Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 марта 2024
Пророчества Ивана Ильина

Пророчества Ивана Ильина

К 140-летию со дня рождения великого русского философа и прозорливого пророка
Владимир Малышев
10.04.2023
Пророчества Ивана Ильина

Почти столетие назад Ильин поразительно точно объяснил причины революции и временного торжества большевизма, уверенно предсказал неизбежный крах СССР, и даже многое из того, что потом произошло в нашей стране, в том числе даже то, что сегодня происходит на Украине. Изгнанный из России, он большую часть своей жизни прожил за границей, его труды сравнительно недавно стали доступны в нашей стране.

Родился Иван Александрович в Москве, его предки были простыми русскими людьми. Именно от них, как отмечают историки, он унаследовал жизненные правила и глубокое убеждение в том, что только духовность есть ключ к истинному счастью.

После окончания гимназии с золотой медалью Ильин поступил в Московский университет на юридический факультет. Успешно сдав магистерские экзамены, был утвержден в звании приват-доцента юридического факультета, а потом отправлен в традиционную командировку в знаменитые университетские центры Европы. Вернувшись, он продолжил заниматься научной и педагогической деятельностью. За его диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» ему присудили сразу две степени: магистра и доктора наук.

Но тут грянула революция, и жизнь ученого резко переломилась. Ильин сразу стал убежденным противником большевизма и никак этого не скрывал. Его арестовывали шесть раз, приговаривали к смерти.

Он чудом избежал расстрела и «за непризнание советской власти», был выслан за пределы СССР на знаменитом «Философском пароходе» вместе с другими лучшими умами русской культуры.

За границей Ильину пришлось трудно. Средств не было, он не умел приспосабливаться. В Германии Ильин более 11 лет состоял профессором Русского научного института, преподавал, читал лекции в разных городах Европы. Иван Александрович был блестящим оратором, умел завораживать аудиторию глубиной своей мысли, невероятной эрудицией, твердой убежденностью в великом предназначении России, самой мощью своей незаурядной натуры. Архиепископ Рижский даже уговаривал его принять духовный сан, чтобы стать проповедником.

Когда в Германии к власти пришли нацисты, Ильина изгнали из института, а потом и из страны. Он поселился в пригороде Цюриха, и там прошла вторая часть его эмигрантской одиссеи. Последние годы жизни Ильин тяжело болел. Умер он в 1954 году. В 2005 году прах философа вернулся на родину и был перезахоронен в Москве, в Донском монастыре, вместе с генералом Деникиным. Ильина часто цитируют сегодня, в том числе президент России Владимир Путин.

Архимандрит Константин писал, что вклад Ильина в сокровищницу русской культуры определяется не только своей громадностью, но и тем, что «за всем этим богатством стоит непоколебимая воля. Мыслитель по образованию, талантам, вкусам, воспитанию, профессии, Иван Александрович одновременно был гражданином. И не в том смысле, что он способен отвлечься от работы мысли, чтобы взяться за меч или хотя бы выйти на площадь, а в том, что саму свою мысль он сознательно, убежденно, последовательно и неуклонно ставил на службу гражданского долга».

Иван Ильин написал более 30 книг по философии, истории политических учений, по вопросам религии, культуры и политики. Важное место в его творческом наследии занимает книга «Наши задачи», своеобразный манифест русской идеи и русского патриотизма.

Она возникла из отдельных «пропагандистских» статей, которые печатались на ротаторе небольшим тиражом без подписи только для единомышленников. Получатели их размножали и рассылали друзьям. Их сборник с именем автора был издан уже после смерти Ильина в Париже, а в России его напечатали только в 1991 году.

 «И вот, – описывал трагические последствия 1917 года Иван Ильин, – преступный мир покинул тюрьмы, освобождая их для «контрреволюционеров», – и привычные жители тюрем влились в революцию. Уголовные, принимавшие коммунистическую программу, быстро и легко врастали в партию и, особенно, в Чеку, уголовные, желавшие грабить самовольно, вне революционной дисциплины, арестовывались и расстреливались… Так возник этот режим: разбойники стали чиновниками, а чиновники разбойниками».

