Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2022
Борис Токарев: «Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории…»

Борис Токарев: «Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории…»

Беседа с известным актером и режиссером в канун его юбилея
19.08.2022
Борис Токарев: «Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории…»

Саня Григорьев из фильма «Два капитана» – визитная карточка актера Бориса Токарева. Что и говорить – это роль на все времена! В кино ему часто доводилось играть военных, мужественных и благородных героев. 20 августа замечательному артисту и режиссеру исполняется 75 лет.

Досье. Борис Токарев – выпускник ВГИКа. Снимался в картинах: «Вступление», «Верность», «А зори здесь тихие…», «Горячий снег», «Последний бой майора Пугачева», «Динозавр». Режиссер и продюсер художественных и документальных фильмов.

– Борис Васильевич, для многих зрителей вы прежде всего Саня Григорьев из «Двух капитанов». Как объяснить успех этого фильма?

– Вениамин Каверин написал книгу, которую любят практически все поколения. Мы видим, как она долго живет. И что удивительно – ее героям и их прототипам у нас в стране посвящают музеи и памятники, например, в Уфе открыта экспозиция о штурмане Альбанове, который внес вклад в исследование Арктики. Он является прообразом штурмана Климова из «Двух капитанов». Каверин писал свою книгу на основе документального материала, в ней есть много подлинного, настоящего. И мне было крайне интересно работать в такой картине. Тем более что я хорошо помнил первый фильм, снятый режиссером Владимиром Венгеровым. «Два капитана» – для меня книга и картина моего детства. Так сложилось, что самому пришлось сыграть Саню Григорьева в фильме, который снимал замечательный режиссер Евгений Карелов, мы с ним дружили. И, конечно, мне очень повезло с потрясающими партнерами, такими как Юрий Богатырев, Елена Прудникова, Николай Гриценко, Ирина Печерникова.

– Сейчас может появиться такой герой как Саня Григорьев?

– Я думаю, да. Просто писателям и режиссерам надо его заметить – «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

– Вас часто приглашали на роли настоящих мужчин. Вы сыграли в фильме «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева. Вам приходилось общаться с этим писателем?

– Так получилось, что режиссеры видели во мне образ военного поколения лейтенантов. Юрий Васильевич Бондарев даже захотел, чтобы книга «Горячий снег» была издана с моим портретом на обложке. Он считал, что моя работа в фильме – идеальное попадание в образ лейтенанта Кузнецова. Я очень благодарен ему за такой отзыв. В книге «Горячий снег» Бондарев рассказал свою собственную историю участия в боях под Сталинградом. Он относился ко мне с очень большим уважением. Мне довелось несколько раз поздравлять его с самыми разными юбилеями. Он прожил длинную жизнь. И я считал, что он тот человек, который никогда не изменял ни себе, ни своим товарищам, ни своим убеждениям. И он до конца остался верным своему Отечеству.

– Несмотря на успех и востребованность в актерской профессии, вы стали режиссером. Это закономерно?

– Я думаю, что это совершенно естественно. Я не просто пришел в новую профессию, а все постигал с азов – второй раз поступил во ВГИК, учился на режиссера у Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Тогда я чувствовал себя вечным студентом. Конечно, общение с такими выдающимися мастерами дает очень много. Для Сергея Аполлинариевича всегда была важна творческая личность: он смотрел, как человек относится к миру, какой у него взгляд на те или иные события. Он также требовал от нас активной гражданской позиции. И чтобы все это отражалось в фильмах.

– Одна из самых известных ваших режиссерских работ – фильм «Нас венчали не в церкви», снятый в начале 80-х. Как вы воспринимаете эту картину из сегодняшнего дня?

– Эта картина посвящена Сергею Силычу Синегубу – известному народнику, который был осужден за свою деятельность. В основу сюжета фильма легли реальные политические события, получившие название – «Дело 193». На том политическом процессе осудили и отправили на каторгу 193 народника, это вызвало резонанс в обществе. В ходе работы над фильмом мне было интересно увидеть взаимоотношения, которые существовали между интеллигенцией, студенчеством и простым народом. Мы знаем, что, когда народники приходили в деревни и проповедовали освободительные идеи, их очень часто крестьяне чуть ли не дубинами прогоняли, не понимая то, к чему их призывают. Мне было интересно погрузиться в эту эпоху, разобраться в сложных социальных конфликтах.

