Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Русская француженка

Русская француженка

Памяти известной пианистки Веры Лотар-Шевченко
Татьяна Корсакова
10.07.2012
Русская француженка

Раз в два года летом проходит один из самых удивительных юношеских музыкальных праздников России – Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, французской пианистки, по доброй воле навсегда оставшейся в СССР. В нынешнем году к этому событию издана книжка «Умри или Будь. Вспоминая Веру Лотар-Шевченко» (редактор-составитель Юрий Данилин).

…Иногда к ней возвращалось французское легкомыслие. Однажды в предновогодний вечер она прикатила в новосибирский корпункт «Комсомольской правды» на такси из Академгородка (25 км). «Будем кутить!» - заявила с порога своему давнему приятелю, собкору газеты Юрию Данилину. Тот тут же, недолго думая, предложил в качестве объекта кутежа свой корпункт. «Здесь надо работать, а не кутить», - строго отвергла предложение Вера Лотар-Шевченко. После долгих поисков по городу остановились у «Волны» - городской забегаловки, затянутой внутри сизым дымом, из коего выглядывали сизые же лица. «Здесь нет рояля!» - заметила Вера. И тут же обратилась к сизым физиономиям: «Месье! Есть водка – нужен рояль!» Два «месье» поднялись, взяли у пианистки бутылки «Посольской» и ушли в ночь. Через двадцать минут рояль – кабинетная «Эстония» - уже стоял в «Волне» (гонцы выменяли водку на инструмент у сторожа Дворца культуры и прикатили прямо по снегу).

Как она играла Брамса в тот предновогодний вечер! «Я не вижу больше синюшных лиц, - пишет Юрий Данилин. – Явилась вся кухня, швейцары, гардеробщики и, стоя полтора часа, благоговейно слушают музыку. С ума можно сойти. Не «Волна», а зал Дворянского собрания. И ручку целуют галантно, и машину находят мгновенно, и трогательно прощаются. Нет, я не знаю своего города!»

Или все мы вообще не знаем своей страны?..

А вот Вера Кармен Аделаида Лотар, в русском замужестве Шевченко, знаменитая французская пианистка, проведшая «добрый» десяток лет в уральских лагерях в 40-х годах XX века и вышедшая из них в никуда, все-таки получше нас узнала суть русского характера и русского образа жизни. И приняла их, как принимают крещение.

Это главная загадка нашей героини - то, что «в руках» у нее остались сложнейшие, разнообразные по форме и по сути произведения Баха, Бетховена, Шопена и других великих композиторов: в лагере она проигрывала их в уме и на немой, нарисованной на дереве клавиатуре. Конечно, это чудо, но чудо творческого человека, для которого музыка – жизнь. А вот невозвращение во Францию – это уже тема для серьезного размышления.

Вера Лотар была «не из простых». Папа – профессор Сорбонны, Туринского университета, физик, математик, астроном, мама – литературовед. Дача в Ницце. В 14 лет девочка играла вместе с оркестром под управлением дирижера Артуро Тосканини. Училась в лучших музыкальных учебных заведениях Парижа и Вены. Ее учителями были выдающиеся пианисты – француз Альфред Корто и немец Эмиль фон Зауэр. Много гастролей по Европе и США. Ранний неудачный брак с завистливым мужем, врачом-музыкантом. А она отличалась независимостью. (Независимость – определяющее качество ее личности, - пишет в книге «Умри или Будь» народный артист России, кинорежиссер Владимир Мотыль. – Независимость в суждениях, независимость в манере держаться. Независимость в профессии и очень требовательное к ней отношение»). И вот эта независимая, гордая, юная француженка – влюбилась! В русского инженера-акустика Владимира Шевченко. Брак, репатриация Шевченко с семьей в СССР. Короткое счастье в Ленинграде. Война. Арест мужа, который так и сгинул в лагерях. Более чем бурный протест Веры перед энкавэдэшниками. И - Урал, роба, никакого тебе рояля в кустах, артрит суставов рук… А в конце - все-таки свобода.

И все-таки Россия! К Лотар-Шевченко, к слову сказать, приезжали официальные представители Французской Республики: путь на запад ей был открыт. А она своими руками навсегда затворила «калитку».

Первым из журналистов Веру Августовну заметил обозреватель «Комсомольской правды», знаменитый впоследствии Симон Соловейчик. Его очерк о великой пианистке, напечатанный в газете в начале 1966 г., сильно изменил судьбу Лотар-Шевченко. Умный и скрупулезный, Симон не мог не спросить собеседницу о том, не сожалеет ли она о своем зарубежном прошлом. Она искренне не поняла его: «Та жизнь – другая, - объясняет Вера Августовна. – Ее нет. Меня спрашивают иногда, а не хотела бы я вернуться? Ну, туда… Конечно, нет, это же смешно! Я ушла из того мира, он мне не нравился и сейчас не нравится».

Вот и ее подруга Любовь Качан вспоминает о том, что когда Веру Августовну спрашивали, хотела бы она вернуться во Францию, то она отвечала: «Зачем? У меня здесь много друзей». Заметим в скобках, что не только верных друзей, но и поклонников, почитателей ее неординарного таланта – как в Москве, Ленинграде, так и в Новосибирске, Кургане, Свердловске, Челябинске, во всех больших и малых городах, где можно было найти для ее выступлений приличный рояль.

Ей в принципе нравились русские, которым, как и ей, претило буржуазное обожествление достатка, прижимистости, отъединенности от других, накопительства, самодовольства. В людях России она встретила то, что ценила, - внутреннюю свободу, которая помогает человеку противостоять всему, даже если это «все» - тупой нерассуждающий чиновник в форме Наркомата внутренних дел.

А чего стоит в этом сборнике рассказ одного профсоюзного деятеля о том, как академики и члены-корреспонденты АН СССР, соорудив хитрый сценарий, так-таки подвигли президента Сибирского отделения АН СССР, академика М.А. Лаврентьева подписать решение Президиума СО АН о выделении В.А. Лотар-Шевченко двухкомнатной квартиры в Академгородке! А сколько специфически музыковедческих наблюдений рассыпано в записках критика Наталии Кругловой из Кургана - это она написала о Лотар-Шевченко после первой телепередачи с ее участием: «Вера Августовна как квинтэссенция жизни» - и в статье выдающейся пианистки нашего времени М.В. Юдиной… А как трогательно звучат слова сотрудницы СО АН СССР о Вере Лотар-Шевченко: «Она была славным и любимым человеком многих академгородковцев».

В этом году в конкурсе памяти выдающейся пианистки, который проходил в Екатеринбурге, участвовали представители большинства консерваторий России, студенты и аспиранты из Белоруссии, Украины, Дании, Швеции и Норвегии.

Специально выпущенная к этому событию книга «Умри или Будь!» вручалась лауреатам вместе с денежным поощрением от Фонда Б. Ельцина, при поддержке которого проводится конкурс. По традиции, осенью его лауреаты выступят в парижском концертном зале знаменитого французского пианиста Альфреда Корто, у которого когда-то училась Вера Августовна Лотар-Шевченко.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..