«Судьба русских людей двадцатого века, – беспримерна по своей тягости, – отмечал философ. – Впервые в истории мобилизовались такие силы зла, впервые изобретены приемы такого террора, компрометирующего самое здоровое начало государственности, впервые создан заговор такого интернационального охвата, такого подрыва, такой злодейской меткости, такой неисчерпаемой одержимости».

И все-таки Ильин не был сторонником «теории заговора». «Русский народ, – писал он, – пошел за большевиками в смутных и беспомощных поисках новой справедливости. "Старое" – казалось ему несправедливым, "новое" манило его "справедливостью"». Однако, по мнению Ильина, «социализм и коммунизм вообще ведут не к справедливости, а к новому неравенству и что равенство и справедливость совсем не одно и то же», ибо люди неравны от природы. Революционное равнение «вниз» ведет к тому, что худшие люди (карьеристы, симулянты, подхалимы, люди беспринципные, бессовестные, продажные, «ловчилы») выдвигаются вперед и вверх, а лучшие люди задыхаются и терпят всяческое гонение.

«Если «аристос» значит по-гречески наилучший, а «какистос» – наихудший, то этот строй может быть по справедливости обозначен как правление наихудших или «какистократия». Таким изобретенным им термином Ильин определил существовавшую в СССР государственную систему.

Ильин был убежден, что большевизм в России рухнет и только тогда страна сможет возродиться. Но он с большим сомнением относился к попыткам навязать освободившейся России демократию западного типа и пророчески предсказывал порочность грядущего глобализма.

Нет «единого государственного строя», который был бы наилучшим для всех стран и народов, указывал он.

«На введении демократии в грядущей России настаивают, во-первых, неосведомленные и лукавые иностранцы, а во-вторых, бывшие российские граждане, ищущие ныне погубления и разложения России… И, – отмечал Ильин, – как часто мы видим, что люди торопятся объявить себя «демократами» ради признания со стороны недругов России и закулисных субсидий!».

Мечтая о новой России, оказавшийся далеко от нее Ильин высказывал опасение: «Мы не знаем, как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически-безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все предлагаемое будет отсрочено».

И ведь после 1991 года, когда распался СССР, и новая власть старалась во всем угодить Западу, наша страна и в самом деле оказалась на грани именно такого развития события. Только с огромным трудом катастрофу удалось предотвратить.

Ильин был уверен, что главная цель Запада – расчленение и ослабление России. «Не умно ждать от неприятелей – доброжелательства, – предупреждал он. – Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением».

И далее: «Им нужна Россия безвольная, погружённая в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчленённая, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что её "благо" – в распадении. Но единая Россия им не нужна».

«У национальной России есть враги, – писал Ильин в статье «Расчленителям России». – Их не надо называть по именам, ибо мы знаем их, и они знают сами себя. Они появились не со вчерашнего дня, и дела их всем известны из истории. Для одних национальная Россия слишком велика, народ её кажется им слишком многочисленным, намерения и планы её кажутся им тревожно-загадочными и, вероятно, «завоевательными», и самое «единство» её представляется им угрозой. Малое государство часто боится большого соседа, особенно такого, страна которого расположена слишком близко, язык которого чужд и непонятен и культура которого инородна и своеобразна. Это противники – в силу слабости, опасения и неосведомлённости. Другие видят в национальной России – соперника, правда, ни в чём и никак не посягающего на их достояние, но «могущего однажды захотеть посягнуть» на него или слишком успешным мореплаванием, или сближением с восточными странами, или же торговой конкуренцией! Это недоброхоты – по морскому и торговому соперничеству. 
Есть и такие, которые сами одержимы завоевательными намерениями и промышленной завистью: им завидно, что у русского соседа большие пространства и естественные богатства; и вот они пытаются уверить себя и других, что русский народ принадлежит к низшей, полуварварской расе, что он является не более чем «историческим навозом» и что «сам Бог» предназначил его для завоевания, покорения и исчезновения с лица земли. Это враги – из зависти, жадности и властолюбия.

