Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 октября 2022
Православный Герой Соцтруда

Православный Герой Соцтруда

Авиаконструктора Николая Поликарпова называли «королем истребителей»
Владимир Малышев
25.09.2014
Православный Герой Соцтруда

Драма жизни великого авиаконструктора не только в том, что он сидел в тюрьме по несправедливому обвинению и работал в «шарашке». Николай Николаевич спроектировал лучший истребитель Великой Отечественной войны, который так и не был запущен в серийное производство, и умер, немного не дожив до Победы, едва разменяв шестой десяток.

Н.Н. Поликарпов скончался более 70 лет назад, 30 июля 1944 года. А родился он в 26 июня (8 июля) 1892-го в селе Георгиевском Орловской губернии, в семье сельского священника.

Закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Хотел стать моряком и строить корабли, но потом увлекся авиацией и стал заниматься на воздухоплавательных курсах. После защиты дипломного проекта начал работать в авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода под руководством русского гения авиации Игоря Сикорского и принял участие в постройке его самого большого тогда в мире самолета «Илья Муромец».

Вскоре после революции Игорь Сикорский, как известно, покинул Россию, звал с собой и Николая Поликарпова, но тот отказался. Работал на заводе «Дукс» - авиазаводе № 1, где руководил техническим отделом. В 1923 году под его руководством был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400). Это был первый в мире моноплан.

В 1928 под руководством Николая Николаевича был создан легендарный учебный самолет У-2, ставший одним из самых массовых самолетов в мире. Однако до войны на нем учились летать все наши летчики. Этот аэроплан был исключительно надежен, необыкновенно прост и экономичен. Во время войны его переоборудовали в ночной бомбардировщик, немцы называли его «кофемолка» и «швейная машинка». Бесшумно и незаметно, на небольшой высоте он подлетал к позициям врага, бомбил колонны войск и железнодорожные станции противника – помните фильм «Небесный тихоход» с Николаем Крючковым в главной роли? У-2 побил все рекорды «долгожительства» в авиации: эксплуатировался с 1927 по 1959 год.

Всего в СССР было построено 40 тысяч таких машин, после смерти Поликарпова самолет переименовали в его честь, назвав По-2. Даже если бы он создал только один этот самолет, то уже навсегда остался бы в истории авиации.

Николай Поликарпов был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик. В те времена такое поведение и явно не пролетарское происхождение делали любого человека неблагонадежным в глазах «органов». В ноябре 1929 года конструктор был арестован ОГПУ, его обвинили в «участии в контрреволюционной вредительской организации», и без суда приговорили к смертной казни. Следователи особо отмечали, что Н. Поликарпов – сын священника, а потому «не способен проникнуться марксистско-ленинской идеологией, уверовать в светлые идеалы коммунизма». Чудом сохранилось письмо Николая Николаевича, написанное в камере смертников жене Александре и дочери Марианне: «Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка, ночью или рано утром, я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе...».

Два месяца ждал расстрела, но потом вдруг двери камеры смертников распахнулись. Стране были нужны самолеты, казнь отменили, и авиационного гения отправили в Особое конструкторское бюро, ЦКБ-39 ОГПУ, так называемую «шарашку».

Там Н. Поликарпов спроектировал самолет ВТ-1 - «ВТ» официально расшифровывалось как «Внутренняя тюрьма». Но заключенным конструкторам больше нравилась другая расшифровка: «Вредители – трудящимся».

Обычно на создание нового самолета отводилось два года. Чекисты решили заключенных конструкторов «простимулировать». Сказали: можете делать два года, но на свободу выйдете, только когда сделаете. Те посовещались и ответили: «Полгода хватит». Начальство удивилось: «Ах, у вас есть внутренние резервы? Три месяца!». Самолет был готов через месяц.

