Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Затворник донецкого Святогорья

Затворник донецкого Святогорья

О торжествах в Свято-Успенской Святогорской Лавре
Станислав Минаков
28.08.2017
Затворник донецкого Святогорья

Свято-Успенская Святогорская Лавра в донецких горах и вся православная Русь отмечают полуторастолетнюю дату блаженной кончины преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, семнадцать лет скрывавшегося в пещерке меловой скалы, над которой теперь возвышается над Северским Донцом храм святителя Николая.

Древний монастырь, претерпевший за столетия существования и кровавую смуту 1917-го и последовавших годов, когда помраченные заталкивали монахов под лед Северского Донца прямо у главного храма, стоящего на берегу, и ныне претерпевающий, когда оккупационные власти киевской хунты периодически начинают искать в обители укрываемых «сепаратистов», стоически несет свой крест.

Совершив путешествие в прекрасное, тихое и величественное Святогорье в 1887 году, Антон Чехов называл его «донецкой Швейцарией», а нам же кажется, что Святые горы над Северским Донцом в сравнениях не нуждаются, поскольку вполне самодостаточны.

В «Николин день», 9 мая 1887 г., в Святогорском монастыре паломник Антон Чехов «участвовал в крестном ходе на лодках», и об этом следующие его строки: «…Оба берега — один высокий, крутой, белый с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелеными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своею прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых веслами. Пение пасхального канона, колокольный звон, удары весел по воде, крик птиц — все это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На ее корме неподвижно, как статуя, стоял черный послушник».

* * *

24 (11-го по ст. ст.) августа с.г., в день ухода святого подвижника Иоанна Затворника из земных пределов, в Свято-Успенской Святогорской Лавре прошли торжества. Интересен даже сам перечень донецких архипастырей, служащих по обе стороны «линии соприкосновения» на Донбассе: праздничное соборное архиерейское богослужение возглавил священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Сослужили Его Высокопреосвященству митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; митрополит Изюмский и Купянский Елисей (возглавляющий епархию, которую выделили несколько лет назад из Харьковской); архиепископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии; архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископ Александрийский и Светловодский Боголеп; 250 человек духовенства Донецкой и Горловской епархий, а также духовенство лаврское.

О самой Святогорской лавре, ее истории и сегодняшних непростых обстоятельствах и обстояниях, о стоической позиции в нынешних условиях митрополита Арсения (Яковенко), мы рассказывали два года назад в статье «Я верю в исцеление народа…», опубликованной по случаю двадцатилетия наместничества архиепископа Арсения тогда на торжества прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Напомним также, что в марте текущего года Святогорская Свято-Успенская Лавра отметила тринадцатую годовщину обретения своего нового, «лаврского» статуса. Это — самая молодая Лавра Русского Православия.

Благотворителем возрождающегося монастыря стал премьер-министр Украины Виктор Янукович, в бытность которого еще главой Донецкой облгосадминистрации были решены многие проблемы святой обители.

* * *

Сегодня — расскажем о святом Иоанне.

Прославление подвижника Иоанна, Затворника Святогорского для местного почитания состоялось 24 августа 1995 г., в день кончины, в год 200-летия со дня рождения. Как отмечают монастырские летописцы, «венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление преп. Иоанна Затворника в лике святых; теперь ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами — при чрезвычайно обильном стечении народа. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим».

Вот краткие фрагменты жития святого. Преподобный Иоанн Святогорский, в миру Иван Крюков, родился в Курске в семье мещан. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет.

Девяти лет Ваня был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина.

Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. Полтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре овладел грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре стал экономом. Проведя одиннадцать лет в этой обители и преуспев в ней духовно, получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни (тогда — Харьковской епархии), восстановленной в 1844 г., куда и перешел, получив послушание эконома. Был посвящен в сан иеромонаха.

Вот что о его деятельности писал Василий Немирович-Данченко: «Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился “отсечь” часть горы под гостиницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия и гора была “отсечена”. Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но… исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы.

Потом уж его и смирять перестали — махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина.

Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять “отсекает” горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы».

Чуть позже Иоанникий был рукоположен в иеромонахи и определен духовником к богомольцам. В этой должности он принимал активное участие в восстановлении подземных ходов.

