Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Философия Казьмина

Философия Казьмина

Год назад ушел из жизни известный российский просветитель
Михаил Захарчук
27.12.2021
Философия Казьмина

Арнольд Константинович Казьмин (05.09.1939 – 25.12.2020) – из породы тех людей, смерть которых увеличивает и укрупняет их личность. Он был истинным гуманистом, философом-просветителем, редкой оригинальности мыслителем. Многолетнюю дружбу с ним я, безо всякого преувеличения, полагаю великим и щедрым подарком госпожи Судьбы...

Мы вместе служили в газете «Красная звезда». Арнольд исполнял обязанности заместителя начальника издательства и типографии. Поначалу я к нему и относился как к специалисту по полиграфии, а проще – никак не относился. Но однажды на вечеринке в отделе литературы и искусства услышал, как Казьмин поет под гитару. Испытал поистине потрясение. Никто в многочисленном коллективе «Звездочки» не владел с такой виртуозностью и голосом, и гитарой. Еще в больший восторг я пришел, когда узнал, что музыку-то, оказывается, Казьмин сочиняет сам, а стихи ему пишет жена Тамара Павловна! С тех пор я многажды и с восторженной благодарностью слушал Арнольда в отделе литературы и искусства, к которому мы испытывали особый пиетет. Многие его стихи были тогда опубликованы в «Красной звезде». Однако когда Казьмин уволился со службы, а я ушёл работать в ТАСС, мы друг друга потеряли.

Однажды супруга попросила свезти её на бывшую ВДНХ, которая тогда представляла собой сплошной блошиный рынок. Прохаживаюсь я возле машины, и вижу: навстречу шагает Арнольд. Мы, радостные, обнялись, расцеловались. Пошли расспросы, вопросы, воспоминания: как-никак, больше десяти лет не виделись! К тому времени я уже работал первым заместителем главного редактора журнала «Армейский сборник». Казьмин был техническим директором акционерного общества «Московские учебники и картолитография». Естественно, мы обменялись координатами, но как это обычно бывает у занятых, профессионально не пересекающихся москвичей, тут же забыли о своих взаимных, почти клятвенных обещаниях.

Еще прошло немало лет. Приятель мой, тоже краснозвёздовец, Юрий Беличенко выпустил книгу «Лета Лермонтова». Даже не читая ее, а только листая, обнаруживаю, что «издательские и полиграфические работы осуществлены ОАО «Московские учебники и картолитография», где генеральным директором С.М.Линович, а техническим – А.К.Казьмин. Выполнена книжка была на высоком полиграфическом уровне. И Юрка с восторженной благодарностью мне это подтвердил:

– Знаешь, Миша, если бы не наш Арнольд, я бы никогда не увидел изданным своего главного труда жизни. Сейчас времена, увы, не для повествований «о биографии великого русского поэта, ее загадках и @темных местах». Темные места и сплошные загадки сейчас в нашей жизни, экономике, в наших душах мятущихся...

Как-то я наведался к своему старому приятелю, опять же краснозвёздовцу, Ромену Звягельскому, который возглавлял тогда журнал «Российский адвокат». И Ромик интересуется:

– А ты видел книгу нашего Арнольдика Казьмина?

И вручает фолиантик в чисто-белой суперобложке. Первая мысль была: наверное, Константиныч собрал-таки, наконец, свои песни на слова супруги и тиснул их, пользуясь собственными безграничными типографскими возможностями. Или же что-нибудь профессиональное, из полиграфии выдал на гора. Однако то, что открылось моим глазам, то, что я затем неспешно стал читать, заставило меня в который раз изумиться и удивиться неисчерпаемым талантам Арнольда Казьмина!

Его книга «Теория интеллекта: Как выбрать президента» буквально огорошила меня тем, что в ней, как сказано, «впервые дано определение интеллекта, как высшей формы процесса мышления, при котором в результате синтеза приобретенных свойств ума и чувств человека формируется нравственно-этический фактор – главное социальное качество».

книга казьмина (в текст).jpg«Предложена модель интеллектуального поля общества и выделены области социальной специализации личностей. В отдельной главе представлена методика расчета уровня интеллектуального процесса, приведены примеры для ряда исторических личностей. Новые понятия о цивилизации, культуре, путях и условиях нравственной эволюции человека поднимают исследование на уровень поиска общечеловеческой социальной стратегии выживания. Парадигмальные идеи реформаторского, а не революционного содержания имеют значение фундаментального научного знания, которое может быть востребовано в решении стратегических проблем современного существования природы на земле».– Ничего себе Арнольд завернул!

