Человек-реформатор

Нет в истории Российской империи фигуры более противоречивой в оценках современников, чем высший государственный чиновник Империи на сломе XIX и XX вв., глава правительства России, политик, граф Сергей Юльевич Витте (29 июня 1849 г. – 13 марта 1915 г.), немец по происхождению, а на деле – настоящий русский патриот, славянофил.
Он прославился как строитель железных дорог, соединивших самые отдалённые регионы великой страны (строительство знаменитого Транссиба – во многом его заслуга); усилиями во внешнеполитической деятельности, когда ему в 1905 году удалось добиться на приемлемых условиях мира с Японией после очевидно проигранной Россией войны; наконец, осуществлением его плана широких аграрных реформ, плана разработанного им в годы его нахождения у руля правительства, но осуществлённого уже его преемником на этом посту Петром Аркадьевичем Столыпиным. Помимо этих важнейших свершений, в заслугу ему может быть поставлена и денежная реформа 1897 года, т.н. привязка рубля к золоту, что сразу подняло ценность нашей национальной валюты на мировом рынке валют и сделало русский рубль, по сути, конвертируемой мировой валютой.
Но самым примечательным политическим свершением графа Витте было осуществление политической реформы в Российском государстве, когда написанный им известный Манифест о «даровании свобод и незыблемых гражданских прав», был издан Государём императором Николаем Александровичем в октябре 1905 года.
Октябрьский манифест открыл начало трансформации государственного строя в России от абсолютной монархии к конституционному парламентскому государству. Процесс прерванный впоследствии Первой мировой войной и революциями, установлением большевистской диктатуры, но продолжающийся и поныне, несмотря на все обстоятельства внутренних и внешних политических потрясений в нашей многострадальной стране. Таков был масштаб личности этого незаурядного политика! При том, действуя на протяжении многих лет на сломе, на стыке противоречий разнородных политических сил, Сергей Юльевич конкретно на себе испытал и любовь, и ненависть, как со стороны официальных властных структур, так и всякого рода революционных экстремистов. На него не раз покушались, о нём распространялись самые порочащие его слухи; его обвиняли в соглашательстве с врагами России, называли «графом Полусахалинским» за уступку Японии половины острова Сахалин по условиям Портсмутского мирного договора с Японией 1905 года, не принимая во внимание, что именно Витте удалось во многом снивелировать горькие плоды поражений нашей армии в Маньчжурии, абсолютно бездарные действия царских генералов, едва не приведших Россию к полной катастрофе и потере всего Дальнего Востока.
Как глава правительства Сергей Витте был всегда противником войн, в т.ч и войны с Японией, но не смог предотвратить начала той войны, так как группировка агрессивно настроенных деятелей из ближайшего окружения царя перевесила его влияние.
Перед нами вырисовывается портрет трезвомыслящего, прогрессивного государственного деятеля, хорошо понимавшего нужды и заботы страны, немало сделавшего для России, но, в силу интриг различных политических сил, не сумевшего осуществить всех своих планов.
Но и так он сделал в условиях сословной монархии многое, больше того, что мог бы сделать кто другой с его совершенно незнатным происхождением.
Его отец Юлиус Витте был выходцем из «остзейских» немцев, то есть немецким бюргером из прибалтийской Курляндии, получивший агрономическое образование и поднявшийся на государственной российской службе до невысоких чинов, но удачно женившегося на русской дворянке Екатерине Андреевне Фадеевой, дочери саратовского губернатора. Для такового брака ему пришлось перейти из лютеранства в православную веру и стать с тех пор Юлием Фёдоровичем Витте. Однако дворянином он не был, и потому его детям, в том числе и Сергею Юльевичу, пришлось доказывать в герольдической комиссии, что они имеют право на дворянство, так как происходят из старинного дворянского рода Курляндии. Откуда, кстати, происходил знаменитый Бирон, по некоторым сведениям бывший конюхом у герцогини Курляндской Анны Иоанновны, будущей российской императрицы, и ставший впоследствии герцогом...
Но таковы превратности судьбы. Во всяком случае своё дворянство отпрыски рода Витте доказать смогли, получили родовой герб и были вписаны в Бархатную книгу российского дворянства. А уж впоследствии за совокупность заслуг Сергей Юльевич получил и графское достоинство.
Незнатность происхождения могла помешать его государственной карьере, особенно после кончины отца, но Сергей Витте смог окончить Новороссийский университет в Одессе. Одесса и все причерноморские земли составляли тогда территорию Новороссийской губернии и к украинским землям никакого отношения не имели. То было время 70-х годов позапрошлого века, в России – время реформ «царя-освободителя» Александра Николаевича. Реформы сдвинули с мёртвой точки заскорузлую крепостничекую экономику прежней помещичьей России, крестьяне, получив личную свободу, но не получив земли, устремились в города, в промышленность, рабочей силы было много, началось бурное строительство железных дорог. Подвизался на этом деле и молодой Сергей Витте. Он начинал свою железнодорожную карьеру кассиром на станции Юго-Западной железной дороги, потом заведовал грузовыми перевозками, там столкнулся с неразберихой в железнодорожных тарифах, препятствующей развитию перевозок, начал разбираться в этом деле, написал любопытную книжку о проблемах тарифов, обратил на себя внимание начальства, ему предложили место на государственной службе. Не сразу, конечно, развивалась его карьера, железнодорожное дело опасное, случаются катастрофы, одна такая катастрофа в 1875 году чуть было не отправила его в тюрьму, но он сумел оправдаться, а во время Русско-турецкой войны 1877-78 гг., отличился в деле военных перевозок и был отмечен императором. Зато другая катастрофа, случившаяся с царским поездом императора Александра Александровича III 17 октября 1888 года, как раз наоборот дала толчок карьере Сергея Юльевича, так как царю стало известно, что железнодорожный чиновник Витте не советовал разгонять царский поезд с помощью двух мощных паровозов, вступил даже в спор с начальством по этому поводу, но его не послушались и произошла катастрофа, в которой чуть было не погибла вся царская семья. Сергей Юльевич, как предупреждавший о возможной катастрофе, попал в фавор к императору и вскоре занял пост начальника железнодорожного департамента при Министерстве финансов, так как учли его интересные работы по тарифам и познания в области финансов.
