Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 сентября 2022
«Но жива, жива литая бронза…»

«Но жива, жива литая бронза…»

К 160-летию памятника «Тысячелетие России»
Станислав Минаков
21.09.2022
«Но жива, жива литая бронза…»

Памятник «Тысячелетие России» поставлен при Государе Александре II Александровиче. Произошло это на следующий год после отмены крепостного права, спустя пять лет после окончания известной Крымской кампании, то есть в эпохальное переломное время — 20 (8 по ст. ст.) сентября 1862 г. в Великом Новгороде, в кремле, напротив Софийского собора. Создали шедевр скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман.

Кому-то монумент по форме напоминает знаменитую шапку киевского князя Владимира Мономаха, а некоторые исследователи в гигантском шаре-державе на колоколообразном постаменте видят колокол, который, вроде бы по замыслу автора, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Остановимся хоть ненадолго у этого шедевра Михаила Осиповича Микешина, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Санкт-Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленному в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора в году 900-летия Крещения Руси (1888).

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Вокруг «державы» установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес всего памятника — 10 тыс. тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов). Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Микешин, находясь в критичных по времени обстоятельствах, предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), — из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). «Держава» украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Собирание имен для создателей памятника было, на наш взгляд, непростой задачей, в виду их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времен: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, Ивана Сусанина и сибиряка), а также литераторов, композиторов, ученых.

Чудесно названы эти группы. Например, «Просветители» — от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилл Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека до Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы, по понятным причинам, не найдем, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены позднее, в начале ХХ в., при участии Государя Николая II Александровича. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор в пантеон великих святых подвижников включил своего современника, архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 г., всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 гг.

То же можно сказать и о других героях-современниках, включенных на памятнике в великий ряд России — адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

* * *

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Среди грабительски-вандальных деяний немецко-фашистских захватчиков был и демонтаж памятника «Тысячелетие России».

Генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и прокладывали специальную узкоколейку дорогу от Новгородского кремля до вокзала. Железной дорогой грабители успели увезти бронзовые решетку работы профессора Боссе и бронзовые художественные фонари, окружавшие памятник. Но 20 января 1944 г. город был освобожден советскими войсками.

Вместо памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранялась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной кремлевской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал: «Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела...
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот...

Нет, ничем нельзя убить победу!

Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.

Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник — еще до окончания войны, 2 ноября 1944 г. Однако первозданный вид ему был возвращен лишь к 1995 г.

Воистину: жива, жива литая бронза! Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

* * *

В сущности, Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за тысячу лет на этой территории. Во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный Крест, жили на русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом — трагическое, но и высокое.

Говоря о Микешине, нам никак нельзя не вспомнить о землях Российской империи, которые нынешняя Украина объявляет своими. Украина долгое время была благодарна выдающемуся скульптору. За высокий творческий дар, обращенный и на службу Малороссии. Таким же служением памятны и выдающиеся мастера, благоукрасившие знаменитый Владимирский собор в Киеве, закончив работы все к тому же, 1888-му году — году 900-летия Крещения Руси. Это были В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и иные первоклассные русские художники, осуществившие росписи Владимирского собора, которые радуют нас по сей день. Храм, к сожалению, был в начале 1990-х захвачен раскольниками и стал кафедральным у т.н. «киевского патриархата».

Микешин, воплотив образ Б. Хмельницкого, создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зренья ни погляди на этот памятник (возведенный, кстати, на добровольные пожертвования), он остается прекрасным творением рук человеческих, творческого гения.

И с какой точки ни смотри — со всех сторон увидишь лишь красоту и гармонию.

Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 г. на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна. Именно на этой площади в декабре 1648 г. киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами, именно здесь в январе 1654 г. население Киева приветствовало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской Рады. К слову, и в ноябре 1943 г. на площади Б. Хмельницкого собрались жители Киева, освобожденного от немецко-фашистских оккупантов, приветствуя воинов-победителей.

Как правило, Микешин использовал в такого рода эпических монументах один стилистический прием — собирания опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. И Киеву поначалу предложил многофигурную композицию. Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конек» — многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Никаких нет сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощенным в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров. Другое дело, что многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам, по соображениям, как сказали бы сейчас, «толерантности». Генерал-губернатор Киева Александр Дондуков-Корсаков отверг изначальную идею скульптора; потому сегодня мы видим гетмана Украины на Софийской площади в одиночестве, без окружающих фигур. Ну, посудите сами о точности, исторической адекватности и прозорливости мастера: по его проекту конь Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Скульптуры пьедестала должны были изображать битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

Киевская байка говорит о том, что богданова булава памятника указывает на Москву (и в этом случае комментарии таковы, что Москва выбрана как политический ориентир), однако некоторые умельцы определять географические направления уверяют, что на Москву бронзовый Богдан Зиновий не указывал никогда.

А о московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия».

Жаль, что в 1919 и 1924 гг. эти надписи известно какими деятелями были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888», сохранившуюся по сей день.

Как бы хотелось восстановить историческую справедливость — прежние, правильные, надписи вернуть!