Незадолго до ареста конструкторским коллективом Поликарпова был спроектирован самолет Р-5. Как и У-2, он дорабатывался и совершенствовался уже в «шарашке». Это был двухместный деревянный полутораплан многоцелевого назначения, он с успехом конкурировал с иностранными машинами такого же класса. В 1930 году, на международном конкурсе в Тегеране машина «контрреволюционера» заняла первое место, опередив лучшие самолеты Англии, Франции и Голландии, и стала первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт.

В 1933 году советские летчики, по просьбе китайского правительства, на самолетах Р-5 приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. В 1934 году на этих самолетах спасали челюскинцев, в 1936 году они прибыли в Испанию. В Великую Отечественную войну, осенью 1941 года, было сформировано 27 авиаполков Р-5.

В «шарашке», вместе с Дмитрием Григоровичем, Поликарпов разработал также истребитель И-5, который стоял на вооружении 9 лет. Этот истребитель-биплан развивал скорость около 300 километров в час, был одним из самых мощных по вооружению и самых легких в мире истребителей. Но бдительные органы не дремали, в 1931 году, вместо отсроченной смертной казни, Поликарпов получил десять лет лагерей. Однако после удачного показа И. Сталину, К. Ворошилову и С. Орджоникидзе самолета И-5, который пилотировали Валерий Чкалов и Александр Анисимов, в его судьбе наступил неожиданный перелом.

Довольный вождь решил подвезти конструктора и его сотрудника, Василия Тарасова, с аэродрома домой. Как вспоминал потом В. Тарасов, «машина была семиместная. Сталин – на заднем диванчике, шофер и охрана – впереди, авиаконструкторы разместились на откидных сиденьях. Вождь благодушно говорит, попыхтев трубкой: «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. «Все очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» «Нет», – откликается Поликарпов. «Ты семинарию закончил, а я – нет». Опять клубок дыма. Поликарпов невозмутимо брякает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой: мол, знай свое место».

Однако конструктора вождь зауважал, и больше в обиду его не давал. В июле того же года Президиум ЦИК СССР амнистировал Николая Николаевича. Однако дело против него было прекращено только в 1956 году, через 12 лет после смерти.

Переселившись в Москву, Николай Николаевич регулярно посещал храм апостола Филиппа на Арбате. Благословляя летчиков перед испытаниями, говорил им: «С Богом!». В те суровые атеистические времена такое осмеливались произнести немногие.

А нательный крест был главной семейной реликвией. Когда его предок – о. Михаил – вернулся с Отечественной войны 1812 года, то собрал семейное серебро и отнес к ювелиру, попросив изготовить крест. Согласно его завещанию, эта реликвия передавался потом старшему в роду.

Н. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15, И-16 – «Ишачка», И-153 - «Чайки», которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. В январе 1934 года Валерий Чкалов развил на И-16 скорость в 454 километров в час. Позднее на одной из модификаций «Ишачка» была достигнута колоссальная по тем временам максимальная скорость полета – 525 километров в час.

Однако во время войны в Испании наши летчики и специалисты стали говорить, что немецкие самолеты по ряду параметров превосходят И-16. А во время Великой Отечественной войны это отставание проявилось еще отчетливее. Но был ли виноват в этом Николай Поликарпов?

Конечно, нет. Им был разработан самолет И-17, который опережал всех иностранных конкурентов. Валерий Чкалов о нем образно говорил так: «Перейти с самолета И-16 на самолет И-17 – это все равно, что с «Форда» пересесть на «Линкольн».

Однако в серию этот самолет так и не был запущен. Получилось, что он попросту опережал время, и советская авиапромышленность к выпуску такого самолета была еще не готова, отсутствовал для него мощный и надежный двигатель.

