Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«У каждого человека есть Главное…»

«У каждого человека есть Главное…»

Размышления после 25-го Аксаковского праздника
Александр Бобров
08.10.2015
«У каждого человека есть Главное…»

Ясная тёплая осень царила в дни 25-го Аксаковского праздника, скрашивала дороги по Башкирской земле, высвечивала холмистые дали, накрывала утренним туманом многие раздумья о судьбах писателей-славянофилов и патриотов...

Главный организатор праздника, подвижник Михаил Чванов (на фото) написал в автобиографической повести «Крест мой…»: «У каждого человека есть Главное, чем он живёт, и второ­степенное, что он делает в жизни как бы по пути и что, по его мнению, может, даже мешает главному, отбирает время. И вдруг он с удивлением и не без горечи, порой только к концу жизни, приходит к выводу: то, что он считал второстепен­ным – и было главным, более того, может, его Предназначе­нием в жизни... Уже в 18 лет я твёрдо знал, что буду писателем. Мечта моя в какой-то степени осуществилась, хотя во мне, без со­мненья, умер с болью крупный геолог или географ, наверное, я займу более чем скромное место в истории отечественной словесности, знаю только, что я был честным писателем, но уже в 20 лет моё имя было вписано в географические спра­вочники как первоисследователя крупнейших пещер Урала…». Теперь имя Михаила Чванова вписано в культурную летопись России как спасителя Аксаковского наследия – зримого и духовного.

В Уфе состоялся торжественный вечер, на открытии праздника присутствовал глава республики Рустэм Хамитов, который недавно принимал форумы ШОС и БРИКС. Но и тут нашёл время, выступил с содержательной речью, отметил важность творчества Аксакова, которое неразрывно связана с Башкирией. «Считаю, что издательству "Китап", – сказал президент, – нужно выпустить красочно оформленный сборник лучших произведений Сергея Тимофеевича, который должен стать украшением каждой семейной библиотеки, а Министерству образования – включить замечательную книгу "Детские годы Багрова-внука" в перечень книг для внеклассного чтения». Это сегодня

Президент Башкирии с высокой трибуны поддержал Михаила Чванова: «Важную роль в организации Аксаковского праздника играет его бессменный вдохновитель и руководитель – директор музея и председатель Аксаковского фонда, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Андреевич Чванов. Михаил Андреевич – не только известный писатель, деятель культуры, но и исследователь, чьи литературные и краеведческие поиски приобрели общероссийское звучание. Давайте поблагодарим Михаила Андреевича за его работу. Спасибо большое!». Гром аплодисментов грянул! И мой друг, издавший прекрасный двухтомник в издательстве «Вече», заслужил их. Его пронзительная повесть-исповедь «Жизнь без тебя», посвящённая умершей от рака жене, прежде бы зачитывалась до дыр в массовом журнале и книгах, а сегодня всё тонет в макулатуре донцовых-устиновых...

Но в театре шла речь не о писательстве.

Представьте 1991 год, раздрай, и тут журналист, признанный мастер прозы начинает среди развала безнадёжное, казалось бы, дело – праздник Аксакова.

Спасает от сноса дом писателя в Уфе (теперь там музей), берётся восстанавливать усадьбу Надеждино и возрождать храм покровителя воинов и славян Дмитрия Солунского. Позднее Михаил Чванов, встретивший своё 70-летие, признавался: «Теперь я вспоминаю: всё, что касалось Аксакова, несмотря на безвременье, у меня получалось. Не могу похвалиться, что я в жизни удачливый человек, скорее, наоборот, но все, что касалось Аксакова, у меня получалось, самые разные люди шли мне навстречу. Теперь Дмитриевский храм стоит, белоснежный, с взметёнными над ним крестами, видимый из окон поездов, стучащих по транссибирской магистрали мимо станции Аксаково из Европы в Азию и из Азии в Европу, и по православным праздникам, и в ежегодный Международный Аксаковский праздник говорят над ним Аксаковские колокола, отлитые одним из лучших колокольных мастеров России Николаем Пятковым из Каменск-Уральского и подаренные храму Аксаковским фондом. А храмовая икона подарена Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, выдающимся скульптором и общественным деятелем Вячеславом Михайловичем Клыковым, а внёс икону в храм старший брат убиенного русского поэта Игоря Талькова – Владимир».

