Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
С.А. Рачинский: «От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa»

С.А. Рачинский: «От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa»

Все мы хотим для своих детей – лучшую школу. А какая она, эта лучшая школа?
Ирина Ушакова
23.05.2023
С.А.  Рачинский: «От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa»

На родине выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) в селе Татево Оленинского муниципального округа Тверской области, в канун его 190-летия, прошли Татевские педагогические чтения.


Мы все привязаны к теме школы, потому что необходимо учить детей, да и сами мы всю жизнь чему-то учимся у тех, кто мудрее и опытнее. А ещё потому, что русская школа – это достижение и гордость нашей страны.

Вот та школьная система, которую удалось выстроить скромному сельскому учителю С.А. Рачинскому в 1870-е годы, точно была – лучшей в тогдашней стране, на 80% крестьянской. Рачинский, сменивший профессорскую кафедру Московского университета на стул учителя сельской школы, без лишнего шума просто стал исполнять народные чаяния, по сути – родительский запрос. С годами им была сформирована система начального народного образования, которая дала реальные плоды, как по количеству и качеству распространившихся школ, так и в лице конкретных известных учеников Рачинского.

Заглянем в расписание уроков школы Рачинского: русское чтение, русское письмо, церковнославянское чтение, математика, Закон Божий, рисование, церковное пение, экспериментальная физика, история, география. Такая вот «цэпэша» – скромная церковно-приходская школа.

У нас всё ещё твердят о 75-процентной безграмотности в дореволюционной России. Но это цифры на 1870-е годы. За три десятилетия деятельности обер-прокурора Святейшего Синода и члена Государственного совета К.П. Победоносцева, с момента реформы 1884 года о церковно-приходском образовании, а также его соратников, первым из которых был С.А. Рачинский, изменилось представление о начальном образовании в масштабах целой страны. И это время является началом становления системы всеобщего образования.

Именно поэтому опыт Рачинского возник как град Китеж из глубинных вод народного самосознания в 1990-е годы.

Об одном таком успешном опыте – о своей известной на всю Россию и за её пределами Ивановской на Лехте школе в Ярославской области – рассказал приехавший на нынешние Татевские педагогические чтения Владимир Сергеевич Мартышин. Сегодня он – заместитель директора организованной им школы и протоиерей Русской православной церкви.

Отец Владимир убеждён, что без оглядки на опыт С.А. Рачинского и К.Д. Ушинского не может состояться современная школа.

Об Ивановской на Лехте школе говорят, что это – чудо. Но вообще – это самое обыкновенное муниципальное образовательное учреждение. Разница лишь в том, кто и как в нём работает.

Ещё двадцать лет назад в Ивановской на Лехте школе училось 56 человек, сегодня – 180, во всей начальной школе было 20 человек, в нынешнем году только в первый класс идут 20 человек. В окрестных деревнях было по два ребёнка, сегодня – по 30 – 36 в каждой деревне. Это целый остров возрождённой русской земли. Владимир Сергеевич, показывая фотографии на большом экране, рассказывает, что к ним в село и окрестности переехали жить семьи из Мурманска, Калининграда, даже из Швейцарии и Франции. У самого отца Владимира 17 внуков, все они живут в своих домах – рядом.

Ивановская на Лехте школа стала школой целостного и непрерывного развития, ещё и потому, что в её программу ввели 1 700 дополнительных часов различных занятий за счёт факультативов и дополнительной компоненты, как говорит отец Владимир Мартышин. Пополнили обычный стандарт каллиграфией, красноречием, ввели церковнославянский язык, десять музыкальных направлений – почти всё бесплатно. Создана хоккейная команда. Проходят ледовые балы на хоккейном корте. Хор ивановской школы выступал и в Колонном зале Дома союзов, и в Архиерейском доме. Участники театральной студии при школе не раз становились лауреатами конкурсов. На базе школы работает четыре научных кафедры, одна из учениц написала научную работу о болезнях пчёл, т.е. взяла тему, которой ещё не занимались учёные.

Мне доводилось бывать в этой школе и наблюдать такое необычное явление, как погружение в эпоху. Школа на время преображается: по стенам в коридорах вывешиваются портреты, картины, к примеру, на тему войны 1812 года, проходят семинары и Круглые столы, посвящённые этому событию. Разве не здорово видеть, как школьники, к примеру, проживая эпоху XII века, выезжают на лошадях в поле в костюмах той эпохи. Ивановская на Лехте школа также славится балами, в которых дети участвуют в пошитых ими самими костюмах всех народов, входивших в Российскую империю. В Ивановской на Лехте школе, как и в школе Рачинского, возрождена дореволюционная традиция вручения выпускникам Евангелия.

