Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024

Святой барон

Памяти Николая Карловича фон Мекка
Сергей Муравьёв
22.05.2021
Святой барон

22 мая – день Святителя Николая Чудотворца, как в народе говорят, Николы Вешнего. И день памяти Николая Карловича фон Мекка: 22 мая 1929 года его расстреляли по необоснованному обвинению коллегии ОГПУ в контрреволюционном вредительстве на железной дороге, потомственным созидателем которой он был всегда – и в царское время, и при советской власти.

Вердикт академика В.И. Вернадского, который сам пострадал от репрессий: фон Мекк, добровольно отдавший после Октябрьской революции все свои праведно нажитые капиталы, честно работавший при новой власти на благо государства,был убит «совершенно невинно в общественном мнении».

За две недели до расстрела Николай Карлович сказал навестившей его в тюрьме дочери: «Доченька, только не надо за всё это ненавидеть свою страну».


Мечта в наследство

Я живу в подмосковном Жуковском –городе, официальная дата рождения которого –1947 год. Однако Николай Карлович, убитый невинно почти за два десятилетия до появления города, имеет к этому событию самое непосредственное отношение. Более того – барон фон Мекки в XXI веке – один из значимых символов современного наукограда, как модно стало говорить, – один из его брендов.

Как такое может быть?

Николай Карлович фон Мекк оставил нам, жуковчанам, мечту в наследство. На заре XX века он стал инициатором строительства города-сада для работников своей мощной железнодорожной структуры, из числа крупнейших частных компаний Российской империи.

В то время барон фон Мекк возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги. Задумка была грандиозная: построить новый населённый пункт, сочетающий в себе лучшие качества города и деревни, между железной дорогой и Москвой-рекой, к юго-востоку от столицы.

У князя Голицына-Прозоровского было выкуплено 680 гектаров земли – участок от полотна железной дороги до Москвы-реки – под строительство жилья для железнодорожных работников и служащих.

Заказ на разработку плана города-сада получил инженер Владимир Семенов, за основу был взят аналогичный английский проект. Главными улицами города-сада стали классические три луча, расходящиеся от железнодорожной станции. Центральный луч соединял привокзальную и центральную площади, где предполагалось разместить административные здания. Боковые улицы-лучи связывали церковь, больницы, школы, бани, театр, а также подходы к пруду и Москве-реке.

Жилые дома проектировали авторитетные архитекторы – Алексей Щусев, Александр Таманян (автор генплана Еревана), Александр Иваницкий, Николай Буниатов. При строительстве предполагалось учитывать потребности и возможности разных категорий будущих горожан. Дома сразу снабжали водопроводом и канализацией, рядом с ними высаживали деревья.

Масштабная реализация этого замечательного проекта стартовала в 1914 году, но Первая мировая война внесла досадные коррективы: продолжилось только строительство больничного комплекса будущего города, по понятной причине–в военное время особую актуальность приобретали госпитали. Потом произошла революция, новая власть идеи царского барона надолго тормознула.

На месте задуманного фон Мекком города возник посёлок Стаханово. Построили его без претензий на градостроительные изыски – многие дома были барачного типа.Их заселили авиастроителями – работниками знаменитого ЦАГИ. В год столетия Николая Егоровича Жуковского посёлок Стаханово получил статус города и имя отца русской авиации.

В наше время здания больничного городка, возникшего по инициативе Николая Карловича, перепрофилированы. Одно из них занимает популярный в городе Драматический театр «Стрела». В другом помещении располагается Жуковский авиационный техникум.

Как утверждают знатоки, это единственный российский неоклассический ансамбль вне пределов Санкт-Петербурга.

Вернуться к идее Николая Карловича призывают местную власть жуковские общественные активисты, создавшие инициативную группу «Город – сад». При этом ссылаются на барона фон Мекка как безусловный моральный авторитет.


И это всё о нём

Личность Николая Карловича фон Мекка сопоставима с самыми значимыми историческими персонами.Его биография, насыщенная богоугодными делами, не может не впечатлять.

Сын известного в Российской империи инженера-путейца Карла Федоровича фон Мекка,крупного собственника, начал карьеру не под отцовским патронажем, а на государственной Николаевской железной дороге, с познания азов.Восемь лет – с 1883-го по 1891 год– изучал железнодорожное дело не по учебникам, а в депо кочегаром, помощником машиниста, машинистом, конторщиком службы движения, затем таксировщиком, дежурным по станции.