Чувствуете размах содеянного? Представляя гостей праздника, Михаил Чванов в театре рассказал поистине романтическую историю знакомства будущих супругов Костич: «Во время югославской войны в Москву прилетел выдающийся сербский поэт Зоран Костич. В Международном славянском культурном центре его познакомили с актрисой МХАТа Еленой Трепетовой. Закончилось это тем, что Елена оставила театр, своих родных и отправилась с возлюбленным на его родину, в пекло страшной войны. Так как из-за блокады самолёты не летали, поезда не ходили, их отправили на парусной шхуне из Крыма в Сербию. Одним из матросов на этой шхуне был ваш покорный слуга», – скромно признался Михаил Андреевич.

Зоран до сих пор остаётся верным борцом за единство славянского мира, живя в небольшом анклаве, зажатом мусульманами и католиками. Он всегда помнит, что сын автора «Семейной хроники» – Иван Сергеевич сыграл выдающуюся роль в освобождении южных славян от турецкого ига.

Славянофил не только собирал средства на освободительное движение, но был его идейным вдохнови­телем, вынуждал горячим словом русское правительство действовать. Болгарские ополченцы называли себя «детьми Аксакова».

Их форма, вошедшая в историю как «пехотная болгарка», была придумана И.С. Аксаковым. Всерьез обсуждалась идея вы­движения его на болгарский трон. Конечно, Иван Сергеевич отказывался. Это сегодня неудавшийся правитель Грузии Мишико Саакашвили хочет стать премьер-министром Украины, и многие измученные, свихнувшиеся украинцы согласны на этого жевателя галстуков! А тогда были другие люди и масштабные личности!

Вообще, надо напомнить, что сама идея панславизма возникла как проявление национально-освободительного движения. И родилась она не в России – термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Тогда вообще не было такого государства – Чехия, а царила Австрийская империя. «Среди славян, у которых любовь к свободе искони была тем горячее, чем слабее проявлялась у них охота к господству и завоеваниям, у которых тяга к независимости всегда препятствовала образованию высшей центральной власти, одно племя за другим с течением времени попадало в состояние зависимости», – это слова из пророческого Манифеста первого славянского съезда, состоявшегося в Праге в революционном 1848 году. Ещё дальше пошел анархист Бакунин, который заявил: «Признается независимость всех народов, составляющих славянское племя». Энгельс жестко критиковал Бакунина за подобные высказывания и договорился до того, что кроме поляков, русских и, самое большее… турецких славян (балканских – ?), ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности.

Как показало время, Энгельс сильно заблуждался, но в 1848 году с подавлением революционных выступлений и впрямь было сложно поверить, что на карте Европы появится более десятка славянских государств. К тому же Энгельсу, как немцу, просто не хотелось в это верить.

После поражения революции 1848 года славяне всё равно обратили свой взор на Россию, как возможного заступника. И эти надежды оказались оправданными… Ну, тут история долгая, хотя даже в самые мрачные времена не меркнут слова Фёдора Достоевского, предрекавшего неблагодарность освобождённых славян, о том, что у России две всемирно-исторических задачи: православие и славянство.

Я, как и все участники Аксаковского праздника – генерал-лейтенант авиации, Герой России Николай Гаврилов, главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов, секретарь Союза писателей Республики Крым Владимир Сорокин, ответственный редактор журнала «Роман-газета» Елена Русакова, сопредседатель правления Союза писателей России, поэт, драматург Константин Скворцов, специальный корреспондент «Литературной газеты» Евгений Федоровский и другие – разделяем эти слова Достоевского.

После революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал в это время, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, и критически настроенный к казёнщине, к дуболомному правлению Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до государя. Николай I, прочтя ответы Аксакова на вопросные пункты, написал замечания, которые препро­водил начальнику III отделения А.Ф. Ор­лову вместе с резолюцией: «При­зови, прочти, вразуми, отпусти!».

