Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Блаженны миротворцы

Блаженны миротворцы

23 февраля Святейшему Патриарху Алексию II исполнилось бы 84 года
Александр Сегень
23.02.2013
Блаженны миротворцы

Всю жизнь на его плечах лежал огромный груз всевозможных обязанностей и должностей. При этом он не оставлял и своего самого любимого дела — богослужения. Всегда подчёркивал: «Главное для меня все-таки не испол­нение административных обязанностей, пусть даже на самом высоком уровне, а пастырское окормление своих «словесных овец», своего народа. Основа этого служения — совершение Божественной службы у престола Господня — занимает самое важное место в моей жизни, дает силы нести все остальные послушания».

Будучи митрополитом Таллинским и всея Эстонии, он ежегодно совершал в среднем 120 богослужений в год. И год от года росло и росло число верующих. На праздновании Входа Господня в Иерусалим за литургией в Александро-Невском соборе Таллина 11 апреля 1971 года митрополит Алексий причастил 470 человек, о чём свидетельствует его личная запись. Причастие продолжалось более часа! Такое и сейчас не всегда увидишь. В 1974 году рукою митрополита Алексия записано, что в тот же праздник причастился 651 человек. Это уже был пик! В последующие годы столько народу не причащалось.

Совершение богослужений для архиерея сравнимо с практикой хирургических операций для врача, наделённого вдобавок и административными полномочиями. Если медик отдаёт себя только делам и перестаёт практиковать, он даже в своей внешности и характере утрачивает то, благодаря чему сразу видно врача, целителя. То же самое и со священнослужителями, перестающими священнослужить. Все истинные столпы Православия, такие как святитель Филарет, Патриарх Тихон и многие другие, утопая в административной работе, не прекращали совершать богослужения.

Протоиерей Владимир Вигилянский, ставший в 2005 году руководителем пресс-службы Московской Патриархии, сохранил множество автографов Святейшего Патриарха Алексия II. Среди них ежегодные отчёты о том, сколько и каких богослужений совершено им. Будучи владыкой Таллинским, он расчерчивал страницу на три столбика: Александро-Невский собор, Пюхтицкий Успенский монастырь, прочие приходы епархии.

Начиная с семидесятых годов столбиков стало четыре — добавилась отдельная графа о храмах вне Таллинской епархии, в основном московских, среди которых чаще всего встречаются упоминания о Елоховском соборе и храме на Соколе. В Богоявленском Елоховском соборе он служил у гроба святителя Алексия, в честь коего был назван при пострижении в монашество.

Храм всех Святых на Соколе имел в семидесятых годах самый многочисленный в Москве приход, поскольку других церквей на северо-западе столицы почти не осталось. А потому иногороднее духовенство, приезжающее в столицу по каким-либо делам на несколько дней, направлялось туда в помощь. Рассказывают, что в дни раздачи святой воды очередь за нею протягивалась от Всесвятского храма на километр и более.

Когда заканчивался год, владыка Алексий подводил черту и педантично высчитывал, сколько всего было совершено им богослужений. Вот, к примеру, такая итоговая запись от 1972 года: «в епархии — 83, вне — 34, всего — 117 служб».

А запись от 1973 года резко отличается от предыдущих и последующих. В ней перечислены 22 службы в Александро-Невском соборе Таллина, 17 в Пюхтице, 5 в других храмах епархии и 15 в московских храмах. Всего 59 богослужений. Что же случилось в 1973-м?

Сказывался сердечный недуг, вызванный ещё в детстве осложнениями после частых простуд, накапливалась усталость. 3 февраля 1973 года сердце митрополита Алексия дало сбой. Он почувствовал резкую боль в груди, его немедленно доставили в больницу, где был поставлен диагноз, довольно редкий в те времена для сорокатрёхлетнего человека — инфаркт миокарда. Обошлось без операции, но в больнице пришлось долго восстанавливаться.

Внешне храбрился, но в душе огорчался, что врачи запретили до лета совершать богослужения. И всё же, бисерный почерк свидетельствует: 29 апреля, Пюхтицкий Успенский монастырь, литургия (Пасха). Следующие записи уже относятся к началу июня, когда он вновь стал постоянно совершать службы, но и то гораздо реже, чем ему хотелось бы. Лишь с осени стал возвращаться к прежнему ритму жизни, и в 1974 году им было совершено уже 91 богослужение, а в 1977-м количество снова перевалит за сотню. И так будет до самой кончины — если бывал здоров, то совершал от ста до двухсот богослужений в год.

Второй главной чертой Святейшего было его постоянное миротворчество. Христос Спаситель заповедал: «Блаженны миротворцы, яко они сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5. 3-11).

Святейший Патриарх Алексий II всегда был миротворцем. Видевший войну в детстве, он содрогался при мыслях о ней.

И всю жизнь стремился примирять народы, учил их любить друг друга. Мирил эстонцев с русскими, будучи простым священником в шахтёрском городке Йыхви. А сделавшись одним из влиятельных русских архиереев, мирил с русскими весь мир.

