Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 октября 2025
Марш прощания без отчаяния

Марш прощания без отчаяния

Впервые марш «Прощание славянки» прогремел на перронах тамбовского вокзала в 1912 году
Николай Черкашин
02.10.2025
Марш прощания без отчаяния

С тех пор марш не смолкает ни на парадах, ни на проводах в бой, ни в сердцах солдат. Так откликнулась душа молодого штаб-трубача 7-го кавалерийского полка Василия Агапкина на борьбу сербов против османского ига.

 

Мне посчастливилось держать в руках инструмент – серебряный корнет-а-пистон, – на котором этот марш был впервые сыгран автором. Дочь Василия Агапкина достала его с антресолей квартиры на Садовом кольце и доверила мне семейную реликвию на несколько дней. Готовилась новая грамзапись «Прощания славянки», и я договорился с тогдашним начальником военно-оркестровой службы Вооруженных Сил генерал-майором Н. Назаровым, что первые такты марша будут сыграны на подлинном инструменте автора.

Принес домой, показал отцу, который начинал свою военную службу в полковом оркестре. Тот не сразу поверил, что это инструмент самого Агапкина. Бережно приложил к губам мундштук.

Поразительно, но в той квартире, где до 1963 года жил Василий Иванович Агапкин, все еще распевала канарейка, которую он любил слушать. Музыканты вообще любят певчих птиц, но здесь, хочется думать птица не случайная: «Соловей, соловей, пташечка! Канареечка, жалобно поет…! Быть может, именно с этой песней шел тогда по проселку в летние лагеря 308-й пехотный батальон, и выбежавший ему навстречу семилетний парнишка остолбенел: солдаты в белых рубахах, длинные штыки, песня и музыканты, перехваченные ослепительными витками духовых инструментов.

Сколько их было во все времена, таких вот мальчишек, чья будущая судьба решалась тут, на обочинах дорог, в золотых отблесках труб, под вычеканенные солдатским шагом аккорды! Редкий военный музыкант не признается в том, что именно в такой миг и посчитал он, что самая прекрасная в мире профессия – трубач, шагающий впереди воинского строя.

С семи лет и до последнего года жизни не изменил этому убеждению Василий Агапкин. Мачеха привела крестьянского паренька в батальонный оркестр, и Вася получил самую маленькую, но самую звонкую трубу – корнет-а-пистон. Вот послужной список юного музыканта: “1894-1899 – воспитанник оркестра 308-го пехотного батальона в городе Астрахани. 1900-1901 – 82-й пехотный Дагестанский полк в Грозном.1901-1905 – 45-й драгунский Сиверский полк в Александрополе… Звездный час застал Василия Агапкина в 7-м запасном кавалерийском полку, квартировавшем в Тамбове. 14 лет службы в военных оркестрах, занятия в Тамбовском музыкальном училище вполне подготовили 28-летнего штаб-трубача к тому, чтобы сочинять сносные марши, мазурки, вальсы. Но для создания шедевра – нужно было нечто такое, что позволило, например, французскому инженеру капитану Руже де Лилю в одну ночь написать бессмертную “Марсельезу”. Нужны были взрыв, душевное потрясение; необходимо было всенародное событие, счастливо разрядившее бы предельно сжатые творческие силы музыканта.

Видимо, с Агапкиным подобное случилось в октябре 1912 года, когда до Тамбова докатилась газетная весть о том, что балканские славяне начали освободительную войну против пятисотлетнего оттоманского ига. Они и сейчас еще волнуют – эти пожелтевшие газетные строки: впервые с 1403 года, года первого восстания против турецкого ига, болгары, сербы, греки, черногорцы были так близки к победе. За какой-нибудь месяц войска славян дошли до предместий Стамбула. В России ликование: пожертвования, молебны, толпы добровольцев.

Когда-то Чайковский написал по случаю русско-турецкой войны 1877 года «Славянский марш», который, по его собственному признанию, «публика приняла с большим подъемом». Тот же благородный порыв, сроднивший композитора с мировым именем и безвестного кавалерийского трубача, заставил Агапкина просиживать ночи у рояля. Марш родился на фортепьянных струнах, был опробован на корнете-а-пистоне и впервые грянул в Тамбове на параде 7-го кавалерийского полка.