С начала 1892 года он даже занимал пост Министра путей сообщения, но уже в августе был назначен на более высокий пост Министра финансов, то есть определяющим финансовую и экономическую политику Российской империи, стал, так сказать, главным бухгалтером государства.
Видимо, разработка им нового таможенного тарифа империи послужила к тому. В то время ведь российский рубль был в плачевном состоянии, росла инфляция, было выпущено множество бумажных денег, но одновременно в ходу были и золотые, и серебряные монеты. В результате номинальная стоимость бумажного рубля не соответствовала реальной стоимости рубля золотого и серебряного, и разрыв всё время увеличивался. А государству были нужны реальные деньги, в частности и для осуществления плана грандиозного строительства железных дорог, ярым поборником которого и был Сергей Юльевич.
И реформа нового министра финансов резко подняла стоимость рубля, так как рубль бумажный был привязан к рублю золотому, то есть свободно разменивался на золото по номинальному курсу. За эту реформу много критиковали Витте, так как уменьшилось количество бумажных денег и это ударило по кредитам, всякого рода валютные игроки и частные банки лишились спекулятивных доходов, но с другой стороны инфляция прекратилась, остановился рост цен, а это послужило к пользе простых людей. Да и появились деньги для строительства дорог и величайшей Транссибирской магистрали, что явилось несомненной заслугой министра.
Вторым великим свершением министра Витте стало введение государственной монополии на спирт и доходы от продажи алкоголя пошли в бюджет страны. Но с другой стороны, Витте стали обвинять, что он спаивает население, Лев Толстой, в то время лидер духовной оппозиции, гневно обрушился на государство за это самое «спаивание». Но разве до этого русский народ не пил?..
Но всё, конечно, имеет и обратную сторону. Увеличившиеся доходы государства и достижение железной дороги до восточных пределов страны послужили к развитию честолюбивых мечтаний правящей верхушки монархии. Началась российская экспансия в Китае, был арендован Ляодункий полуостров, и там строились мощная военная база Порт-Артур. Строилась и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) через Маньчжурию. Неизбежно стало столкновение с Японией, потому Витте не советовал царю развивать военную активность там, понимая, что Японии гораздо легче будет воевать на этом театре военных действий, а от России потребуются огромные расходы на переброску войск туда. Но эти соображения не были приняты во внимание.
С 1903 года Витте уже не был министром финансов, а ему был определён почётный, но малозначимый с точки зрения реальной власти пост главы Комитета министров, тогда как реальным главой правительства был сам царь.
Только события революции 1905 года и чувствительные поражения в войне заставили царя назначить Сергея Юльевича Витте на пост Председателя Совета министров, он стал реальным главой правительства. Тогда Витте и сумел добиться от царя выпуска знаменитого Октябрьского манифеста и согласия на созыв Государственной Думы – первого парламента России.
Но в результате этого ему не простили адепты сохранения абсолютной монархии в России, и в апреле 1906 года Витте был отправлен в окончательную отставку. Его место занял решительный борец с революцией Пётр Аркадьевич Столыпин. Витте утверждает в своих воспоминаниях, что все реформы Столыпина были разработаны им, но ему лично не дали их провести, так как царь не простил ему Октябрьского манифеста и ограничение самодержавия.
Последние годы жизни, вплоть до своей кончины в начале марта 1915 года, Сергей Юльевич посвятил написанию своих обширных мемуаров, но это он хранил в тайне от властей, так как понимал, что многое в этих мемуарах царской власти и лично царю не понравится.
Потому после его кончины особняк на Каменноостровском проспекте в Петрограде, где жил опальный министр, был тщательно обыскан жандармами, но мемуаров не нашли, Витте успел переправить их в Англию, где они и были опубликованы уже в 20-е годы, переведены и изданы в 3-томах и в Советской России. По символическому совпадению кончина последнего столпа империи Сергея Юльевича Витте, немало сделавшего для сохранения государства и развития экономики нашей страны, противника войн, в которые вовлекали Россию западные «друзья», произошла ровно за два года до новой революции и отречения Государя императора Николая Александровича от престола. Рухнул этот последний столп, рухнула и империя в России. Рухнет и любая другая страна, если в ней не пребудут у власти такие умные и прозорливые люди, каким был Сергей Юльевич Витте. В одной из своих записок от 1905 года он, предвидя грядущие роковые события в России, писал, обращаясь к адептам беззакония, которые «ничему не научились»:
«До сих пор, кажется непреложным, что свирепое беззаконие - лучшее средство для успокоения населения, возмущённого именно вековым попранием закона и всех прав мирных людей. Они ничего не забыли из своего бюрократическаго катехизиса, сгубившего Россию, и ничему не научились у грозных и кровавых событий последних дней. Лишь, суд истории образумит их. Он близок. Он уже идёт».
Его прогноз оказался верным. И эти слова умного человека должны помнить все будущие правители России, если желают принести благо своему народу.