...У меня много приятелей из научного мира. И все они, как один, годами, десятилетиями, с юношеских времен упорно вышагивали по каменистым научным ландшафтам. Ибо кому ж неизвестно, насколько трудны те научные тропы. Но Арнольд, от которого я слова из научной терминологии никогда не слышал и вдруг: «Данная книга представляет собой эвристически философское научное исследование». Проще говоря, приятель мой совершенно неожиданно не только для меня, но, пожалуй, для всех, кто его знал по «Красной звезде», написал вдруг трактат такой глубины и такой степени сложности, что даже оценить его содержание не каждому из нас под силу. Книга эта, между прочим, есть в Интернете, она несколько раз переиздавалась и до сих продаётся в книжных магазинах.

«До настоящего времени ни одна наука, ни с какой точки зрения не дала объяснения понятию "интеллект". И так уж случилось, что удивление и сомнение, объединившись на долгие годы, захватили мое сознание и заставили заниматься втайне от всех этим, казалось бы, безнадежным делом», – «оправдывался» Казьмин.

И признавался:«Проведение серьезного исследования в данной области представлялось весьма затруднительным из-за отсутствия времени, а за неимением других вариантов от идеи пришлось отказаться на долгие годы. Однако, поселившись в мозгу, мысль о проблеме интеллекта с течением времени стала жить своей собственной жизнью. Это означало, что практически любая личная или производственная ситуация, требующая какого-либо "умственного" выбора, проходила непрерывное сканирование, а мысль служила для сканирования эталоном».

Трудно с ходу осмыслить весь масштаб сделанного Арнольдом, потому, что «теория интеллекта, как новое знание дает человеку шанс с этим новым знанием сделать осмысленный шаг на следующий виток своей эволюции». Ни больше и ни меньше. Но не забывайте, что и вертолет был изобретен легендарным Леонардо да Винчи, а впервые построен нашим соотечественником Б.Н.Юрьевым лишь 300 лет спустя. Пути научных знаний неисповедимы. Правда, интеллект не железка, пусть и летающая, и с приоритетом по его оценке, расчетам человечество, смею полагать, разберется несколько шустрее.

Однако как бы там ни было, пусть только предчувствие полной, исчерпывающей истины об интеллекте, отныне по праву принадлежит моему безвременно ушедшему другу Арнольду Константиновичу Казьмину.

И как же мне не радоваться по такому поводу. Тем более, что со временем наши дружеские отношения только крепли. Мы стали часто встречаться не только по делам, но и просто потому, что нас тянуло друг к другу. Редко с кем из своих друзей я мог говорить столь откровенно и обстоятельно на самые сложные темы и проблемы бытия. Идеалистический и материальный миры; мы и Космос; особое место России в мире –не с каждым обсудишь эти вещи без иронии и так для нас свойственного ерничания, когда дело касается сложных и нестандартных категорий. А с Арнольдом это у меня получалось легко, ненатужно и увлекательно. Парадоксальность его мышления меня просто поражала!

Помнится, я работал несколько лет ради хлеба насущного в сканвордном издательстве «Логос-медиа». Казьмин предложил: «А слабо тебе готовить для моей «Российской философской газеты» тематические кроссворды и сканворды?» Попробовал я – и получилось! И Арнольд радовался моим успехам в практическом постижении «науки наук», как ещё величают философию. К слову, упомянутую философскую газету, быстро завоевавшую необыкновенную популярность по всей стране, Казьмин выпускал с завидной регулярностью практически на собственные сбережения. При этом сам регулярно выступал в собственном издании с интересными, опять-таки очень нестандартными философскими изысканиями.

Арнольд обладал какой-то незаметной, но по-человечески очень притягательной силой. К нему постоянно тянулись люди. Писательница Лариса Васильева (автор «Кремлёвских жён») была своим человеком в семье Казьминых. Советник-наставник мэра Ю.Лужкова Любовь Кезина, после того, как получила две пули в голову, регулярно наведывалась к Арнольду послушать его песни. «Они мне помогают восстанавливаться»,– говорилаона. Михаил Веллер (автор «Легенд Невского проспекта») души не чаял в Арнольде и говорил мне: «Ни с кем не получаю такого удовольствия от философских бесед, как с Арнольдом». Вел он те беседы и по российскому радио, и просто так, в застольях.