Со слов родных Василия Ивановича известно лишь, что написан марш был не сразу; рождающаяся мелодия не давала ему спать по ночам; работал он долго, мучительно, замкнуто. Вот, пожалуй, и все, что знаем мы сегодня о том, как создавался знаменитый марш. Сохранилась фотография, запечатлевшая автора «Прощания славянки» в достопамятный для него 1912 год, и краткое предисловие, сделанное его рукой в шестидесятых годах незадолго перед смертью: «Марш написан мною по поводу балканских событий 1912 года. Он посвящается всем славянским женщинам».

В 1915 году, когда войска кайзера повели наступление на Варшаву, капельмейстер Агапкин написал грустный вальс «Стон Варшавы», будто предсказывал в музыке печальную судьбу польской столицы на четверть века вперед. Да и самому ему пришлось наступать на Варшаву, только с востока, спустя всего пять лет…

После октябрьского переворота Агапкин был призван в Красную армию. Но марш его гремел и в белых, и в красных полках. Он оказался неделимым. Под его мужественные рулады уходили на позиции и красноармейцы Фрунзе, и добровольцы-корниловцы, железная дивизия Щорса и бойцы Колчака… Ведь и тех, и других провожали на смерть российские славянки.

Василию Агапкину довелось воевать в конных порядках красного гусарского полка (был такой на Западном фронте). К счастью, свалила его не пуля – тиф. И после изнурительной болезни командир взвода трубачей был отпущен на поправку в родной Тамбов. Там из огня угодил в полымя: по всей округе полыхал крестьянский мятеж Антонова. Агапкин был мобилизован в войска ОГПУ, которые подавляли восстание. Но, слава Богу, стрелять по своим землякам ему не пришлось. Как отменного специалиста военно-оркестрового дела его вскоре отозвали в Москву.

Ровная стопка почетных грамот, дипломов, надписи на именных часах, портсигаре за безупречную службу объясняют, как и почему Агапкину был доверен дирижерский пульт образцового оркестра НКГБ. Еще один любопытный документ – приглашение коменданта Московского Кремля в комиссию по усовершенствованию музыкального боя часов Спасской башни. Перезвон главных курантов страны настроен по слуху автора марша “Прощания славянки”…

В 1921 году «старорежимную» «Славянку» в Красной армии уже не исполняли. Звучал он лишь на далекой Туретчине, где в галиполиийских лагерях время от времени принимал парады разбитых, но не рассеянных белых полков генерал Кутепов. Играли «Славянку» и в Болгарии, и в Сербии, и в Тунисе – всюду, где оставались островки русского воинства, русской жизни. Но до слуха автора марша не доносились звуки его любимого произведения. Он творил новые вещи – вальсы, мазурки, падекатры, польки… Написанные в добротной старокапельмейстерской манере они так и не были востребованы строителями социализма. Агитпропу не нужны были вальсы «Голубая ночь», «Сиротка» или «Душевные раны»…

Старые москвичи, наверное, помнят предвоенные концерты духового оркестра в саду «Эрмитаж». Седой, подтянутый человек взмахивал дирижерской палочкой ровно в семь, так что по первым трубным звукам местные жители проверяли часы. Вальсы сменяли мазурки, марши… Но вот кто-то из завсегдатаев парка выкрикивал из толпы слушателей: «Славянку!», «Прощание Славянки!» К нему присоединялись другие, и тогда оркестр исполнял свой коронный номер – «Марш прощание славянки» под управлением автора.

… За спиной тридцать лет военной службы, большое хлопотливое детище – образцовый оркестр НКГБ, сотни концертов, ученики, благодарные слушатели, друзья, однокашники, в большинстве своем – уже пенсионеры. А он, Агапкин, не спешил опускать дирижерскую палочку, будто предчувствовал, что главный его капельмейстерский выход еще впереди.

