Дмитрий Филиппов: управленец кризисной эпохи
Его жизнь оборвалась в результате трагедии, которых было немало в 1990-е. И это символично. В то время уничтожали лучших. Некролог, посвященный первому и главному руководителю строительства штаба БАМа, тогда подписали Владимир Путин и Евгений Примаков…
Дмитрий Николаевич Филиппов (1944-1998) – из кадров, которые решали всё, смолоду взяв на себя ответственность за большие дела – и на производстве, и в комсомоле. Впрочем, говоря о 1970-х, одно от другого неотделимо.
Сам же он – из купеческого и бурлацкого рода. Первый предок Дмитрия Николаевича, о котором известно – прапрадед Филипп Гусев. Истинный волгарь, он славился не только богатырской силой, но и неунывающим характером. Таких «настоящих справных мужиков» в бурлацкой среде уважали. Он был лидером, заводилой. Судя по всему, умел торговаться с хозяевами. Ведь бурлаки тоже были своего рода предпринимателями – правда, почти бесправными. И все-таки это была более вольная жизнь, чем в крестьянской общине. Помогал артели и его сын Илья, взявший в качестве фамилии имя отца. Илья Филиппов сумел организовать собственное дело в Петербурге. Он производил рабочую обувь, быстро завоевавшую рынок. Потом его сыну, бывшему промышленнику Алексею Ильичу, пришлось «врастать» в новую жизнь. Он работал на скромных должностях, получал небольшое жалованье. Всё это, конечно, было несравнимо с его прежней жизнью, с размахом планов и дел. Но эмиграция была для него немыслима. 1 августа 1944 года, в Кемеровской области, в молодом городке Юрге, где работал в эвакуации его сын, инженер Николай Филиппов, 1 августа 1944 года, у Алексея Ильича родился внук Дмитрий.
Несмотря на купеческие корни, Дмитрия Филиппова не только приняли в Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ленина, но и предложили работу в комсомольском комитете. Его трудовая биография началась на Опытном заводе НИИ радиодеталестроения – всеми уважаемом предприятии, которое долгие годы работало на оборонку, на освоение космоса, НИИ-34. Наконец, в 1969 году в Ленинграде было образовано первое в стране научно-производственное объединение – «Позитрон». НИИ-34 стало его основой, мозговым центром. Это – историческая веха в истории российской индустрии. В объединение входили ленинградские заводы «Кулон», «Мезон», «Лаконд», ЦКБТО, НИИ «Гириконд», «Витон», «Реконд», а также Северо-Задонский конденсаторный завод, два филиала на Украине и один – в Узбекистане. И Филиппов прошел там путь от мастера до комсомольского секретаря. В нем увидели человека, проверенного на передовом производственном фронте, который умеет «тянуть воз». Не подвел – значит достоин повышения. Профессора ЛЭТИ отмечали способности Филиппова к науке. Многие не сомневались, что он продолжит учебу в аспирантуре, станет ученым, преподавателем. На «Позитроне» в нем видели будущего главного инженера НПО. Но Дмитрий Николаевич связал судьбу с комсомолом, а через него – с организационной работой, с менеджментом высокого класса и всесоюзных масштабов. Окончательно это стало ясно, когда Филиппова перевели с «Позитрона» в Выборгский райком ВЛКСМ, который он возглавил. А потом и весь ленинградский обком комсомола… Больше всего он любил и умел решать индустриальные вопросы, в том числе – руководить строительством новых объектов.
В 1974 году, прямо на комсомольском съезде, он шагнул с поста секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ в руководители штаба БАМа, который называли главным проектом сразу двух пятилеток, о котором уже тогда слагали песни.
Что такое штаб БАМа? Нужно было координировать работу десятков министерств. Плюс Комсомол. Плюс рабочие контакты с местной властью (главным образом, партийной) областей и республик, через которые проходил БАМ. Кадровые вопросы. Снабжение. Строительство городов и предприятий, которое шло одновременно с возведением Магистрали. И десятки проблем каждый день, потому что строить в вечной мерзлоте – это всегда риск. Словом – несколько лет работы в круглосуточном режиме. А потом 29-летнего Филиппова назначили членом президиума Совета министров СССР, это было беспрецедентное решение. Но было ясно – если он не получит право решать вопросы лично с председателем правительства Алексеем Косыгиным и его первым заместителем Кириллом Мазуровым – ничего не выйдет. А ведь БАМ заранее назвали «стройкой века».
В когорте советских руководителей он во многом был независимым интеллектуалом, которого ценили, прежде всего, за бешеную энергию, которая, в сочетании с цепким умом неизменно давала результат. А это было главным в те годы – результат!