Пик карьеры пришёлся на конец XIX – начало XX веков. 1 мая 1892 г. Н.К. фон Мекка избрали председателем Общества Московско-Казанской железной дороги и более четверти века, вплоть до национализации в 1918 году, Николай Карлович им успешно руководил.

Также он являлся членом правления Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачею ссуд.

В 1903 году Николай Карлович, как председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, отвечал за организацию паломнической поездки Николая II в один из монастырей. Н.К. фон Мекк в самом начале Русско-японской войны возглавил отдел отправки благотворительных грузов на Дальний Восток при Комитете великой княгини по сбору средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна характеризовала его как «честнейшего слугу царя и Отечества».

Заботясь о подготовке специалистов, он открывал технические училища (в Москве, на Нижней Красносельской, 39 и Рязани), участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.

Был почетным мировым судьей Киевского судебно-мирового округа.

Проявлял интерес к искусству, с детства играл на скрипке. В его доме на Новинском бульваре по средам дважды в месяц собирались профессиональные музыканты и любители музыки. Неоднократно играл у него С.И.Танеев.

Коллекционировал живописные полотна, был знаком с крупными художниками. Много лет помогал Михаилу Врубелю, оплачивал его лечение. После смерти художника назначил пожизненную пенсию его вдове, известной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель. Помогал материально и художнику А.Е. Архипову.

Художник С.Щербатов, работавший по заказу Правления Московско-Казанской железной дороги над проектом росписей нового здания Казанского вокзала, писал, что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».

Ещё в 1899 году Николай Карлович увлекся автомобильным спортом, в 1903 г. стал одним из учредителей и первым главой Московского клуба автомобилистов, организатором и участником первых в России автопробегов в 1910–1911 гг. Член Российского автомобильного общества (РАО), Киевского клуба автомобилистов (ККА), пожизненный член образованного в 1910 году Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), член комитета, вице-президент, член технической комиссии.

Активный член многих других обществ:

— член Совета Российского общества морского, речного и сухопутного транспортирования и страхования кладей и товарных складов с выдачей ссуд;

— почетный попечитель, почетный член Фоминской вольной пожарной дружины;

— сотрудник попечителя Троицкой больницы для неизлечимо-больных женщин Общества поощрения трудолюбия в Москве;

— член Императорского человеколюбимого общества;

— казначей склада кустарных изделий, состоявшим под августейшим покровительством Ея Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Фёдоровны;

— действительный член Московского отделения Императорского Русского музыкального общества;

— постоянный член наблюдательного совета (1894 – 1898гг.) Управления московского Синодального училища церковного пения и синодального хора (при Московской Синодальной конторе в Кремле, управляющий – А.А Ширинский-Шихматов);

— член финансовой комиссии Московского губернского земского собрания 1913–1915 гг.;

— председатель Губернского экономического совета (1913 г.);

— товарищ председателя Московского общества воздухоплавания П.А. фон Плеве (1910 г);

— член Московского организационного комитета по сбору пожертвований на воздушный флот, жертвователь средств на строительство одного аэроплана 1913 г.;

— член Русско-Американской торговой палаты;

— член Историко-родословного общества в Москве;

— попечитель Совета женской гимназии Бесс;

— казначей Совета Московского художественного общества;

— действительный член Общества распространения полезных книг.

Николай Карлович вместе с братом Александром и племянником Владимиром сделал крупное пожертвование Московскому институту благородных девиц. В институте были учреждены три стипендии имени семейства фон Мекк.

Имя Н.К. фон Мекка — в списке награждённых департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи за благотворительную и общеполезную деятельность за 1895 год.

Жертвователь на строительство Лагерного храма во имя св. преподобного Сергия Радонежского, с приделами во имя свв. Александра Невского, Марии Магдалины и святителя Николая, сооруженный на Ходынском поле, для войск Московского военного округа, в память чудесного избавления наследника цесаревича от злодейского покушения на его жизнь в Японии, 29-го апреля 1891 г.

Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового.

Имел самое непосредственное отношение к созданию вагонов- рефрижераторов и внедрению их в эксплуатацию.

Будучи юристом по образованию, сам проектировал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог.

В Первую мировую войну был назначен уполномоченным Министерства земледелия по снабжению армии продовольствием. Неоднократно благодарственно упоминался в письмах Александры Федоровны к императору Николаю Александровичу Романову.