После ареста Андрея Туполева в 1937 году Н. Поликарпов был назначен главным конструктором КБ, размещенного на территории авиазавода № 156. К концу 1938 года был построен истребитель И-180. Но во время его испытаний произошла трагедия – погиб Валерий Чкалов. Стали лихорадочно искать «вредителей»: были арестованы директор завода и многие другие. Н. Поликарпов не подписал полетные листы и акт о готовности самолета к первому вылету, поэтому его на этот раз не арестовали, но расположение И. Сталина он утратил. А в то время это было равнозначно приговору. Окружение вождя тут же отреагировало, Николая Николаевича стали «зажимать», подсиживать, задерживать поставки двигателей и материалов…

В книге "Познать себя в бою" трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вспоминал об одной из встреч со знаменитым летчиком-испытателем С. Супруном: "Он рассказывал, как проходит испытание истребитель И-180 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. Скорость его достигала шестисот восьмидесяти километров в час. Он был вооружен двумя или тремя пушками. Это был самолет-мечта. В одном из испытательных полетов на этом истребителе разбился кумир нашей авиации Валерий Чкалов. Нашлись влиятельные люди, которые "зарезали" доводку И-180, хотя по скорости и вооружению ему не было равного в мире истребителя. Мечта летчиков была погребена в обломках разбившейся машины".

Уже после войны Покрышкин не раз говорил, что если бы истребитель Поликарпова поступил в наши истребительные полки в начале войны, "потери были бы неизмеримо меньше, и мы бы не докатились до Москвы, Волги и Кавказа…".

…В 1940 году Н. Поликарпову было все же присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету. Но и врагов и недоброжелателей становилось все больше, особенно его ненавидели братья Кагановичи. Лазарь был могущественным членом Политбюро ЦК, а Михаил – наркомом авиапромышленности. За его веру они звали Поликарпова «крестоносцем».

Роковую роль в судьбе конструктора сыграл также Александр Яковлев, который стал заместителем наркома авиационной промышленности и, пользуясь этим, начал «пробивать» собственные самолеты, видя в Н. Поликарпове опасного конкурента. А. Яковлев сумел войти в доверие к И. Сталину, причем, как считают историки, сделал это не вполне честным путем. Зная, что Сталин придает большое значение скорости, Яковлев создал бомбардировщик ББ-22, который по скорости превосходил даже некоторые истребители. Однако сделал это за счет «ужимания» других важных показателей: вооружения, маневренности, дальности полета. А вождь удивлялся: «Чудеса, да и только!», все больше доверяя молодому конструктору. Его самолет еще до завершения испытаний был запущен в серийное производство.

В результате, когда Н. Поликарпов ездил в Германию знакомиться с немецкой авиапромышленностью, у него отобрали завод и его конструкторов и передали малоизвестному тогда Артему Микояну. Взамен в старом ангаре на окраине Ходынки для Н. Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы. Когда, вернувшись из Германии, Н. Поликарпов узнал об этом, то был буквально ошеломлен. По словам очевидцев, сумел произнести только одну фразу: «Жаль, что меня не дождались».

Но конструктор не сломался, даже на этом небольшом, по сравнению с предыдущим, заводе в невероятно сложных условиях были созданы опытные и предсерийные лучшие советские истребители времен Второй мировой войны — И-185 и другие, начата целая серия так и не оконченных проектов. В акте по результатам государственных испытаний И-185 М-71 был назван «лучшим современным истребителем». За него в марте 1943 года ему была присуждена Сталинская премия I степени. Однако катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Василий Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить этот самолет в серию.

Тем не менее, именно истребитель И-16 Поликарпова сбил 22 июня 1941 года первый немецкий самолет...

Коллеги знали о необыкновенном благородстве Николая Николаевича. Когда арестовали Андрея Туполева и его сотрудников, то Валерий Чкалов, тоже его недолюбливавший, радостный, забежал к Н. Поликарпову и объявил: «Слышали? Дуба свалили!». В ответ услышал: «Да, им сейчас тяжело приходится, помолиться за них надо».