Расчищая пещеры, подвижник полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, получив благословение епископа (и преодолев сопротивление настоятеля монастыря). Спал в гробу, держал строгий пост. Великая схима, или образ ангельский, — высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский — великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.

«Убедившись, что Иоанникий не превозносится, — продолжает Немирович-Данченко, — а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру — и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.

Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу — тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы — вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб — и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались.

Пробовали его испытывать — выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно».

В таких трудах прожил подвижник в затворе, как уже сказано, 17 лет, причем пять из них — без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Таин в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрел множество почитателей среди мирян.

С середины 1850-х Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословлял толпившийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывал двери своей кельи.

Сподобился благодатных даров непрестанной молитвы, а также даров рассуждения, прозорливости, целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.

За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор, где мирно почил в отведенной ему келье монастырской больницы. Так завершил земной путь, как причастно сказано, «великий молитвенник и постник, суровый аскет-подвижник Святых Гор, прозорливец и чудотворец Иоанн, Богу и людям послуживший подвигом затвора».

Почивший Иоанн был похоронен у алтаря больничной церкви.

Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. После 1917 г., несмотря на препятствия, чинимые безбожными властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления, запись которых велась в монастыре.

Его мощи теперь находятся в Успенском соборе Лавры, а могила стала местом паломничества. Каждый год в день почитания преп. Иоанна Затворника в Святогорскую обитель стекаются тысячи людей.

По благословению Преосвященного Иувеналия, митрополита Курского и Рыльского, в 2004 г., к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, уроженца Курска, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии был создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших, в составе коего также прославлен Святогорский подвижник Иоанн Затворник.

Празднование Собора Курских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима в 2003 году. Память Собора святых земли Курской совершается 1 августа нов. ст. в день памяти прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца.

Единую Русскую Церковь — не разъять. Ее объединяют, в том числе, и деяния, и имена знаменитых, возлюбленных православным людом подвижников, земной и духовный путь которых связан с нашими землями — курской, слободской, донецкой…

На новой иконе изображены и прп. Иоанн, Затворник Святогорский (Донецкий), и многие святые — подвижники духа и веры, родившиеся или просиявшие в своем служении Богу и людям: один из основателей общежительного монашества на Руси прп. Феодосий Печерский, прпп. Исаакий и Макарий Оптинские, прп. Серафим Саровский, прп. Илия Верхотурский, свт. Иоасаф Белгородский, священномученики архиепископы Курские Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский), сщмчч. Павлин (Крошечкин), Иоасаф (Жевахов), Антоний (Панкеев), Иоанн (Пашин), Иувеналий (Масловский) и другие подвижники и новомученики. Святые изображены на фоне Знаменского мужского монастыря Курска в осенении чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.


МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОАННУ, ЗАТВОРНИКУ СВЯТОГОРСКОМУ

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Иоа́нне! Ве́рою припа́даем тебе́, помо́щниче наш ди́вный и ско́рый услы́шателю, не премолчи́ о нас ко Го́споду Бо́гу в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостивно призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас, и да пода́ст исправле́ние зло́му окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т нам вся, ели́ка согреши́хом от рожде́ния и до сего́ часа́.

Испроси́ нам у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир во днех на́ших, ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние, боля́щим здра́вие, скорбя́щим утеше́ние, уныва́ющим ободре́ние, бе́дствующим призре́ние, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющимся преуспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и всем правосла́вным христиа́ном позна́ние благода́ти Бо́жией и ве́чное о Го́споде спасе́ние.

Не преста́й, всечестны́й о́тче, предста́тельствовати о стране́ на́шей. Наипа́че же святу́ю оби́тель, в не́йже трудолю́бно подвиза́лся еси́, моли́твою твое́ю не оста́ви, да утверди́тся в ней братолю́бие, терпе́ние, послуша́ние и любо́вь, и да приложи́тся покая́ние благоде́телем ея́.

Ей, о́тче наш Иоа́нне, услы́ши нас, бе́дствующих в ми́ре сем, страсте́й бу́рею потопля́емых, и умири́ жизнь на́шу, отыми́ вся́кую вражду́ и неприя́знь, покры́й нас покро́вом всемо́щнаго заступле́ния твоего́ от вся́каго наве́та вра́жия, да без преткнове́ния до после́днего издыха́ния просла́вим неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Фото автора, ресурсов svlavra.church.ua helpprison.ru и др.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.