Случай оказался справедливым. Вряд ли преднамеренным было то, что в канун исторического парада 1941 года именно дирижер оркестра отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского военинтендант 1 ранга Агапкин – один из немногих оставшихся в Москве оркестрантов – был вызван к Буденному. Но в высшей мере справедливо то, что полки шли клятвенным маршем по Красной площади под музыку, заданную старейшиной капельмейстерского корпуса, всей жизнью своей заслужившего это право.

Особая сложность доверенного Агапкину дела состояла в том, чтобы за считанные дни из музыкантов, собранных на скорую руку из разных частей, сколотить добротный сводный оркестр, при чем в обстановке полной секретности предстоящего парада. В самое утро 7 ноября грянул неожиданный мороз и, к величайшему волнению дирижера, выяснилось, что клапаны труб стали подмерзать. Трубы отогревали под шинелями уже на Красной площади. И не было никакой гарантии, что в нужный момент инструменты не откажут. О том, что было дальше, можно рассказать словами самого Агапкина: «Раздалась команда командующего парадом “Смирно!”. По исполнительной команде “Марш!” Я дал знак играть марш “Парад”. Звук марша точно совпал с первым шагом под левую ногу передней шеренги. (Этот момент самый нервный для дирижера) Оставалось еще одно опасение – не отказали бы играть инструменты. Я напряженно наблюдал за проходившими частями, не идет ли какая из них под правую ногу. Нет! Все в порядке. Было особенно страшно, когда оркестр переходил с марша на марш. Так как изменение звука и характеристики новой темы могло сбить движение, и некоторые солдаты могли инстинктивно сменить ногу. Но этого не случилось.

Стрелковые части прошли, пора было отводить оркестр к ГУМу, чтобы дать место кавалерии. Я хотел было шагнуть со своей подставки, а ноги не идут. Они примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но проклятая подставка застряла и пошатнулась. Ну, думаю, беда. Сейчас я упаду, и враг будет злорадствовать, что на параде большевиков капельмейстер так перестарался, что даже свалился с «вышки». Что делать? Прохождение пехоты уже заканчивается. Задержу кавалерию, получится заминка, а я не могу даже крикнуть – губы замерзли, не шевелятся. Жестом никого не подзовешь: любой мой взмах на виду у всего оркестра может быть истолкован как дирижерский приказ. Спасибо капельмейстеру Стейскалу. Он догадался и быстро подбежал к подставке. Я нагнулся, рукой оперся на его плечо и отодрал ноги от подставки. Проходившие части были одеты в боевую, походную форму. На суровых лицах одна мысль – “стоять насмерть”.

А потом грянуло “Прощание славянки”, да так неожиданно свежо и остро, будто написан марш всего лишь за ночь до парада, специально для того чтобы передать полкам, уходящим в заснеженные подмосковные траншеи победное напутствие россиянок, украинок, белорусок, полек, чешек, болгарок. Всех женщин, чьи сыны, отцы и мужья шли против фашизма, как когда-то их деды плечом к плечу бились на Шипке и под Плевной».

В середине шестидесятых годов по телевидению демонстрировался многосерийный фильм «Летопись полувека». В ленте «Год 1945» друзья и родственники Агапкина увидели на экране знакомую прямую фигуру в белом кителе. Она промелькнула лишь на мгновение в кадрах хронике посвященных параду Победы.

Судьба снова выказала свою справедливость к старому музыканту – полковник Агапкин вместе с генералом Чернецким управлял тысячетрубным оркестром с того самого места, где в 1941 году состоялась вторая историческая премьера его марша. По его команде сотня фанфаристов подала сигнал к началу парада: «Слушайте все!». Сталин стоял на трибуне мавзолея.

Спустя восемь лет, когда вождя хоронили, и вороные кони тащили орудийный лафет с гробом вождя, перед сводным оркестровым батальоном стоял снова полковник Агапкин. Под взмахи его палочки плыли над Красной площадью и траурные мелодии, и Гимн Советского Союза.