Когда посадили его заместителя, Н. Поликарпов обеспечивал его семью деньгами и продуктами. А когда в НКВД поступил донос на его молодого сотрудника Михаила Янгеля – будущего корифея советского ракетостроения, которого обвинили в том, что он сын кулака - то авиаконструктор дал ему отпуск и отправил в Сибирь, собирать документы о невиновности отца.

Помогал его семье. Жена М. Янгеля Ирина Стражева вспоминала, что когда в 1941 году у них с детьми не осталось ни хлеба, ни денег, вдруг раздался стук в дверь. «Открываю, а там стоит зверообразного вида баба, говорит: «Поликарпов узнал, что вам плохо живется, прислал мешок картошки», - рассказывала она.

Петр Стефановский, испытывавший самолеты Н. Поликарпова, писал о нем: «Высококвалифицированный инженер, человек огромной научной эрудиции, Николай Николаевич был исключительно прост в обхождении с людьми, всегда внимателен и вежлив. Он вел абсолютно аскетический образ жизни… Мне всегда казалось, что главнейшей особенностью конструкторской деятельности Н.Н. Поликарпова было стремление к созданию того, чего не существовало в авиации ранее. Везде Николай Николаевич прокладывал дорогу первым, получая порой весьма ощутимые удары судьбы».

С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института. Преждевременная смерть оборвала работу над созданием первого советского реактивного самолета… В авиационных кругах его называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали только его машинами.

Его называют «самой трагической фигурой в истории советской авиации».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Коншин-Рачинский
18.06.2015 11:18
всегда завидовал таким талантам, как Поликарпов. Он был одним из тех кто был моим кумиром. Да, Америку Поликарпов прославил бы, жизнь бы в смысле комфортности и обеспеченности во сто крат была бы лучше, но не было бы у него тогда русского воздуха и России (речь не об СССР и тем более не о шарашке).
   О таких русских талантах надо публиковать не только в Столетии, а и  в правительственном вестнике для обязательного чтения, в том числе и для законодателей, решивших уничтожить образование в России, уничтожить прикладную науку и высокотехнологичное производство, чтоб не могли и помыслить о своих русских созидателях, получивших, кстати, образование в тёмной отсталой царской России
АУ
24.11.2014 14:57
Самой большой ошибкой Н.Н.Поликарпова в его жизни был отказ на предложение И.И.Сикорского уехать в Америку. Там, в Америке, могли бы в полной мере раскрыться способности "короля истребителей" – в опоре на передовую науку и технологию и в условиях невмешательства политических лозунгов и псевдоидеологических интриг в техническую мысль. Делать Поликарпову, как и Сикорскому, в СССР и вообще в России (по большому счёту и в серьёзной перспективе) было нечего... Так что его ранняя смерть вполне закономерна. Можно даже сказать, жизнь безосновательно затянулась.

В СССР были затребованы другие типажи на поприще авиации, совсем иные авиаконструкторы с совсем другим "комплексом поведения"… Это "всеядный" и не очень разборчивый в средствах демагог Туполев (пытавшийся где надо и не надо проталкивать свои малопригодные изделия, причём так рьяно, что на этой стезе угодил в тюрьму), откровенно циничный и вертлявый мошенник Яковлев (со своими насквозь лживыми литературными воспоминаниями; надо сказать, я как-то одно время летал в качестве пилота на его Як-12), хитровато-лицемерный подхалим Ильюшин (укравший у Г.Юнкерса и выдававший за свою успешно воплощённую тем на практике - задолго до советских конструкторских поползновений - идею самолёта-штурмовика с несущей бронированной капсулой для двигателя, топлива, вооружения и двух членов экипажа)… Все эти отечественные научно-авиационные посредственности пришлись коммунистам "ко двору"… А вот Поликарпов – нет…