А ещё: Иринарховский крестный ход (как поход в Нилову пустынь в школе Рачинского), Иринарховские чтения, празднование Ильина дня… Надо отметить и то, что Владимир Мартышин – автор первого учебника «Моя родословная», сегодня по этой книге занимаются многие школы страны.

387 дней Владимир Сергеевич провёл со своими учениками в поисковом отряде, в том числе – под Ржевом. За десятилетие школьники подняли останки 600 бойцов, многие из них передали родственникам. Школьниками создан синодик, куда внесено 5 200 имён воинов Борисоглебской земли, начиная с XII века до сегодняшних дней.

Модель школы В. Мартышина – это адаптированная к современности и развитая модель школы С.А. Рачинского, имя которого звучит всё громче в разных регионах, по разным темам и поводам – педагогика, музыковедение, русская философия…

Вот и молодёжь подхватывает эти направления. Магистрант исторического факультета МГУ Фёдор Павлович Отто выступил на Татевских чтениях с докладом о Рачинском как о церковном деятеле, соратнике К.П. Победоносцева. Аспирант философского факультета МГУ Пётр Андреевич Пантуев рассказал о своей недавней находке в архиве РГАЛИ черновика письма С.А. Рачинского Николаю II, написанного в ответ на благодарственное письмо государя татевскому учителю. Магистрант кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Константиновна Бежевец выступила с докладом, в котором она рассмотрела, как выстраивалась школьная программа у Рачинского и как можно её использовать в современном образовательном процессе.

По традиции чтения начались с Божественной литургии в Троицкой церкви, построенной Рачинскими. Ржевское духовенство и отец Владимир Мартышин отслужили литию в некрополе Рачинских.

На Татевских педагогических чтениях учителя из Ржева (Л.В. Лысенко, Е.С. Лебедева), Торопца (Н.В. Крапоткина), Старицы (кандидат педагогических наук В.И. Семёнов), Западной Двины (В.Н. Боровкова) Тверской области и и.о. директора Татевской СОШ им. С.А. Рачинского Щербакова Людмила Витальевна говорили о современности и своевременности использования опыта С.А. Рачинского в нынешней школе.

О том, с какими проблемами сталкивается преподаватель, ведущий курс православной культуры, рассказал кандидат педагогических наук, учитель МБОУ «Шаховская СОШ №1» Бежевец Дмитрий Александрович.

А учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа равных возможностей» Мерзлякова Илария Николаевна поделилась своими исследованиями о методике Рачинского. С помощью нее он устранял заикание у своих учеников и даже взрослых людей, рассказала она и о том, как сегодня может помочь детям с нервными и психическими отклонениями церковнославянское чтение и пение.

Кандидат педагогических наук, почётный работник культуры и искусства Тверской области Ольга Михайловна Кузьмина, исследователь фольклора Смоленской губернии, подробно рассказала о том, как пристально занимался этой стороной народной жизни Сергей Александрович Рачинский, как находил он общий интерес в этой теме с композитором П.И. Чайковским, музыковедом С.В. Смоленским, преподавателем Н.И. Ильминским. А услышать исполнение Ольгой Михайловной под гармонь смоленских песен, которые записывал Рачинский, многие ехали в Татево специально.

В татевской школе им. С.А. Рачинского состоялось открытие музейного класса, где будет постоянно размещена выставка фотографий и документов «Семья Рачинских в истории российского образования».

Организаторами нынешних чтений выступили Глава Администрации Оленинского муниципального округа Олег Игоревич Дубов, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры и Общество по сохранению наследия Рачинских. Татевские чтения поддержало Министерство образования Тверской области, с приветственным словом к участникам чтений выступила заместитель министра Давыдова Юлия Валерьевна. Член-корр. Академии архитектурного наследия, государственный эксперт историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ, кандидат архитектуры Надежда Иосифовна Завьялова, рассказала об истории усадьбы Рачинских и необходимости восстановления этой жемчужины Тверской и Смоленской земли. Приехали на чтения представитель рода Рачинских Мария Александровна Коншина и главный архивист ГБУ «ЦГА Москвы», кандидат технических наук Борис Юрьевич Заболотский, много сделавший для восстановления памяти об архиепископе Николае Японском, земляке и соратнике С.А. Рачинского.

Много потрудились, чтобы эти чтения состоялись, руководитель отдела образования и катехизации Ржевской епархии Меркурьева Татьяна Владимировна, начальник Управления образования Оленинского МО Соболева Анна Александровна и учителя школы им. С.А. Рачинского.

А ещё помянем учителя татевской школы Иванову Александру Аркадьевну, с конца 1980-х годов восстанавливавшую память об учителе своего отца – С.А. Рачинском. Все они так и покоятся в одном ряду некрополя Троицкой церкви.

