страны, и за ее пределами».  

Накануне окончания второго президентства В. Путина многие западные политики и СМИ высказывали надежду, что «мягкий и интеллигентный» Медведев может стать для Запада куда более удобным партнером, чем его предшественник. Однако пока эти надежды остаются иллюзорными. Более того, часто третий по счету президент РФ проявляет еще меньше пиетета по отношению к единственной мировой сверхдержаве, чем его предшественник. Накануне саммита G8 на Петербургском международном экономическом форуме Д. Медведев обвинил США в международном экономическом кризисе и дал понять, что пришло время для пересмотра правил игры на мировом рынке.  

Судя по заявлениям российских официальных лиц, на саммите G8 Д. Медведев намерен предостеречь своих западных партнеров от негативных последствий дальнейшего приближения стратегической военной инфраструктуры НАТО к российским границам в случае вступления в альянс Украины и Грузии. Российское руководство уверено, что в этом случае отношения между Россией и США, НАТО и ЕС будут испорчены всерьез и надолго. Чтобы избежать крайне невыгодного варианта развития событий, Москва предлагает своим западным партнерам реагировать на гипотетические ракетно-террористические угрозы совместно и равноправно путем заключения принципиально нового и юридически обязывающего договора о европейской безопасности. В таком договоре могли бы участвовать все без исключения страны Европы, причем в качестве суверенных государств, а не связанных обязательствами перед третьей стороной членов тех или иных блоков и объединений.  

Накануне саммита G8 Кремль откровенно демонстрировал, что готов использовать свои нефтегазовые «козыри» не только для защиты своих экономических интересов, но и для перестройки нынешнего однополярного мира в более гармоничный и безопасный многополярный. Перед саммитом G8 Д. Медведев совершил визиты в Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, которые продемонстрировали все возрастающую кооперацию в энергетической сфере между Россией и ее южными постсоветскими соседями. В этой ситуации оказываются обесцененными все проекты выстроенных в обход России энергетических трубопроводов, а новые проекты типа Транскаспийского коридора становятся чистой маниловщиной.  

Уже несколько лет Россия демонстрирует желание преодолеть свою излишнюю зависимость от западных энергопотребителей и диверсифицировать поставки энергоносителей. Их значительная часть может быть развернута с западного направления на восток и юг. На Западе эту политику часто оценивают как «энергетический империализм». Однако лозунг диверсификации появился вовсе не в России, а на Западе. По иронии судьбы Россия с формальной точки зрения идет навстречу давним пожеланиям европейцев снизить долю потребления российских энергоносителей и избавиться от своей излишней зависимости от «непредсказуемого и авторитарного» Кремля.  

В условиях мирового энергодефицита в ближайшие годы (и даже десятилетия) найти равноценную замену российским энергоносителям просто невозможно. И Европа заинтересована в их поставках в куда большей степени, чем Россия, у которой есть альтернативные и постоянно растущие рынки сбыта в Азии.  

Развитие международной ситуации и беспрецедентно выгодная конъюнктура на рынке энергоносителей как никогда ранее благоприятствуют повышению роли России в мире.

Хотя мир все еще продолжает оставаться однополярным, влияние США явно идет на спад. Причиной тому - переоценка американскими властями пределов могущества собственной державы после распада СССР. К тому же нынешняя администрация США слишком привержена стереотипам прошлого, она оказалась не готовой подняться над узкокорыстными интересами и предложить мировому сообществу основанное на общечеловеческих и гуманистических принципах переустройство современного мира. ЕС, другой потенциальный лидер на международной арене, теперь имеет весьма ограниченные возможности оказывать влияние в мировом масштабе, так как после своего расширения поглощен решением собственных внутренних проблем.  

На фоне сокращения влияния США и ЕС Россия все чаще действует не просто как влиятельная региональная и энергетическая, но как великая держава. Возросшие внешнеполитические амбиции Кремля проявились в активизации российской политики на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке. По многим актуальным проблемам позиция РФ противоречит позиции США и ЕС (ПРО в Восточной Европе, Косово, Иран, Сирия, левые режимы в Латинской Америке, проблема постсоветских непризнанных государств и т.п.).  

В 1990-е годы Россия переживала очередную смуту в своей истории. На Западе успели привыкнуть к образу России как нищего, больного и недееспособного соседа цивилизованных США и благополучной Европы. К разочарованию тех, кто надеялся на скорый раздел наследства «неизлечимо больной» России, слухи о ее скорой смерти оказались сильно преувеличенными. Теперь ситуация в России разительно отличается от той, которая была в конце 1990-х. Меняются и наши соседи, причем направление этих изменений не вызывает особого оптимизма ни в США, ни в странах ЕС. На нынешнем саммите G8 Россия имеет все основания претендовать на роль равноправного члена в клубе ведущих стран мира. В этом качестве Россия может вносить свой весьма весомый вклад в решение наиболее острых проблем современности. Но насколько приемлемой для наших партнеров по G8 окажется новая роль России? Это покажут результаты саммита на северном японском острове Хоккайдо.  

 

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.