Да и сама клихука "король истребителей" имела вовсе не солидное мировое происхождение, а являлась полуиронической-полузлопыхательской придумкой завистников и недоброжелателей из "своей собственной", советской авиационной среды. С насмешливо-издевательским подтекстом…        
Игорь В
29.09.2014 0:25
Как же можно говорить об одном талантливом человеке и не вылить грязи на другого! Своими обвинениями в адрес А.С.Яковлева, вы показываете свою некомпетентность и умаляете действительно большую роль Н.Н.Поликарпова, которого многие авиаконструкторы считали своим учителем, в создании советской авиации.
ВЕРА
25.09.2014 23:46
Типичная судьба талантливого человека... таким образом социалистическая Родина благодарила за труд и за вклад в развитие страны.
Борис
25.09.2014 21:07
В фильме "Крестный отец" есть такой эпизод. Главный герой фильма предлагает своей подруге замужество. А она говорит, что его отец преступник, глава мафиозного клана. Он ей возражает, что его отец такой же как президент или сенаторы, как все, кто отвечает за других. Она ему - какой ты наивный, сенаторы не убивают людей. Посмотрев на нее иронически он сказал - кто из нас наивный, Кейт. Подавляющее большинство людей не может себе представить, что людей убивают чем-либо вовремя не сделанным, неправильно оцененным, разгильдяйством и многими другими вещами. Вот наш кумир Валерий Павлович Чкалов. Полетное задание предписывало взлет, круг над аэродромом и посадку. Чкалов, нарушив полетное задание и удлинив полет, переохладил двигатель убил себя, а заодно и "заземлил" Поликарпова. А братья Микояны совместно с Кагановичами освободили его от завода. Чкалов, пользовавшийся большим авторитетом у Сталина, был для  Поликарпова очень надежным щитом и не позволил бы просто так "задвинуть" И-180. Про Яковлева я вообще молчу. Так называемое отставание наших истребителей в Испании, самое обыкновенное вранье. Георгий Захаров, воевавший в Испании, описывает, как появившийся там Мессершмитт-109 был моментально сбит его приятелем. На вопрос - ну как? Тот ответил - ерунда. С мотором в 650 л/с этот немецкий истребитель никаким шедевром не был. Двигатель в 1000 сил появился у него уже позже. Это и постоянное наращивание мощности двигателя до конца войны и было преимуществом немца. В военной литературе все время ссылаются на отсталый И-16, это мол причина наших бед в воздухе. А сами немцы почему-то считали И-16 серьезным противником. Прямо говорили, что если пилот И-16 вовремя заметил атакующий самолет, то сбить его было очень сложно. За счет высокой маневренности он был очень серьезным противником. Все авторы ссылаются на скорость немецких истребителей. Сложно убить быстро летящую муху, но не менее сложно сделать то же самое с медленно порхающей молью. Очень жаль, что Поликарпову перешли дорогу нахрапистые и рвущиеся к славе и почестям недобросовестные люди. Сколько наших летчиков убили они теперь уже и не узнаешь никогда. Тот же знаменитый Як был сконструирован на пределе прочности. Яковлев потом обвинял в этом не себя, а авиазаводы.
юра
25.09.2014 19:51
Господи, спасай таких людей для РОССИИ!
Гусев С.
25.09.2014 18:44
Ну да, раз Поликарпов "православный", то он конечно непризнанный гений.
Восхваление Поликарпова  и нападки на великого конструктора Яковлева ,только на  том основании что Поликарпов  т.н."православный" ,а Яковлев коммунист производят нехорошее впечатление.
Сталин прекрасно разбирался в авиации и машины Яковлева оптимально соответствовали требованиям войны  и возможностям нашей авиапромышленности.
Поэтому Яковлев и пользовался доверием Сталина.
Что касается И-185 М-71, то к этому времени уже появился ЛА-5 ,разрабатывались его модификации.А два самолета с примерно равными ТТХ производить не имело смысла.

Эксклюзив
07.10.2022
Алексей Тимофеев
Народному художнику России Дмитрию Белюкину – 60 лет.
Фоторепортаж
30.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Выставка в Оружейной палате посвящена одному из самых почитаемых русских святых – преподобному Сергию Радонежскому.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.