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Питерский
23.09.2022 12:34
Ст. Минакову.
/"Многофигурный "компот" - это стиль Микешина"/.
Вполне возможно, спорить не стану, ибо не специалист в стилях ваянии скульптур. Искренне убеждён, что каждый творец имеет право на свой стиль, если своим творением он не нарушает нормы действующего законодательства. "Компот" в моём комменте - всего лишь парафраз части киноцитаты, из советского кинофильма: ("Вот так компот! Нет, лучше сто смертей. Мне стыдно вам смотреть в глаза, поверьте"). Название к/ф, я более чем уверен, Вам известно. К стилю Микешина это никакого отношения не имеет.
/"Лучшего не было"/ - это вопрос всегда спорный и дискуссионный. При всём уважении, как говориться ...
/"Судить скульптора сегодня за его якобы либерализм - это нам как два пальца об асфальт"/.
Ну, если кому-то таковое, как оно сказано, про асфальт и пальцы, приемлемо, то сие - отнюдь не мои проблемы... "Либерастия победила" в комменте моём - это, разумеется, не про Микешина, а про умонастроения заказчиков проекта...
/"спустя 160 лет мы все умные"/. Не вижу в том ничего дурного. Но позволю себе заметить - к сожалению, умные отнюдь далеко "не только лишь все" (это опять цитата) ...
/"БЛЕСТЯЩАЯ РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА"/. Поддерживаю целиком все тезисы речи Президента и не имею никаких претензий к тому, что эта речь прозвучала именно возле сего Памятника. И даже, прошу поверить, нисколько не возражаю супротив возврата традиции (я вообще - традиционалист в душе) использования речей Первого лица государства в статьях, в полемике, да и, собственно, везде.
Алексей
22.09.2022 14:11
Любопытно, однако
Станислав Минаков
22.09.2022 13:07
Питерскому
Многофигурный "компот" - это стиль Микешина. Лучшего не было. Судить скульптора сегодня за его якобы либерализм - это нам как два пальца об асфальт, спустя 160 лет мы все умные.
Тем не менее, именно у этого памятника прозвучала БЛЕСТЯЩАЯ РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА НА 1160-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
...В заключение Путин сказал: «Быть частью многообразной российской цивилизации – это счастье, но, повторю, и ответственность, и долг. Наша цивилизация самобытна, у неё свой путь, и в этом нет ни капли чванства и чувства превосходства. Эта цивилизация наша – вот, что для нас главное. И за своё Отечество, за свою Родину, которая у нас одна, за нашу свободу, независимость и суверенитет, за нашу культуру и традиции мы будем бороться, будем их отстаивать и защищать во имя наших предков и наших потомков, ради России, её великой истории и великого будущего».
https://www.stoletie.ru/lenta/putin_dla_rossii_smertelno_opasno_dazhe_na_vrema_oslabit_svoj_suverenitet_368.htm
Дед Январь
22.09.2022 1:51
На памятнике "Тысячелетие России" нет фигуры первого русского царя Ивана IV Грозного. Нет почему-то Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, Павла I. Зато Владимир Святой, Михаил Романов и Петр I изображены дважды.
В 2008 г. в издательстве "Вече" вышла добротная и солидная книга Виктора Смирнова "Памятник государства Российского". Тираж 5 тыс. экз.
О жизни и трудах автора памятника М.О. Микешина есть книга
Олега Добровольского «Микешин». – М.:ТЕРРА – Книжный клуб 2003. – 416с. – Тираж не указан.

Александр из Од
21.09.2022 21:17
Однако на этом величественном памятнике нет Царя Иоанна Грозного.
Зато есть Марфа Борецкая, враг Москвы и друг Литвы.
Питерский
21.09.2022 16:16
/"Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времен: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов ..., а также литераторов, композиторов, ученых"/.
Ну и "компот": Марфа Борецкая "Посадница"* - лидерша новгородской оппозиции к Ивану III, выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой - вот она на Памятнике присутствует, а Царю Ивану IV Васильевичу "Грозному", при котором государство российское приросло значительными территориями, укрепилось многими городами - ему места не нашлось. Тогдашняя либерастия победила . И ныне возле Памятника экскурсовод, ряженый в средневековый кафтан, сапоги и шапку, восторженно и упоённо вещает, озирая Памятник, про то, каким был "Господин Великий Новгород", такой весь сам из себя самостийный и демократичный. Только вот про разгром на Шелони не любит рассказывать, не в тему, видать ...
----
*Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве... располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода. Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнён как политический преступник. Однако, право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку ...В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия"

Ирина
21.09.2022 14:07
Да, вернуть бы и правильные надписи, и единую неделимую Россию собрать бы!
Очевидец
21.09.2022 13:43
Стихи Шубина очень люблю!
Игнат
21.09.2022 13:42
Про памятник Хмельницкому - занятная история.

Эксклюзив
23.09.2022
Валерий Панов
В Донбассе начался процесс воссоединения Русского мира.
Фоторепортаж
23.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Женской городской моде посвящен новый проект Государственного Исторического музея.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.