После революции 1917 года добровольно отдал свои капиталы новой власти. А были они весьма солидные:барон Николай Карлович фон Мекк в начале прошлого века являлся крупнейшим железнодорожным магнатом. В его активах находилось 517 паровозов, 685 пассажирских и 14 858 товарных вагонов. Численность работников его частной «железнодорожной империи» достигала 30 тысяч человек. МКзЖД под его руководством была супердоходной частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличением длины путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. В 1913 году её оборот достиг 215 млн рублей.


«Вредитель», который мог и хотел быть полезным

Однако после изменения государственного строя фон Мекк, ввиду «буржуазного происхождения», оказался узником Лубянской тюрьмы. Он обратился с запиской к Дзержинскому: «Уважаемый Феликс Эдмундович, я не хочу зря тратить время, я могу быть полезным!». Толковые спецы позарез нужны были стране, выпустили… Но из-под контроля карательной системы бывший царский барон не выпадал, свободы его лишали неоднократно. Освобождали из-под ареста «при условии невыезда из Москвы» и вновь допускали к службе.

Знания и опыт бывшего железнодорожного магната были полезнырабоче-крестьянской власти. Он продолжал эффективно заниматься развитием железнодорожной транспортной системы уже наёмным работником.

Трудился заведующим отделением эксплуатационного отдела Экспериментального института путей сообщения, экспертом по вопросам эксплуатации Северных железных дорог, начальником финансово-экономического отдела Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Дослужился даже до консультанта наркома (министра) путей сообщения, представлял комиссариат в Госплане. В 1920 году Николай Карлович–консультант Высшего совета по перевозкам. В 1921–1922 годах работал в Высшем техническом комитете, Главном комитете государственных сооружений, одновременно преподавал в московских вузах. В 1922–1925 годах он –профессор Московского института инженеров путей сообщения, в 1923–1927 годах– Высших технических курсов НКПС, объединившихся в Московский институт инженеров транспорта. В 1922–1924 годах – член технической секции Трансплана. С августа 1924 года фон Мекк – старший консультант при НКПС. По совместительству с августа 1925 года – член Экономического бюро, а с июля 1926 года – в Резинотресте. В 1927–1928 годах председатель экономической секции Центрального планового управления НКПС. С июля 1928 года – в тепловозной секции НКПС.

В одной из служебных анкет НКПС о нем сказано: «Незаменимый специалист по обще-административным и финансово-экономическим вопросам, а также по холодильному делу».

Свои идеи в области экономики и перспектив отечественного железнодорожного транспорта фон Мекк изложил в ряде книг, опубликованных в 1921–1927 годах.

Последний раз был арестован в 1928 году, а в мае 1929 года Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу участников «контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР» Н.К. фон Мекка и А. Ф. Величко и в золотоплатиновой промышленности вредителя П.А. Пальчинского. Никто из них своей вины не признал.

Сообщение о расстреле было опубликовано 24 мая 1929 года.


Послесловие

В подмосковном Жуковском я живу на улице,ранее имевшей название Малая Железнодорожная, совсем рядом с территориейбольничного городка задуманного фон Мекком города-сада. Под окнами нашего многоэтажного дома проходит ветка Малой Детской железной дороги – это осколочек грандиозной железнодорожной империи Николая Карловича. Официально она была открыта в 30-х годах прошлого века, но проектировалась значительно раньше. На площади имени М.М. Громова (это тоже наш район) есть современный отель «Фон Мекк». Это я к тому, что бывший царский барон не забыт в XXI веке, жуковчане помнят и почитают фон Мекка: студенты обучаются в техникуме, первые его выпускники уже заслуженные ветераны авиационной отрасли. В Драматическом театре «Стрела» регулярно проходят интересные премьеры. По Малой Детской железной дороге снуют поезда «Пчёлка» (даже во время Великой Отечественной войны её работа не прекращалась). У гостей города популярен отель, названный в честь фон Мекка.

Прав был академик Вернадский – Николая Карловича убили «совершенно невинно». Это признано на государственном уровне: в 1991 году его полностью реабилитировали. На восьмом десятке лет после казни…

В моём понимании – личность таких нравственных качеств, с такими крупными заслугами перед людьми, Отечеством и столь трагическим жизненным финалом вполне достойна канонизации.

22 мая 2029 года исполнится ровно сто лет мученической гибели барона фон Мекка. Вполне подходящая дата для этого значимого решения.


На фото Б.М. Кустодиев. Портрет Н.К. фон Мекка

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.