Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

Добротворцы

Как СБОР продолжает лучшие традиции русской благотворительности
Михаил Захарчук
04.02.2016
Добротворцы

15 лет назад в Москве состоялся Учредительный съезд Союза благотворительных организаций России (СБОР). Сегодня Союз объединяет 306 юридических лиц из 59 субъектов Российской Федерации. Этот созидательный объединительный процесс, безусловно, будет продолжаться, как продолжает развиваться и крепнуть отечественная благотворительность. А в России у неё – тысячелетние корни.

Сама идея организации подобного Союза родилась в недрах Благотворительного Морского фонда, где трудились два флотских офицера – капитаны 1 ранга Пётр Ищенко и Евгений Водопьянов. Первый впоследствии стал президентом СБОРа, а второй – вице-президентом. В новую организацию потянулись добротворители с мест. Оно и понятно: на стыке столетий и тысячелетий страна переживала не только экономические и финансовые трудности, но и жуткий правовой беспредел. А новый благотворительный институт, возглавляемый бывшими военными, как бы априори гарантировал людям юридическую и финансовую безупречность в таком щепетильном деле как сбор и последующее распределение людских пожертвований. Собственно, так оно и было.

Ищенко с Водопьяновым всегда и во всём действовали строго в соответствии с российским законодательством. Именно поэтому за все годы их деятельности ни у кого на местах не возникло и тени сомнений или подозрений в их офицерской порядочности.

В Союзе был, есть и пребудет настоящий морской порядок.

Вообще, должен заметить, что сама аббревиатура СБОР – достаточно символична. Ведь на флоте сигнал «Сбор!» применяется для построения всего личного состава корабля с целью его оповещения о чём-нибудь очень важном. Он же и мобилизует моряков на выполнение той или иной задачи.

Вот и Союз благотворительных организаций регулярно информирует общественность России о согражданах, особенно нуждающихся в помощи. И мобилизует средства на её оказание. За истекшие 15 лет СБОРом привлечено для таких благородных целей более 500 миллионов рублей благотворительных пожертвований, что позволило адресно помочь тысячам людей (прежде всего больным детям) и десяткам медицинских учреждений. В активе СБОРа – Первая национальная благотворительная программа помощи онкобольным детям «Миллиард мелочью». Программа методично воплощается в жизнь с 2003 года. Её поддерживает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. В рамках этой программы СБОР оплатил приобретение медицинских материалов и препаратов сотням детей из различных регионов России. Союз постоянно оказывал помощь в закупке необходимого оборудования учреждениям здравоохранения: детской городской клинической больнице Святого Владимира (Москва), Московскому областному научно-исследовательскому институту имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), федеральному государственному учреждению «Российская детская клиническая больница, Российскому онкологическому центру имени Н.Н. Блохина, Центральному научно-исследовательскому институту травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова и многим другим.

Важная часть работы СБОРа – осуществление проекта «Искусственная почка». Проект предусматривает обеспечение детей с хронической почечной недостаточностью индивидуальными аппаратами, именуемыми циклерами. Прибор позволяет мальчишкам и девчонкам вести вполне нормальный образ жизни в ожидании пересадки почки. И всё бы хорошо, да только такой аппарат стоит более полумиллиона рублей… Так что на сегодняшний день СБОРом приобретено и безвозмездно передано семьям всего лишь 22 циклера.

СБОР оказывает постоянную поддержку социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, таким как «Красносельский», «Солнцево», «Отрадное». Среди других проектов СБОРа – как реализованных, так и реализуемых – особо хотелось бы отметить такие масштабные акции как «Миллиард мелочью», «Я – участвую!», «Электронный благотворительный ящик», «Благотворительный вексель», «Московская благотворительная газета», «Авто для инвалида» и другие.

В настоящее время СБОР трубит «Сбор!» для мобилизации общественных сил и средств на возведение общенационального Храма Победы в Великой Отечественной войне.

Как это ни парадоксально, но в нашей огромной стране нет храма, который стал бы общепризнанным православным символом Великой Победы. Есть храмы в честь побед над Золотой Ордой, над шведами, турками, французами в 1812 году. А вот Великая Отечественная война не освящена таким образом. Хотя в этом есть несомненная общественная потребность. Поэтому СБОР обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой, благословить усилия и стремления патриотической общественности страны по возведению такого Храма-памятника. Тем более что его можно построить и в рамках реализуемой в Москве Программы строительства 200 храмов. Союз уже получил одобрение РПЦ. Кроме того, по распоряжению Президента Российской Федерации № 764/79 от 14 августа 2015 года СБОР получил специальный грант. Это – господдержка проекта «Храмы-памятники воинской славы».