– Фильм запомнился и лирической историей, и прекрасной музыкой…

– Там есть знаменитый романс, который был написал Исааком Шварцем вместе с Булатом Окуджавой – «Любовь и разлука», он понравился зрителям, часто исполняется и по сей день.

– Чем сегодня занимается киностудия «Дебют», которой вы руководите?

– Сейчас мы в полной мере увлечены одним большим документальным проектом, который называется «Соль земли». Снимаем биографические истории о русских купцах, промышленниках, меценатах и благотворителях. Эти люди создавали могущество России. Но, к сожалению, их имена не на слуху. Например, Петр Ионович Губонин – строитель железных дорог, нефтепромышленник и меценат. Мы сделали о нем картину «Портрет неизвестного». Мы также сняли фильм о братьях Баташевых, которые создавали металлургическую промышленность России. А сейчас мы снимаем фильм о Гавриле Гавриловиче Солодовникове. Это один из самых богатых московских купцов и домовладельцев. Он построил здание, где находится Московский театр оперетты. При жизни Солодовников подвергался всяким наветам, про него рассказывали анекдоты. А когда он умер, и родственники прочитали его завещание, то вся Москва ахнула: он из своего огромного состояния 20 млн рублей пожертвовал на благотворительность – на создание и содержание училищ, школ, приютов.

– Можно сказать, что такие фильмы сегодня очень нужны, чтобы говорить доброе слово о русских предпринимателях?

– В советские годы не особенно рассказывали об этих людях. Они были настоящими миллионерами, но при этом многие вышли из крепостных крестьян. То есть в царское время человек мог подняться из народных глубин и сделаться очень успешным и богатым.

– Как вы для себя соединяете две России – царскую и советскую? Споры об истории у нас всегда жаркие…

– Я считаю, что в советском периоде было очень много хорошего. И недаром многие страны мира даже в чем-то перенимали советский опыт, социальные достижения. Но, к сожалению, мы часто слишком категорично что-то отрицаем и даже ненавидим. Я считаю, что не надо разрушать до основания. Надо очень внимательно и серьезно относиться к своей истории, делать из нее правильные выводы, брать самое лучшее из разных периодов: и внедрять это в сегодняшнюю жизнь, соединяя прошлое, настоящее и будущее.

– Можно сказать, что сегодня реальный бум документалистики?

– Документальное кино на подъеме. Оно делается не просто ради фиксации значимых событий, сохранения времени – для этого есть хроника. Формат документального фильма сегодня во многом трансформировался. Часто в документалистике мы видим приемы игрового кино. В наших картинах всегда есть реконструкция событий, о которых рассказывается, и благодаря этому герои воспринимаются как живые.

– Ваши поклонники хотят вас видеть в художественных образах. Одна из ваших последних работ – в сериале «Динозавр», где вы играете следователя. Что-то еще хотели бы сыграть?

– Многие коллеги уверены, что я сильно загружен как режиссер и как продюсер. Да, это так. Но если будет новая интересная роль, я всегда сумею организовать свою работу, найти время для съемок у талантливого молодого режиссера.

– У вас удивительная история любви и семейной счастья с актрисой Людмилой Гладунко. В чем секрет таких долгих отношений, столь редких в наше время?

– Я убежден, что браки совершаются на небесах. В этом году 53 года как мы вместе. Господь Бог подари мне Людмилу, удивительную во всех смыслах женщину. Нас часто спрашивают о наших отношениях. Однажды Люда ответила так: «У нас просто каждый день на грани развода». Мы умеем иронизировать над собой, и у нас до сих пор – сильные и яркие эмоции каждый день. Главное, что нам вместе – не скучно. Нам интересно вместе делать проекты, интересно их обсуждать и спорить, интересно быть рядом и дома, и на работе. Такое совместное творчество – это и есть настоящая жизнь.

– Как вы планируете отметить юбилей?

– У Люды юбилей уже прошел. У меня – впереди. Надеюсь, что осенью мы сделаем вечер в Доме кино. У нас традиция – мы вместе отмечаем наши круглые даты.


Беседу вела Татьяна Медведева

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Лидия
23.08.2022 15:52
Поздравляем Бориса Токарева с юбилеем! Достойный путь в кино! Желаем новых творческих удач!

Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.