В годы, когда Кеннеди и Хрущёв поставили человечество на край пропасти, стараниями и таких, как он, люди не впали в пучину ядерной катастрофы.

В 1975 году Таллинский митрополит Алексий много времени и сил отдавал работе по созданию структуры, призванной наладить широкие контакты с русскими, проживающими за границей. С 1955 года уже существовал Комитет по возвращению на Родину. Он был создан в Берлине по инициативе граждан СССР, бывших узников фашистских лагерей, на основе указа Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» В 1959 году эта организация стала именоваться Комитетом за возвращение на Родину и развитие культурных связей с соотечественниками. Издавалась газета «За возвращение на Родину», в 1960 году переименованная в «Голос Родины». В 1963 году ВЦСПС, Советский комитет защиты мира, Советский комитет ветеранов войны и другие организации совместно создали в Москве Советский комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом, а комитет в Берлине был преобразован в представительство Советского комитета в ГДР. За двадцать лет работы было немало сделано для репатриации русских в Россию, и всё же, подавляющее большинство наших соотечественников за рубежом с огромным недоверием относилось к комитету, в котором в основном трудились сотрудники КГБ. Необходимо было создать новую структуру, способную вызвать больше доверия. Вот почему власти обратились за помощью к деятелям Церкви. Разумеется, и в новой структуре были задействованы «люди в штатском», как без них? — но уже в меньшей степени и гораздо более завуалировано. Зато всячески подчёркивалось широкое представительство деятелей науки, культуры, искусства и религии.

Митрополит Алексий являлся одним из главных учредителей, а некоторые исследователи и вовсе называют его непосредственным создателем общества «Родина».

15 декабря 1975 года состоялась учредительная конференция, председателем избрали академика Всеволода Николаевича Столетова. Владыка Алексий вошёл в состав президиума, а затем исполкома.

В отличие от Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, обществу «Родина», удалось довольно быстро наладить дружеские связи с эмигрантскими организациями, был составлен алфавитный список почти всех эмигрантов, подсчитано их количество — сотни тысяч имён. Сначала переписка велась только с организациями, но постепенно члены «Родины» стали переписываться и с отдельными эмигрантами. Благодаря качественно новому составу исполкома, с «Родиной» охотно работали многие заметные фигуры российской зарубежной диаспоры. Например, сын Александра Бенуа Николай, в то время работавший в Милане директором постановочной части театра «Ла Скала». Войдя в переписку с митрополитом Алексием, он согласился приезжать в СССР и оформлять спектакли в Большом театре. Такие же контакты удалось наладить с родственниками художника Юрия Анненкова, детьми Шаляпина, Рериха и многих других.

В 1976 году за многолетнюю миротворческую деятельность митрополит Таллинский и Эстонский удостоился медали Всемирного совета мира, тогда ещё весьма авторитетной организации, возглавляемой индийским журналистом Ромешом Чандрой, со штаб-квартирой в Хельсинки.

В то время ещё не говорили об угрозе мирового терроризма. Миротворцы, коих стали именовать «людьми доброй воли», боролись за мир во всём мире.

Да, перед ними, архипастырями шестидесятых и семидесятых годов, как не раз случалось в истории Церкви, было два пути. Первый: строго и твёрдо стоять против врагов, испить чашу страданий, сделать Церковь Христову мученицей и тем самым дать ей исчезнуть, приблизив Апокалипсис. Возможно, мир в таком случае скатился бы к ядерной войне и тоже погиб, следом за Церковью Христовой. Кончилась бы его история. Прекрасный путь! Всё встало бы на свои места — праведники получили бы Небо, грешники — ад. Второй путь: смириться, пойти на какие-то уступки, войти в контакт с инославными, спасти Церковь и мир. Это путь миротворчества. Владыки Никодим (Ротов), Алексий (Ридигер), Ювеналий (Поярков) и иже с ними выбрали второй путь, не побоялись и участия в экуменическом движении, более суровое отношение к которому Святейший Патриарх Алексий II выскажет лишь в 2000 году, когда отпадёт необходимость в этом временном компромиссе.

В одном из своих докладов Святейший отмечал: «Русская Церковь верна апостольской традиции искать мира и стремиться к нему. Церковь и ее духовные пастыри влияли на воплощение христианских идеалов мира в жизни нашего народа. Миротворческая деятельность Русской православной церкви всегда была связана с ее патриотическим служением… Стяжавший мир Христов действительно спасает многих от всякого зла внутреннего и внешнего. Мир страдает от греха и нуждается в любви. Поэтому христианское служение в мире должно быть таким, чтобы грех уступил место добродетели.

Казалось бы, немногое может Церковь противопоставить вражде, лишь молитву, слово увещания и личный пример.