Но есть и давние религиозные недруги, не находящие себе покоя оттого, что русский народ упорствует в своей "схизме" или "ереси", не приемлет «истины» и «покорности» и не поддается церковному поглощению. А так как крестовые походы против него невозможны и на костер его не взведёшь, то остаётся одно: повергнуть его в глубочайшую смуту, разложение и бедствия, которые и будут для него или «спасительным чистилищем», или же "железной метлой", выметающей Православие в мусорную яму истории. Это недруги – из фанатизма и церковного властолюбия. Наконец, есть и такие, которые не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом "терпимости" – безбожие, под видом "республики" – покорность закулисным мановениям и под видом "федерации" – национальное обезличие».

Все это и происходит сегодня: и попытки сокрушить Православие, и стремление разложить Россию изнутри, и яростные потуги ослабить ее экономически, изолировать при помощи санкций, бойкота и шантажа.

Но куда же тогда идти сегодня России? В чем сущность русской идеи? В чем суть русского патриотизма? «Русская идея, – писал Ильин, – есть идея сердца… Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и, что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской истории. О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники – и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песнь – есть прямое излияние сердечного чувства… это дух живет в русской поэзии и в русской литературе, в русской живописи и в русской музыке».

На любви покоится, по мысли Ильина, и определение русского патриотизма, как безграничной любви к Родине.

«Любовь к Родине, – пишет он, – соединяется с верою в неё, с верою в ее призвание, в творческую силу ее духа, в тот грядущий расцвет, который ее ожидает… А люди без Родины, становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».

Разве это не предупреждения со стороны великого русского философа всем тем, кто в феврале прошлого года, когда началась СВО, трусливо бежал из России? Ведь они и в самом деле оказались там в самом жалком положении людей, которых наглые «чужеземцы втаптывают в грязь».

Но особенно поразительно его сбывшееся пророчество в отношении Украины. Рассуждая о том, как враги России будут пытаться ее расчленить, Ильин был уверен, что «первою жертвою явится политически и стратегически бессильная Украина, которая будет в благоприятный момент легко оккупирована и аннексирована с запада».

«Украина, – писал Ильин в статье «Основы борьбы за национальную Россию», – признается наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишенное реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство. Отделившись, это государство предает само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу».

Разве не так все и произошло сегодня? Разве Запад не объявил нам войну, используя Украину, которую он сумел превратить в анти-Россию? Но Ильин был уверен, что Россия сможет победить в этой смертельной схватке с Западом.

Она, писал Иван Александрович, «соберет все свои огромные силы, разовьет свою технику, найдет себе могучих союзников и будет бороться до тех пор, пока не подорвет вконец и навсегда мощь расчленяющей державы. Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История еще не сказала своего последнего слова».

«Дни падения преходящи, а духовные достижения вечны. Я знаю, – предсказывал Ильин, – что тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч, именно так, как это выражено у Пушкина:

Но в искушеньях тяжкой кары,
Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 27 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
25.08.2023 12:10
Совр. антирусский либерализм (а, ведь, когда-то при Ленине антирусским был и большевизм!) есть порождение двуцивилизационного состояния нашего общества, которому без малого 350 лет (исторический симбиоз изначально-почвеннических и прозападно-европейских начал в нашем сознании и социальных практиках). В моменты социальных обострений (1 МВ-Гражд. война; 1990-е - 2020-е гг.) в обществе происходит поляризация самосознания доминантных социальных слоёв, когда у "почвы" в бОльшей цене становится изначально-национальное, а у отформатированного проевропейским образованием и комфортом господствующего, правящего слоя - западное. Своеобразие русской истории в том, что даже Большевистскую революцию осуществляли и развивали как заговорщики-западники (Ленин, Троцкий, Дзержинский, Горбачёв), так и своеобразные почвенники-автаркисты (Сталин, Хрущёв, застойное Политбюро). Разумеется, современное «навалЕНное» последыши революционеров-западников.
…Что же роднит совр. либералов и большевиков-ленинцев прошлого?
- Эпохальное столкновение цивилизационных начал (время от времени в русской истории), которому почти 800 лет (с Ледового побоища Александра Невского). Агрессивное стремление Запада подмять под себя примыкающую к его границам, белокожую, по-своему христианскую православную Русскую цивилизацию.
Сегодня мы опять являемся свидетелями такой попытки.
Юрий Афанасьев-Широков
23.05.2023 20:33
Сироже
15.04.2023 13:01, 14.04.2023 21:39 и 12.04.2023 16:32
И.Якуту
14.04.2023 12:52
Anton-у
12.04.2023 10:09
Александру С.
10.04.2023 17:48
//...люди не равны от природы. Революционное равнение «вниз» ведет к тому, что худшие люди (карьеристы, симулянты, подхалимы, люди беспринципные, бессовестные, продажные, «ловчилы») выдвигаются вперед и вверх, а лучшие люди задыхаются и терпят всяческое гонение//.
Сводить размышления И.А.Ильина К КОМУ ОН ОБРАЩАЕТСЯ? (к //господам - холопам// по Сироже, к //богачам - беднякам, простолюдинам// по И.Якуту и Anton-у, к //верующим в Христа - расхристанным// по Александру С.) будет, конечно же, неправильно и ОШИБОЧНО.
...Если бы, ЕСЛИ БЫ все социальные несовершенства жизни людей сводились к дихотомии "богатый - бедный", "господин - холоп", "начальник, высокопоставленный - рядовой, простой работник"? ... А как быть с духовным неравенством человека нравственного и жлоба? С неравенством в знаниях человека системно-образованного - с человеком, понахватавшимся сведений из ГУГЛа и ВИКИПЕДИИ? Даже внутри людей знания: неравнозначимости, неравновлияемости кругозора узкого специалиста (допускаю, что мастера своего дела!) с авторитетом человека энциклопедических, синкретических и вместе с тем, неспециализированных знаний ("философов", как презрительно их обзывает бытовое восприятие)? ... Или возьмите формальное равенство голосов избирателей на выборах? Справедлив ли здесь каждый голос=др.голосу с т.зр. качества?... Наконец, социальная революция 1917-22 гг. предоставила как бы всем "униженным и оскорблённым" право совершенствовать свои интеллектуальные возможности, продвигаться по социальной структуре на основе личных достижений. Воспользовались ли этим хотя бы 50% населения России? Ведь, нет же! Образование ("вышка") оказалось многим нужно лишь для обретения "корочек", для того, чтобы было сподручнее ловчить ...Вывод не утешителен: тысячи лет люди живут в своих несовершенствах и греховности. Остаётся только держать оное в узде.
АлександрС.
15.04.2023 14:04
Сирожа
15.04.2023 13:01
"Я стесняюсь спросить, а при чем тут Господь?"

Пардон, Вы упомянули Господа или не Вы? Вот я и ссылаюсь на то, как проблема равенства понимается в Христианстве. Раскрывается суть этого в притче о талантах. А вот если мы из этого уравнения Господа убираем, то тогда да, вся конструкция равенства рассыпается. И вот тогда мы обязательно приходим к приземленному пониманию иерархии в человеческом обществе. Кстати, само по себе зарождение иерархии также описывается в Библии.
Сирожа
15.04.2023 13:01
\Он и спросит с тебя за обе ноги сразу. \
Я стесняюсь спросить, а при чем тут Господь? Разговор о более приземленных темах. Точнее - о людях. Если не понятно, то о господах и холопах, о "естественном чувстве ранга" и о "справедливом отношении".
АлександрС.
14.04.2023 23:23
Сирожа 14.04.2023 21:39
"Делаем главный вывод: люди от рождения не равны! Дал Господь тебе две ноженьки - следовательно, ты более уважаемый человек, чем калека колченогий. "

Вывод не верный. Мысль нужно додумывать до конца. Дал Господь тебе две ноженьки, Он и спросит с тебя за обе ноги сразу. Куда ходили, чего носили. А с колченогого Он спросит, как с колченогого. И это и есть равенство, ибо Господь уравнивает всех. И двуногих, и одноногих, и немых, и златоустов. Но это не только равенство, это ещё и справедливость. Потому что Господь не спрашивает с одноногого, как с двуногого. Так, что с бедного спросят, как с бедного, а с богатого спрос будет как с богатого.
Сирожа
14.04.2023 21:39
\За исключением одного: деление на два народа - "богачей" и "бедняков", как это наблюдается сейчас, у Ильина нет. \
Зато есть "естественное чувство ранга". И вот это самое "чувство ранга" попахивает чем-то уж очень до боли знакомым.