…Звонит как-то мне Казьмин: «Завтра я ангажирую тебя на весь вечер. Поедем в Центр Высоцкого. Там Люда Абрамова (мать детей поэта и барда) презентует книгу своего бывшего директора школы». Поехал на Таганку. Когда мне предоставили слово, я сказал, что вот, дескать, наш Арнольдик ещё одно доброе дело в своей жизни сделал: помог выпустить книгу авторитетного педагога. Людмила Владимировна на правах хозяйки и нашего давнишнего знакомства меня перебила: «Нет, Михаил, он не помог. Он банально взял и издал книгу моего замечательного учителя. Арнольд Константинович, спасибо вам, дорогой!» И до земли ему поклонилась.

С грустной, но светлой печалью добавлю: в решающей степени благодаря Казьмину вышла в свет и моя книга «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». К другой моей книге «Заметки для внука» Арнольд написал предисловие.

Там были такие строки: «С интересом я читал эту книгу, потому как ожидал: а чем же ещё выдумщик Михаил нас порадует. У меня есть право на подобное приватное обращение к автору – с Захарчуком мы дружим значительную часть прожитой нами жизни. И не побоюсь этого определения – душевно дружим, к обоюдному удовольствию».

Вернусь, однако, к главному детищу Казьмина – «Российской философской газете». Вот что я нашёл в «Вестнике Российского философского общества»: «Редколлегия «Вестника РФО» обратилась к главному редактору газеты, члену Президиума РФО А.К.Казьмину с просьбой ответить на вопросы: «Арнольд Константинович, Вы являетесь автором идеи, главным редактором и издателем «Российской философской газеты» – уникальном явлении не только для нашей страны, но и для мировой философии. Какими основными мотивами Вы руководствовались, затевая этот беспрецедентный проект?

– Побудительной причиной стало понимание важности философского исследования человека – его индивидуального и социального бытия. В рамках таких исследований определяющей, как было показано еще в античные времена, является категория "мышление". Здесь необходимо уточнить, что интерес к философии не был какой-то блажью. Стимулом в нашей работе служило собственное понимание роли мышления в организации общественной системы управления социальными процессами. –ответил, в частности, Казьмин.

В общем, это должен был быть философский разговор о нас с вами. Всем этим требованиям соответствовала газетная форма общения, что и было осуществлено после двух пилотных номеров.

А потом Арнольд серьёзно и надолго заболел. Он очень надеялся выкарабкаться и снова взяться за любимое детище – не получилось. Болезнь оказалась сильнее…

Из письма Александра Николаевича Чумакова, доктора философских наук, профессора: «Есть ещё одна проблема, которую нельзя оставить без внимания. Она касается "Российской философской газеты", основанной и выпускавшейся до последнего времени (на собственные средства) членом Президиума РФО, человеком широкой души и истинным подвижником, ценителем философии Казьминым Арнольдом Константиновичем. К великому сожалению, с декабря 2013 года Арнольд Константинович находится в глубокой коме, и судьба газеты без участия философского сообщества практически предрешена. В Президиум РФО поступают просьбы не оставлять газету на произвол судьбы, но без деятельного участия тех, кто мог бы оказать реальную поддержку в решении этой задачи, изменить ситуацию пока не представляется возможным».

Из письма кандидата биологических наук Елены Ростиславовны Карташовой: «В третьем номере журнала "Вестника РФО" была объявлена подписка на "Российскую философскую газету", но из-за финансовых затруднений и тяжелой болезни главного редактора А.К. Казьмина в новом 2014 году выход газеты де-фáкто остается под вопросом. Через "Вестник РФО" мне хотелось бы поблагодарить всех сотрудников газеты, ставивших своей главной задачей соединение людей для достижения гражданских целей на основе великой идеи нравственности. Не хочется думать, что читатели РФГ будут лишены приобщения к взаимосвязям между философией и жизнью, которую несла широкому кругу общественности "Российская философская газета", в том числе и педагогам высших и средних учебных заведений разнообразного профиля. Выражаю надежду, что Российское философское общество изыщет возможность сохранить полюбившуюся читателями газету с прежней направленностью, базирующейся на идеи нравственности»

Конечно же, философская газета приказала долго жить. Философский факт, лишний раз доказывающий истину о том, сколь важна роль личности в нашей с вами истории. Вечная тебе память, мой славный друг, и земля пухом!


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.