Конечно, Церкви — не политические организации, однако, они обладают таким высоким моральным авторитетом, такими духовными ресурсами, которые могут и должны служить сохранению мира и жизни на Земле, когда ей угрожает уничтожение не только от возможной ядерной катастрофы, но и от безответственного обращения с природой и техническими достижениями цивилизации».

Первый день его патриаршества начался у гроба преподобного Сергия, где новый предстоятель Русской Церкви отслужил панихиду по всем своим предшественникам на патриаршем престоле:

— В дни междоусобиц и смут они выступали как миротворцы и хранители национального единства. Будем учиться их верности во православной вере, их терпению, смирению и любви. Вечная им память!

В дни новых междоусобиц и смут произносил он сии слова, вступая на путь нового миротворца и хранителя национального единства.

Для Предстоятеля Русской Церкви бойня в Белом доме и его окрестностях в октябре 1993 года стала сильнейшим ударом. Патриарх верил, что силой молитвы и силой своего авторитета сумеет заставить противоборствующие силы найти пути к примирению. Он верил, что произойдёт чудо. Некогда в Орде его небесный покровитель митрополит Алексей чудесно исцелил ханшу Тайдулу, получил ярлык на выдворение из центра Москвы татарских конюшен, и с этого момента стала стремительно набирать силу идея освобождения России от ордынского ига. Патриарх Алексий верил в помощь своего небесного заступника, верил, что войдёт в историю как великий миротворец, спасший страну от братоубийственной бойни.

Но этого не случилось...

Впрочем, так ли это?

Да, кровопролития не удалось избежать. Власть применила силу. Но гражданская война, которую вполне можно было ожидать, так и не вспыхнула.

Да, Ельцин, утвердившийся в своей власти, будет ещё целых шесть лет править страной, разоряя её. Но гражданская война могла бы куда как тяжелее разорить Россию.

Президент не побоялся анафемы. Она не была произнесена в его адрес, как бы многим этого ни хотелось.

Патриарх надолго слёг в те дни. Мог и умереть от тяжких переживаний.

8 октября, с трудом встав на ноги, Предстоятель отправился в Троице-Сергиеву лавру, где зачитал своё особое обращение к пастве: «С горечью и скорбью ныне говорим: велики грехи народа нашего! Он не услышал призыв Церкви. Брат поднял руку на брата, пролив кровь ближнего своего. Нет нам сегодня оправдания. Мы наказаны по грехам нашим, ибо отвергли пути мира и направили стопы свои на путь вражды. В день памяти преподобного Сергия Радонежского члены Синода Русской Православной Церкви и Преосвященные архипастыри, прибывшие в обитель Живоначальной Троицы в Сергиевом Посаде, как это неоднократно бывало от дней древних, совершили ныне заупокойное поминовение всех братьев и сестер наших, погибших во время страшного междоусобия в Москве. Мы оплакиваем убиенных сынов и дочерей России и горячо молимся об их близких, разделяя их скорбь и страдание.

Несмотря на то, что посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния, люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь, эта кровь вопиет к небу, и как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой Каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих.

Бог воздаст им и в этой жизни, и в на страшном суде Своём. Не прошло и несколько дней с тех пор, как люд православный молился перед иконой Божией Матери Владимирской, издревле спасавшей Русь от бед и нестроений. И что же? Неужели не услышана наша молитва? Верим, что услышана. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь (Ис. LV, 8). Нам, людям, ограниченным пространством и временем, трудно сразу постичь действия Божии. Но их смысл открывается впоследствии. И с высоты прожитых лет становится понятным благое и спасительное промышление Божие о нас. Пройдет время, и мы увидим, что Матерь Божия ответила на наши молитвы. Господь Вседержитель и Пречистая Дева будут действовать в мире сем через нас, немощных и недостойных. Что будет дальше с Россией — зависит от нас. Если пойдём по пути мести, насилия, хаос — страна окончательно сорвётся в пропасть. Если правители страны поддадутся искушению гонений на тех, кто слабее их, — погубят и себя, и народ наш. Впрочем, может быть и иначе. Все мы сегодня под духовными руинами. И надо помочь друг другу выбраться из-под этих руин, расчистить их и в мире и согласии снова воздвигать дом наш. Все, что произошло с нами в минувшие трагические дни, есть свидетельство нашего духовно-нравственного падения. Без борьбы с грехами, без духовного обновления человека не исцелить нам болезней нашего общества. Нам не помогут никакие реформы и никакие даже самые совершенные законы, если души людей по-прежнему будут опустошены грехом».

До конца своих дней Патриарх Алексий II не прекращал свою миротворческую деятельность. Конечно же не в его силах было остановить разгром Югославии, войну в Чечне, погром в Ираке, где его молитвы оказывались бессильными перед кровавым произволом политиков.

Но ему удалось не допустить полного отхода украинцев от лона Московского Патриархата.

Удалось совершить и важнейшее воссоединение Русской православной церкви Московской Патриархии с Русской Зарубежной Церковью.

То, чего, быть может, не сумел бы ни один наш Предстоятель...

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.