Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 марта 2023
В Алушту, к Бекетову

В Алушту, к Бекетову

Памяти выдающегося советского архитектора
Людмила Обуховская
01.12.2022
В Алушту, к Бекетову

Крымчане бережно хранят память о своем знаменитом земляке, родившемся 160 лет назад в Харькове. В городе-курорте Алуште вот уже 35 лет существует музей академика архитектуры, художника Алексея Бекетова, профессора Санкт-Петербургской академии художеств. В этом году в Крыму отметили сразу две знаменательные даты, связанные с его именем.

Мемориальный дом был построен сто двадцать четыре года назад в Весенней долине (Баар-Дере) близь горы Кастель, где отец архитектора, профессор химии Николай Бекетов, приобрёл участок земли, и стал одним из основателей Профессорского уголка – дачного посёлка учёных.

Уникальность этого места художественно описал в изданных в 1883 году «Очерках Крыма» к столетию присоединения полуострова к России русский писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед Евгений Марков.

На будущей усадьбе Бекетовых сначала появилась спроектированная старшим сыном профессора тридцатилетним архитектором Алексеем скромная постройка, в которую на лето приезжала семья. А в 1898 году по его же проекту был возведён дом в мавританском стиле, который сразу же был назван жемчужиной южнобережной архитектуры. Он напоминает маленькую крепость с короной зубцов и шпилевидными башенками, с деревянной верандой ажурной резьбы, придающей ему лёгкость и нарядность. Теперь это памятник архитектуры местного значения.

Пережив драматические события Гражданской и Великой Отечественной войн, оба дома чудом сохранились. В первом, семейном, много лет и в наши дни останавливались летом харьковские потомки Бекетовых.

 А дом Алексея Бекетова после войны стал на два года пристанищем для писателя Сергея Сергеева-Ценского. Под его крышей написаны произведения, вошедшие в историю отечественной литературы, среди которых роман «Пушки заговорили», воспоминания «Моё знакомство с И. Е. Репиным». На построенной позже усадьбе писателя невдалеке от дома Бекетова в 1961 году был создан Государственный литературно-мемориальный музей С.Н. Сергеева-Ценского, в который вошли сначала Музей-усадьба А.Н. Бекетова, затем Музей писателя Ивана Шмелёва, став его отделами, составив уникальный музейный комплекс.

До создания музея в мемориальном доме Алексея Бекетова размещались разные учреждения. Горисполком поддержал инициативу коллектива музея Сергеева-Ценского во главе с директором Валерием Цыганником, и в здании, признанном памятником архитектуры, в 1987 году открылась первая музейная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Алексея Бекетова, с которой и началось рождение музея архитектора. Сейчас он хорошо известен не только старожилам и молодёжи города, но и отдыхающим из разных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь можно не только познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося человека, но и посетить выставки современных художников, литературно-музыкальные вечера, послушать увлекательные лекции по искусству. За музеем давно закрепилась слава городского культурного центра. Свет в его окнах горит до позднего вечера.

 – Наш коллектив продолжает традиции большой семьи Бекетовых, которая славилась гостеприимством, – отмечает Людмила Цыганник, много лет заведовавшая музеем. – Пример для нас – литературно-художественные, музыкальные вечера, которые здесь постоянно устраивались. Настоящими праздниками был приезд «короля теноров», как называли Ивана Алчевского, младшего брата супруги Алексея Николаевича, художницы Анны. Частым гостем был здесь и другой её брат – Григорий, талантливый композитор, автор замечательных романсов на стихи Леси Украинки, Тараса Шевченко, Михаила Лермонтова, симфонической поэмы «Алёша Попович». В их приезд здесь собиралась вся творческая интеллигенция города.

Будущий знаменитый архитектор родился в Харькове в 1862 году в семье уроженца Пензенской губернии Николая Бекетова и коренной петербурженки Елены Карловны в девичестве Мильгоф.

Многогранная личность Алексея Бекетова формировалась в окружении талантливых людей. Отец Николай Николаевич – основоположник физической химии, академик Петербургской академии наук, сделавший немало важных открытий. Энциклопедистом был его брат Андрей Николаевич – основатель отечественной научной школы ботанико-географов, автор первого русского учебника «География растений». А ещё он – дед по материнской линии выдающегося русского поэта Александра Блока, который в биографии признался: «Своими корнями я обязан роду Бекетовых». Поэт в Алуште никогда не был, но, часто общаясь с родственниками, засвидетельствовал необыкновенное гостеприимство семьи, простоту, деликатность и сдержанность, ставшие её стилем. Поэтессами были жена Андрея Николаевича Елизавета и дочери Екатерина и Мария, с которыми их двоюродного брата Алексея связывали тёплые дружеские отношения.

