Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Конец прекрасной эпохи

Конец прекрасной эпохи

Вспоминая режиссера Станислава Говорухина
Валерий Бурт
15.06.2018
Конец прекрасной эпохи

Он удивительно точно чувствовал время, которое отражалось в его пронзительных глазах. Его оценки событий, характеристики людей были удивительно емкими, точными. Впрочем, Говорухин был не большим любителем говорить. Работать, искать – это по нему. А пушкинское: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…» – для него. Понравился фильм? Спасибо. Пришелся не по вкусу? Извините…

Ему была свойственна предельная, непривычная для людей его степени известности, скромность. О себе, своей работе – и в кино, и в Государственной думе – он говорил мало.

Злые языки плели, что в депутаты Говорухин пошел, чтобы извлечь выгоду от близости к власти. А им двигали иные мотивы – увидеть вблизи политическую кухню, отыскать образы для будущего фильма. Наверняка были у него и идея, и разработка такого сценария. Только все недосуг осуществить, невпроворот забот…     

По первой профессии Говорухин – геолог. И позже, придя в кинематограф, им и остался. Без устали искал характеры. Думал над каждой фразой, лепил образы. Пожалуй, он был еще и скульптором жизни – живой, красочной, но – без прикрас.

Говорухин работал в кино больше полувека. Снял больше двадцати фильмов. У него не было плохих картин – только хорошие и очень хорошие. И много тех, что волновали, терзали душу. Перечислять названия нет резона, они и без того у многих в памяти.

Последняя картина режиссера – «Конец прекрасной эпохи». Название сегодня стало символичным. Его уход – тоже конец прекрасной эпохи. Потому что так: интеллигентно, вкусно и со вкусом никто уже не снимет.

Говорухин оставил свой след и в литературе. Его вполне можно назвать писателем – вдумчивым, откровенным, с хорошим слогом.

О себе рассказывал мало, больше о людях, с которыми свела судьба. И о времени, которому был свидетелем. В книгах его мысли свежи, оценки – точны.

«Человек – тайна, – писал Говорухин. – Даже для самого себя. Кто он? Каковы пределы его физических и умственных возможностей? На что он способен? Какими талантами наградил его Господь? Разгадывать эту тайну, познавать самого себя – веселое и полезное занятие».

Он этим и занимался.

Жил-был режиссер Говорухин. И вдруг родился Говорухин – художник.

Все произошло случайно. Поехал на этюды вместе с генералом Руцким, режиссером Бондарчуком-старшим и художником Шиловым. Он не собирался рисовать, но решил попробовать. Прошел час, другой. Подошел Шилов, посмотрел, удивился: «Ты раньше рисовал?» «Нет». «Врешь». «Рисовал, как все режиссеры. Но кисть держу в руках в первый раз». Но мэтр живописи так и не поверил.

С тех пор Говорухин написал множество картин. Они, разнообразные по форме, стилю, манере, завоевали признание. Со стороны действительно можно подумать – человек долго и упорно учился и, наконец, достиг совершенства. Но Говорухин просто открыл в себе то, что таилось под спудом забот, неотложных дел. Что еще хранилось в тайнике щедрого говорухинского дарования? Бог весть, но наверняка осталось то, о чем мы не знали. И никогда уже не узнаем…

Автор этих строк имел честь интервьюировать режиссера. Он был огорчен бесцеремонностью нравов, бездумностью и легкомыслием, которые надвигались, ломая и круша все, к чему он привык, чему поклонялся.

Говорухин был огорчен тем, что на российских экранах царит «попкорновое» кино, где все мелькает, много стреляют и гремит дурная музыка. На таких картинах можно есть, пить, целоваться. Только думать не надо. Да и мыслей там нет.

Он предлагал даже … изменить зрителей. Да, да изменить! Но это может произойти лет через двадцать, когда вырастет другое поколение: «Однако начинать нужно сейчас: по-другому воспитывать детей, установить иную шкалу моральных и духовных ценностей. Давать другое образование, наконец. Как можно скорее отменить ЕГЭ, которое отучает мыслить, анализировать. В общем, начать жить не хлебом единым. И не одними зрелищами...».

Об иных представителях своей профессии он говорил надрывно, с болью: «Что же может сочинить человек, не одолевший к двадцати пяти-тридцати годам целую библиотеку мировой литературы? Как может отличить макулатуру от настоящей драматургии режиссер, не выработавший в себе литературного вкуса?

Отсюда – то несвязное бормотание, которое мы слышим с экрана, ходульные персонажи – все на одно лицо; завязать интригу еще с грехом пополам могут, а развязать – не хватает ни сил, ни опыта. Затянуть сюжетный узел – могут, а распутать никак».

Мы говорили о многом – о политике, искусстве, о том, что волнует, тревожит: «Нельзя выращивать только юристов, экономистов, менеджеров. Что мы будем делать, когда уйдет поколение людей, которые держат на своих плечах весь груз страны? Молодые, в основной массе, не хотят идти к станку, не желают проектировать, создавать. Даже за большие деньги, ибо они по-другому воспитаны. На другом кино, другой музыке, другой литературе. Уберите сегодня всех мигрантов – и в стране наступит коллапс. Не останется тех, кто будет убирать мусор, водить троллейбусы, строить, торговать…»

Говорухин считал, что надо закрыть все липовые вузы, которые ничему не учат, а лишь плодят офисный планктон. Необходимо начать всерьез готовить физиков, инженеров, агрономов и других специалистов за государственный счет.

Режиссер, озабоченно дымя трубкой, рассуждал о людях – честных, умных, заслуживающих уважения. И тех, которые прячутся за завесой громких слов, пустых обещаний. Увы, их много, очень много, они нами руководят, указывают…

Я смотрел на него и думал, что он похож на рыцаря, который отстаивает бастион – чести, добра, милосердия. Он верил, что в большом российском доме все наладится, только невесело усмехался в усы, повторяя некрасовские слова: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе».

      Царствие Небесное, Станислав Сергеевич! Пусть земля Вам будет пухом...


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.