"Люди, признающие значение ранга (сторонники духа и справедливости, индивидуалисты), не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение. Они считают, что все люди, сколько их ни есть, родятся неодинаковыми, своеобразными и самобытными, и затем, по мере своего развития и совершенствования, - делаются все более самобытными и своеобразными. В этом не только нет никакой беды или опасности, но, напротив, это естественно-нормально и духовно желательно. Но так как люди от природы различны и своеобразны, то справедливость требует, чтобы к ним и относились неодинаково, т.е. соответственно с их свойствами, качествами, знаниями и делами."

Делаем главный вывод: люди от рождения не равны! Дал Господь тебе две ноженьки - следовательно, ты более уважаемый человек, чем калека колченогий. И относится к тебе должны соответственно - тебе "ваше благородие", а калеке - пинка под зад. И если развивать эту мысль дальше, то неизбежно приходишь к тому, что если дал Господь тебе уважаемых родителей, то и дети у них такие же уважаемые - естественным образом данные Богом ГОСПОДА. Ну, а где есть господа, там всегда найдется место и холопам. Вот вам и деление на два народа.
И.Якут-Антон
14.04.2023 12:52
1. В Ваших рассуждениях вроде как все гладко, в соответствии с политэкономией. За исключением одного: деление на два народа - "богачей" и "бедняков", как это наблюдается сейчас, у Ильина нет. Есть один народ, с не марксистско-ленинским подходом к бытию. Возможна ли такая экономическая модель и в чем, с точки зрения производственных отношений, она заключается, надо спросить у специалистов, изучающих наследие Ильина. Например, у автора настоящей публикации.
2. В продолжение п.1: пока же богатство ("а деньги рулят") определяется доступностью к власти. А где власть - там и доступ к ресурсам, и как следствие, к деньгам. С другой стороны, власть неоднородна и, условно, делится на компрадоров, рассматривающих Россию как место, где можно хорошо нажиться, а потом слинять в теплые края с бабками, которых хватит и на детей и на внуков, и тех, кто вкладывает в страну, относится к ней как к своему Отечеству и стремится к ее суверенизации. Однако вовсе не факт, что и "патриоты" готовы делиться.
3. Насчет "делиться". В 2009 г. в Питере на встрече в алферовском академическом университете спросил у ЕМП, сколько мы еще будем терпеть плоскую шкалу налогообложения (в монопольку же многие играли) . Ответ состоял из двух частей: 1) мы с Жоресом Ивановичем люди не бедные и готовы хоть сейчас платить больший налог, отчетливо все понимая. 2) ВВП, как известно, этот вопрос на несколько лет отложил, но обещал вернуться.
4. Что в итоге: ВВП к этому вопросу так и не вернулся (если быть точным - оставил плоскую шкалу), а ЕМП в одном из своих последний ежегодных посланий на Меркурий-клубе уже не скрывал своего раздражения в отсутствии прогресса по этому вопросу. И кто знает - м.б., еще не время, или же два народа еще надолго а России останутся. А идеи Ильина почтут в бозе.
5. Русский народ бесконечно терпелив, но и его ангельскому терпению, рано или поздно, придет конец.
АлександрС.
12.04.2023 23:33
Без любви и болта не выточишь.
Сирожа
12.04.2023 16:32
/Anton
12.04.2023 10:09/

/Я понимаю, почему философия Ильина нужна богачам. Но вот зачем это простолюдинам? Хотите, чтобы богатые были еще богаче? Думаете, что-нибудь от них перепадет?/

Судя по комментариям, вопрос не по адресу. Тут каждый пятый, видимо, из "естественным образом положеных Богом господ". И не морочьте людям голову со своими рабоче-крестьянскими лозунгами! Им вот как в 91-м году, естественным образом, пожаловали господство, так они до сих пор и пануют. Владельцы заводов, газет, пароходов, панимаишь. Есть праада еще один вариант, маловероятный конечно, но тем не менее - никто из них Ильина толком-то и не читал.

Россиянин
12.04.2023 13:53
татьяна
11.04.2023 18:23

Благодарю вас, татьяна! Вы отлично подтвердили мою мысль.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 27 найденных.

Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..