Любопытно, что в Филиппова одновременно поверили и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, и председатель Совета министров Алексей Косыгин. Они далеко не всегда ладили. Часто спорили. Их вкусы и кадровые предпочтения различались. Косыгин вообще был великим скептиком, и, как правило, относился к людям с долей недоверия. Но этот ленинградский комсомольский лидер произвёл сильное впечатление на обоих. Он оказался в нужное время в нужном месте – и опытные политики сразу почувствовали это. Косыгину было тогда 70 лет, Брежневу – 67. И они не собирались уходить из политики в ближайшие 5-7 лет. Но в Филиппове они уже видели свою возможную смену. Сколько ему будет через 7 лет? Примерно 40. Косыгин в этом возрасте был одним из ближайших соратников Сталина по правительственной линии, Брежнев – возглавлял областные партийные организации, восстанавливал Украину после военной разрухи. Они тогда сумели. Значит, и Филиппов потянет.
Входил в узкий круг «главных людей» БАМа и Константин Владимирович Мохортов – седовласый начальник самого молодого строительного главка страны – Главбамстроя. Выдающийся транспортный строитель, мудрейший человек, с которым Филиппов тоже нашел общий язык с первых часов знакомства. Их тандем оказался ключевым для БАМа. И разница в поколениях нисколько не мешала их дружбе.
Дмитрий Николаевич считал, что Магистраль – это «лишь первая ласточка освоения ближнего севера Сибири и Дальнего Востока». А впереди – районы с ещё более суровым климатом. Работа по их освоению, увы, была прервана в конце 1980-х…
Сегодня же нам ещё предстоит изучать и обживать многие территории нашей страны, в этом – суть развития России в XXI веке. Это важно и для благосостояния страны, и для нашей безопасности.
А тогда бамовский опыт Дмитрия Филиппова руководство решило использовать и на важнейших ударных стройках Западной Сибири, укреплявших энергетическую мощь страны. Именно там добывали нефть и газ – и для советского «народного хозяйства», и на экспорт.
Словом, снова – важнейшее поручение, не освобождавшего Филиппова и от бамовских дел. На БАМе ему уже удалось заложить основы – и теперь нужно было уделять время еще и ударным стройкам самого нефтеносного региона страны. В 1982 году в СССР разворачивалось 135 ударных комсомольских строек. На них работали более 800 тысяч комсомольцев. Филиппов непосредственно руководил штабами всесоюзных строек в Западной Сибири – самых важных и трудных. Там работали 200 тысяч молодых ребят! Ежегодно по комсомольским путевкам только на новостройки нефтегазового комплекса приезжало около 20 тысяч комсомольцев, которых называли «нефтяными королями».
В 1983 году Филиппов, для многих неожиданно, покинул БАМ, стал первым секретарем Смольнинского обкома Ленинграда, потом – «промышленным» секретарем обкома. Этой рокировке предшествовал разговор с Юрием Андроповым, который видел в Филиппове будущего «хозяина Ленинграда». А потом, во времена Михаила Горбачева, когда борьба с «пьянством» превратилась во многом в разрушительную кампанию, Филиппову удалось сохранить Ленинградский ликеро-водочный завод с вековой историей.
Величайшим долгостроем Ленинграда был крупнейший в Европе пивзавод «Балтика». Только Филиппову удалось активизировать его строительство – и в 1990 году завод заработал.
Когда партийная власть в стране превратилась в фикцию – Филиппов сам нашел для себя работу: он создал и возглавил Государственную налоговую инспекцию по Санкт-Петербургу – первую в стране. Считал, что во времена дикого капитализма (тогда еще кооперативного) это именно та работа, которой он должен заниматься.
В 1993 году, когда работать в условиях прессинга со стороны тогдашнего Кремля было почти невозможно, Филиппов оставил государственную службу. Но – не общественную работу. Он стал успешным промышленником.
О гайдаровских «рыночных» реформах Филиппов рассуждал так: «Это рынок? Да в 1985 году мы были гораздо ближе к рынку! И на БАМе, и на лучших ленинградских предприятиях материальная мотивация была отработана лучше. Система наших юных реформаторов просто отучает людей хорошо работать. Потому что рентабельным становится только воровство».