Профессионал с безупречным вкусом, Алексей Николаевич Бекетов прославился ещё в молодости в родном Харькове, где по его проектам построено более 40 зданий сформировавших архитектурный облик первой украинской столицы. Спроектированные им дома украсили Киев, Лубны, Новочеркасск, Горловку, Макеевку, Ростов-на-Дону...

А самое известное из его творений в Симферополе – доходный дом с театром Таврического дворянства, где ныне располагается Академический русский драматический театр имени Максима Горького. 

 Талантливый зодчий воспитал целое поколение молодых советских архитекторов, среди которых автор оригинальных проектов Симферопольского и Сочинского вокзалов, нескольких станций московского метрополитена Алексей Душкин. Его коллеги Яков Лихтенберг (по проектам которого возведены жилые объекты в Москве на Крутицкой набережной, Серпуховской площади, на Ленинградском шоссе и в районе Бабушкино) и один из основателей Украинской академии искусств архитектор и художник Василий Кричевский.

Обо всем этом рассказывают экскурсоводы, иллюстрируя свои рассказы материалами мемориальной экспозиции. Вместе с документами и фотографиями бережно хранятся вещи, служившие семье. Привлекают внимание в постоянной экспозиции и картины хозяина дома, который профессионально занимался графикой и живописью, называя себя «архитектор-художник».

– Алексей Николаевич неоднократно награждался дипломами художественных выставок, – рассказывает Людмила Цыганник. – Считал, что его успехи связаны с прекрасной школой крымского пленэрного искусства. Признавался коллегам, что именно здесь по-настоящему почувствовал цвет, научился улавливать едва заметные оттенки световой воздушной среды, передавать прозрачность воздуха, динамику морской волны и величавый ритм Крымских гор. Много раз художник писал этюды окрестностей Алушты и Профессорского уголка: горы Демерджи, Кастель, Бабуган, кипарисовые аллеи и парки, старые селения. В музее сохранились его студенческие и поздние работы, на которых изображён полуостров, одухотворённый, ещё не тронутый цивилизацией. И в этом их ценность, наряду с художественностью. Наша задача – сохранить всё это достояние для потомков. И, конечно, – память о выдающемся учёном, педагоге, художнике, архитекторе, талантливом человеке, искренно и горячо любившем ставшую для него родной крымскую землю. В этом нам помогает сотрудничество с Российским фондом культуры, которое началось ещё в «украинские» времена для объединения усилий по сохранению единого культурного пространства славянских народов.

Надо сказать, работают в музее пытливые, неравнодушные люди, благодаря которым не просто сохранены бесценные реликвии прошлого, а ведется большая исследовательская работа. Фонды постоянно пополняются новыми интересными экспонатами, которые становятся достоянием многочисленных посетителей.

Здесь отмечаются православные праздники, проводятся форумы акварелистов, осуществляется многолетняя программа «Музей – школе», юные таланты участвуют в литературных, художественных и музыкальных конкурсах, встречаются со знаменитыми земляками, ветеранами. Всё это делает музей живым, постоянно развивающимся организмом.

Алуштинцы не для красного словца называют Алексея Бекетова земляком: с городом связан большой отрезок его творческой жизни – с 1872 по 1940 год. Он активно занимался развитием курорта.

В 1922 году на курортном съезде в Москве Алексей Николаевич отмечал, что за границей «гораздо больше курортов со слабыми лечебными средствами – водами, грязями, ваннами, но немцы и австрийцы умеют использовать их, обставляя всевозможными удобствами жизни, понимая, что лечебная сила всякого курорта, главным образом, заключается не столько в её узколечебных свойствах, а в способности дать человеку возможно большего телесного и душевного покоя». Этот принцип был в основе проектов Бекетова по развитию крымских курортов. И он не только предлагал, но и делал. Созданный им в тридцатые годы с учётом особенностей ландшафта, микроклимата местности и розы ветров великолепный парк – естественный ингаляторий хвойного, горного и морского воздуха, по сей день радует отдыхающих санатория «Алушта» в Профессорском уголке.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сергей
01.12.2022 14:30
Не раз был в Алуштинском музее. Это действительно центр культуры, не только города, но и Крыма: здесь устраивают выставки художников из разных городов республики. И персональные, и тематически. Они превращаются в настоящие праздники искусства. Замечательные музыкальные вечера. Православные праздники отмечают и взрослые и дети. Спасибо автору за очень интересный и познавательный рассказ и о выдающемся человеке, и о музее, коллектив которого заслуживает самых лестных слов. Много лет музейный комплекс возглавлял настоящий энтузиаст — Валерий Цыганник. Собственно, он его и создал вместе с Людмилой Цыганник. Год назад Валерия Петровича не стало. Но дело его живёт. Новый директор Светлана Немирович продолжает славные традиции.

Эксклюзив
16.03.2023
Валерий Панов
В прошлом году в России ежедневно происходило до тысячи возгораний. Кто стоит за ними?
Фоторепортаж
20.03.2023
Подготовила Мария Максимова
В петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная 350-летию русского балета.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..