– Я играл под началом Агапкина много лет, – вспоминает ветеран военно-оркестровой службы Л.Г. Коровко. – Уравновешанный, спокойный и очень добрый человек. Всегда давал взаймы. Только подойдешь – “Товарищ полковник…” “На!..” По лицу все видел. И забывал о долгах… Позволял нам, музыкантам, играть в театрах, и особенно учиться… Сам учился до последних лет жизни. Собрал дома огромную музыкальную библиотеку. Обладал он великолепным гармоническим даром. И сам был блестящим корнетистом. До сих пор слышу его концертную польку для корнетов… А под конец жизни стал глохнуть. Это была его большая личная драма…

Марш Агапкина трудно приурочить к какой-либо конкретной войне разве что по рождению – к балканским событиям 1912 года. Как и всякий шедевр, он счастливо пережил свое время, и теперь навечно зачислен в арсенал отечественной духовой музыки. Навечно, потому что всегда в искусстве тема прощания с домом, с родиной людей, уходящих на трудное опасное дело, верящие в его правоту и победу.

Польские партизаны уходили в леса и горы под боевую песнь, сложенную на мотив «Славянки» – «Расшумялися вежбы плакентны» («Расшумелись плакучие ивы…»).

В Болгарии «Прощание славянки» гремело до недавнего времени на парадах в Софии, на выпусках в офицерских училищах. В Германии этот марш известен как «Разговор с фронтовым товарищем». Немцы считают, что в основе его мелодии лежит старинный прусский марш. Но это очень спорное мнение. Родные мотивы слышат в нем чехи и словаки. И, конечно же, сербы. Ведь походный марш был написан для них…

Старым маршам присуща особая задушевность. Но многие из них слушаются сегодня с легкой улыбкой: слишком уж старается тамбур-мажор, слишком уж напыщенны рулады валторн, напоминающие султаны на касках лейб-гвардии…

Марш «Прощание славянки» окрашен в защитный цвет. Все остальные – в золотой мишуре парадных мундиров, а этот – шагает в солдатских гимнастерках. Он положен на шаг пехотного строя, на громыханье пушечных колес, на тяжкий дых эшелонных паровозов. Он и сегодня не выбивается из ритма под грозный гул танковой колонны или ракетного поезда.

В одной из частей морской авиации на особо важные задания ракетоносцы поднимаются в воздух при развернутом на аэродроме Знамени и под трубные звуки «Прощания славянки».

Впрочем, марш давно уже вышел из сферы военной жизни. Им встречали и провожали ещё в недавние времена китобойные флотилии и трансокеанские лайнеры, эшелоны с целинниками и студенческими строительными отрядами, под него уходили пассажирские поезда из Бреста и Севастополя. Он и сегодня гремит в дни народных гуляний и на торжественных концертах, звучит с грампластинок и магнитных лент. Такты старого русского марша отбивали в ладоши парижане, когда бывший оркестрант В. Агапкина, ставший народным артистом РСФСР, генерал-майор Н.Назаров дирижировал в парке Тюильри первым Отдельным показательным оркестром Министерства Обороны СССР. Можно привести длинный список фильмов, в которых «Прощание славянки» воскрешает особый душевный подъем, присущий людям в дни военных испытаний. А замечательный художник Константин Васильев написал картину, которой дал название любимого марша.

В 1963 году полковник в отставке Василий Агапкин скончался. Прах его покоится на Ваганьковском кладбище. На сером надгробном камне золотом выбиты первые три такта «Прощания славянки».

Имя автора забывается лишь в двух случаях: либо, когда произведение его серо, либо, когда оно приобрело такую популярность, что его начинают считать народным творением. Последнее случилось с маршем Агапкина…

На обложке первого издания «Прощания славянки» значится – «собственность автора». «Достояние России» – пометило марш время.

 

Фото Комсомольская правда

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Немо
02.10.2025 13:52
Россия без Прощания славянки? Бред!
читатель
02.10.2025 11:57
Не доводилось читать о последних годах жизни Василия Агапкина, Памятник бы ему поставить в Саду Эрмитаж!
Елена
02.10.2025 11:56
Чудо, как хорошо написано! Честь и хвала Николаю Черкашину - такому же мастеру своего дела каким был Василий Агапкин!

К Дню Победы (1941-1945)
29.09.2025
Анатолий Кошкин
Пакт Германии, Италии и Японии как инструмент достижения мирового господства
Фоторепортаж
01.10.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы открылась выставка, посвященная годовщине Битвы за столицу




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.