Вскоре после ухода «на вольные хлеба» он становится председателем совета директоров Петербургской топливной компании. При нем ПТК превратилась в надежную и стабильную фирму, опору городского хозяйства. Филиппов считал важнейшей задачей создание новых ресурсных баз, развитие добывающей промышленности. Но она должна работать не по заказу зарубежных хозяев, а, прежде всего, на отечественную промышленность. И поддерживать добывающую промышленность, создавая для нее технологии, должна наша, главным образом, российская наука. Этим он напрямую занимался на Кировском заводе. Нужно было спасать это поистине градообразующее предприятие. Возглавлял завод Петр Георгиевич Семененко, который прошел на заводе путь от мастера до генерального директора, досконально знал и военное, и гражданское производство – и был одним из немногих людей, которых Дмитрий Николаевич называл друзьями и единомышленниками. Вместе они восстанавливали Кировский завод в трудные времена. В 1980-е они создали на Кировском заводе производство уникальных для того времени боевых машин – танков Т-80. Вместе с Филипповым, входившим в совет директоров завода, в 1994 году они продумали новую стратегию – с акцентом на производство сельхозмашин и необходимых для промышленности установок для ремонта буровых скважин. Именно тогда была разработана и линейка машин для дорожно-строительных работ. Это была техника мирового уровня. Словом, они создавали фундамент для возрождения страны.
Несмотря ни на что, кроме «бандитского Петербурга» в те годы существовал и Петербург деловой, трудовой. И его лидером – неформальным, но явным – был Филиппов. В среде профессионалов, возглавлявших заводы и финансовые организации, к нему прислушивались почти все без исключения.
Филиппов считал, что успех в бизнесе накладывает на руководителя социальные обязательства. Он создал благотворительный фонд «Невские берега», о работе которого не любил рассказывать публично. Фонд помогал ветеранам и инвалидам. На свои деньги Филиппов восстановил церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что на Моховой – один из старейших в Петербурге. И запрещал журналистам говорить об этом.
Он был истинным руководителем и идеологом конструктивной, настоящей оппозиции в 1990-е, которые считал разрушительными для России. Так было с первых дней реформ, когда Филиппов разработал программу по борьбе с коррупцией. Ведь именно коррупция, считал он, стала основой российского «дикого капитализма», который тогда складывался.
…В понедельник, 12 октября 1998 года, в удивительно мрачный осенний день, в газетах вышла заметка, которая в те годы воспринималось как нечто привычное:
«В субботу, 10 октября, около девяти часов вечера предприниматель и политик Дмитрий Филиппов с двумя телохранителями вошел в подъезд своего дома на Тверской, 15. В этот момент сработало взрывное устройство. В тяжелом состоянии Дмитрия Филиппова доставили в Военно-медицинскую академию. По мнению специалистов, взрывное устройство было эквивалентно 200-300 граммам тротила. Дело для расследования передано в прокуратуру».
Незадолго до этого он выдвинул программу возрождения российской промышленности, которая в те годы слишком зависела от зарубежных технологий. А Филиппов всегда, даже в самые кризисные годы, считал Россию великой державой. Сегодня его уроки востребованы среди крупных управленцев и инженеров. Он не забыт.
«Человек с государственным мышлением», – так говорили о нём друзья, и даже оппоненты, вообще-то не склонные к громким словам. Сам же Филиппов предпочитал более практичное самоопределение: «Мы профессионалы. Мы знаем, как строить, а не разрушать, как справляться с проблемами, за которыми стоят судьбы миллионов людей».
Не соглашусь с вами, что это отдельная тема. Всё эти убийства и политиков, и конкурентов, и учёных это все звенья одной цепи. Американцы в 90-е годы очень плотно работали в России. То, что они тогда получали от нас практически любую информацию, это хорошо известно. Они хорошо знали все наши серьёзные организации - в ракетостроении, в самолетостроение, в электронике, создавали совместные организации, с помощью этих организаций вычисляли ключевых специалистов и предлагали им работу в Штатах. Или просто создавали разные фирмочки, куда перетягивали нужных людей, платили им прилично, по нашим меркам, лишь бы они не работали на нашу страну. А особо упорных, которые могли работать просто за идею, а такие тоже были, их убивали. Конечно, не американцы, а через наших чиновников, которые имели связи преступными организациями. Таким образом у нас в стране были уничтожены авиационные фирмы, в электронике мы перестали заниматься целыми направлениями. Сегодня все программное обеспечение, на котором мы работаем в микроэлектронике, , все импортное, хотя в 90-е годы были свои очень приличные программы и специалисты, которые их делали. Специалисты уехали в Штаты. Получили они бесплатно от нас программы, для разработки самолётов, а эти программы делались на основе накопленного в Союзе опыта, этот опыт набирался с ещё дореволюционных времен.