Всенародный сбор денежных средств на строительство Храма Победы будет способствовать подъему патриотического духа нашего народа, а сам храм станет величественным православным символом Победы в Великой Отечественной войне…

…Обратимся ненадолго к истокам такого явления как благотворительность. Документально (в летописях) благотворительность зародилась во времена принятия христианства, основная заповедь которого – любовь к ближнему. Тогда же на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что нашло свое выражение в массовой раздаче милостыни «сирым и убогим». В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной равноапостольный князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. Своим Уставом 996 года христианский правитель Руси официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церкви и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Все – буквально! – преемники князя следовали его примеру.

Нигде и никогда в средневековой Европе не существовало столь высокоорганизованной и благородной системы «социальной помощи» как в Киевской Руси.

Князь Роман Мстиславич всё своё имущество раздал бедным, и сам умер в нищете. Князь Константин Всеволодович проповедовал: «Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание». Князь Михаил Ярославич завещал сыну: «Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу». Князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным всё своё имущество, не оставив себе средств на погребение. Даже в тяжкий период монголо-татарского ига благотворительность на Руси не исчезла.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Фёдор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Тщаниями Ртищева были открыты дома для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам.

Мощный импульс получила благотворительность при Петре I. Воеводам вменили в обязанность «устроения больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных». Были также открыты приюты для незаконнорожденных детей. Издан указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования. Царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности всех русских венценосцев благотворительность особенно широкое развитие получила при Екатерине II (Великой). При ней был создан первый благотворительный институт – Воспитательное общество благородных девиц; учреждены Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты.

ХIХ век явился переломным в развитии благотворительности. Именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощнейший импульс к развитию. Благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная государственная Комиссия, в ведении которой числились законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы Комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности любой информации (включая финансовую) для всех слоев общества. В стране действовал эффективный общественный контроль над благотворительностью, крепло доверие общества к деятельности добротворителей. Как следствие этой гуманистической тенденции – новый небывалый рост числа жертвователей. В конце века среди состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот результаты благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навеки записаны на скрижалях истории России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Вот уж воистину: Россия привнесла в мировое сознание такое понятие, как совесть. И в этом отношении с ней уж точно ни одна страна мира сравниться не может. В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития.

На каждые 100 тысяч жителей европейской части страны приходилось 6 благотворительных учреждений. Всего в 1902 году их зарегистрировано 11 040.

После Октябрьской революции любая благотворительность объявлялась идеологически вредной. Советская власть не признавала нужд граждан, находящихся вне заботы её руководства. На любую благотворительность накладывалось жёсткое идеологическое табу. Люди «свободной и великой» державы могли помогать африканским или кубинским детям, но не своим инвалидам и сиротам. Отчасти это происходило и потому, что в обществе, на самом деле, не стало нищих, бездомных и безработных. Любая помощь, кроме государственной, считалась унижающей достоинство человека. Полную ответственность за решение всех социальных проблем брало на себя государство. Оно зорко следило за тем, чтобы люди не богатели, но и всячески боролось с их нищетой. В теории это обстоятельство исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Существовало, правда, общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Среди его функций была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Общество собирало членские взносы со всего взрослого населения страны, но пользовалось и государственными дотациями.

Великая Отечественная война быстро возродила обычай добровольных пожертвований. Граждане в массовом порядке (и добровольно!) отдавали на нужды обороны деньги, драгоценности. К концу восьмидесятых советское общество отличал высочайший уровень социальной защиты – это факт бесспорный. Бесплатная медицина, доступность образования, низкий уровень преступности, практически полное отсутствие безработицы, стабильность экономической системы – всё это позволяло советскому гражданину смело смотреть в будущее. Но грянул распад Советского Союза. Под его обломками первой погибла вся социальная система защиты населения. Шоковая терапия поставила на грань выживания большую часть общества. Десятки миллионов россиян в одночасье оказались за чертой бедности. В этих жестоких условиях благотворительность и получила свою общественную реабилитацию. Её статус оговаривается и в Конституции Российской Федерации: «Статья 39. Пункт 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

…Один из активистов СБОРа – Юрий Головин – заметил при знакомстве: «А ведь мы знаем друг друга, страшно даже вспомнить, с одна тысяча девятьсот семьдесят пятого года» – «Извините, не понял…» – «Ну как же: Бакинский округ ПВО, газета «На страже». Лейтенант Захарчук регулярно правит и публикует заметки сержанта Головина. А потом даёт ему рекомендацию. Сержант поступает во Львовское высшее военно-политическое училище на факультет журналистики. И вот он сейчас перед тобой».

Не скрою: мне было вдвойне приятно. И от того, что мои собратья по боевому строю занимаются великим, созидательным и благородным делом. И от того, что невеликое добро, сделанное мной сорок лет назад, оказывается, не исчезло втуне. Добро вообще никогда не пропадает. И СБОР – тому пример.

Мне остаётся лишь сообщить уважаемым читателям его адрес и прочие координаты: 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 10, стр. 1. Многоканальный телефон/факс: +7 (495) 225 1316. Сайты СБОРа: www.sbornet.ru, www.mosblago.ru E-mail: sbor@sbornet.ru

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..