Здесь, в стенах старинной школы, снова, как сто двадцать лет назад, при Рачинском, возле опытных педагогов собираются студенты и молодые учителя. А значит, традиция русской школы не прерывается, длится, развивается, вовлекает в своё пространство молодых и талантливых.

Хочется верить, что этот народный запрос по восстановлению отечественного образования после неудачных реформ постсоветского периода будет поддержан государством.

Сегодня пришло время для национальной школы, для возврата к отечественному педагогическому наследию, которому нет аналогов в мире и цены нет. Как не раз подчёркивал наш президент В.В. Путин мы – «самобытная российская цивилизация».

«Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это – вопрос роковой и грозный. От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной. Ныне колеблется духовная связь этого народа с другими народами, кровным сродством и единством веры, всем ходом истории призванными дополнить этот облик, окрепнуть, опираясь на нашу силу», – писал Рачинский в своей книге «Сельская школа».

А разве не о педагогике говорил святитель Иоанн Златоуст: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях».

Пусть же этот опыт подвижников послужит нам примером несгибаемости и веры в то, что дело учительства – святое дело.


Ирина Ушакова лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013). Член Союза писателей России (2010) и Союза журналистов России (2011). Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013).

Фото автора


P.S. В издательстве «Русский мир» готовится к выходу составленная И.В. Ушаковой книга статей и писем С.А. Рачинского, в которую войдут почти все опубликованные в разных изданиях до 1917 года статьи выдающегося педагога и многое из непубликовавшейся ранее его переписки с К.П. Победоносцевым, архиепископом Николаем Японским, архиепископом Никоном (Рождественским), протоиереем Александром Васильевым, И.Ф. Тютчевым, педагогом Александрой Штевен и многими другими деятелями Церкви, культуры и образования.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

С.М.
27.05.2023 19:39
26.05.2023 16:57
Во всех странах беды и проблемы от воров, и только в России- от образования.

Какое образование имели террористы, профессиональные революционеры-убийцы?
К примеру, рыцари террора (как сфера их деятельности) эсеры Г.А. Гершуни, Б.В. Ропшин. Ими что двигало? Испытать власть над людьми?
Азеф. Желание заработать много денег?
Или взять религиозных террористов типа Каляева и Сазонова. Что пытались построить они, разрушая старое? Царство Божие, где воплощение о социальной справедливости восторжествует, братские отношения расцветут? Как они преобразовывали и чем?
Кто убил премьер-министра России П. Столыпина в 1910 г.? Киевский Мордко Гершкович Богров.
Или каковы были желания у Мордехая Блинчикова, террористом витебского «Бунда» и что двигало в 1912 г.?
На революционные нужды убивали сопровождающих перевозчиков денег. Кто? Ставшие позже во главе б. РИ?
Из истории как РИ, так и после переворота, главенствующую роль играли убийства, взрывы, покушения, политические грабежи, нападения вооруженных бандитов, шантаж, вымогательства. Для террористов с помощью бомб и оружия главными в преобразовании мира была важна роль в приобретении власти.
Ничего не изменилось. Продолжается похожая катавасия.
Виктор
27.05.2023 9:11
А что за люди руководят нашим образованием? Нужны ли этим людям опыт и методы Рачинского?
ort
26.05.2023 16:57
A-1
26.05.2023 13:18
Парадоксы нынешней действительности таковы что человек "высокообразованный" может как говорится штурмовать верхний ларс, а сидящий в тюрьме "без образования" будет штурмовать Бахмут.
--------------------------------------------------------

Это парадоксы исключительно родные, российские. Уверяю Вас....... Во всех странах беды и проблемы от воров, и только в России- от образования. Как говорится; "Во всём консерватория виновата. Надо там что- то менять, а то всю страну эти интеллигенты разворуют "
A-1
26.05.2023 13:18
Парадоксы нынешней действительности таковы что человек "высокообразованный" может как говорится штурмовать верхний ларс, а сидящий в тюрьме "без образования" будет штурмовать Бахмут. Дак кто важнее в данном случае для страны. Выходит так что уголовник готов защищать Родину, а "образованщина" сделает ноги и вообще предаст при первой возможности.
Александр
24.05.2023 10:17
А пока что молодёжь получившее хорошее образование и талантливы по природе одни уже уехали,другие мечтают покинуть РФ. Они видят,что страна ,где на образование и науку тратят сущие " копейки " будущего для развития нет.
Читатель
23.05.2023 17:26
Не только войны выигрывает приходской учитель. Весь строй жизни зависит от качества работы школ в глубинке. Они должны быть в приоритете
Алексей
23.05.2023 15:36
Весьма актуальная тема на фоне нынешнего упадка образования и науки.
Александр
23.05.2023 13:01
Очень хорошая статья о будущем страны, мира.
С.М.
23.05.2023 11:19
Великий Рачинский.

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..