Вообще, поразительное это явление в России: преследование патриотов и государственников теми, кто должен, по имперской логике, их лелеять.

Оно ведь и сегодня так! Но не везде – провинция лучше столиц.

Так, в недальнем Оренбурге и в усадьбе Аксаково тоже прошёл Аксаковский праздник и вручение Аксаковской премии. Премию им. С.Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» из рук губернатора Юрия Берга получил оренбургский поэт Виталий Молчанов за поэтический сборник «Про лешего и не только». Обладателем награды за двухтомник издательства «Вече» «Увидеть Париж и умереть» и «Серебристые облака» в номинации «Лучшее художественно-публицистическое произведение» стал Михаил Чванов. Всего же на соискание премии было выдвинуто 23 произведения. В музее-усадьбе прошёл семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». По условиям семинара, двум лучшим начинающим литераторам вручаются гранты на издание книги. На этот раз возможность опубликовать свои произведения получили оренбургская поэтесса Наталья Борисова и прозаик из Самары Александр Курошин. Ну, кругом что-то делается для развития местной литературы – патриотической, краеведческой, для поддержки молодых писателей, и только Москва с её насундучившими нуворишами и крупными чиновниками сидит на своих миллиардах, не думая о московской литературе, об аксаковских (блоковских, есенинских, фатьяновских, симоновских и прочих державных традициях), а ведь те же Аксаковы стали знаменитыми московитами. Причём, Сергей Аксаков вышел на самую сложную должность – цензора! И он имел право как государственник и нравственный авторитет решать судьбу рукописей. Недаром Тарас Шевченко, только что вернувшись из ссылки, записал по-русски в своём дневнике: «Радостный из радостнейших дней. Сегодня я видел человека, которого не надеялся увидеть в теперешнее моё пребывание в Москве. Человек этот – Сергей Тимофеевич Аксаков». Тут хочется подтвердить: да, Шевченко – крупный талант в отличие от нынешних свидомых «последователей»: он всегда понимал, от преклонения перед Лермонтовым до уважения к русским современникам, кто есть кто в табели о рангах. Оканчивая одно из своих произведений, Кобзарь добавляет: «Как примет его С.Т. Аксаков? Мне ужасно хочется ему нравиться, и только ему. Странное чувство». А вот какой-нибудь Дмитро Павлычко никаких странных чувств не испытывает, он прямо говорит: «Вообще вся история российского государства – царской и коммунистической – это история завоевания мира. Об этом сказал Карл Маркс. Никогда Россия не изменится, она будет мечтать о завоевании мира, потому что Россию создали татары и монголы. И они там засели». Вот ведь какой последовательный марксист – автор лизоблюдных стихов про Ленина.

Ну, есть татарская кровь в великих сынах России и что? Гарные казачки с их скулами и сросшимися бровями тоже не от русых славян пошли, но ведь не в крови дело. Те же Аксаковы соединили в себе, и сами порой не понимая, две ипостаси евразийского мира, две великие духовные цивилизации: Православие и Ислам. Выразившие наиболее ярко национально-православную идею России сыновья Сергея Тимофеевича Аксакова, великие славянофилы – Иван, Константин и не писавший книг Григорий, оставшийся в тени братьев, – а он был честнейшим чиновником, одним из лучших губернаторов российских, – по матери (а она была полутурчанка) – из рода эмиров, прямых потомков пророка Магомета. Разве это не промыслительно?

И символично, что главным борцом за освобождение болгар и сербов от турецкого ига в XIX веке стал не кто иной, как полутурок, прямой потомок пророка Магомета Иван Сергеевич Аксаков.

До нас доносится страстный голос русского патриота:

Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты... Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?
 

Услышим ли мы призывные голоса лучших представителей великой семьи или зло и безволие окончательно восторжествовало? Этот вопрос не оставлял меня среди мягких холмов, убранных полей и золотых лесов башкирской земли. Но твёрдого ответа даже среди яркого праздника, многоязыкого величания гостей и угощения от души – не находилось…

Уфа – Надеждино Белебей

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.